Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества. Социальная философия как теория и методология познания

Социальная философия как теория и методология познания

Химки - 2012 г.

Время - 2 часа

Лекция

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 8/1. «ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ, САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить предмет и объект социальной философии и ее роль в познании общественных явлений и процессов.

2. Раскрыть содержание понятия общество как сложной, саморазвивающейся системы.

3. Определить диалектику основных сфер жизни общества.

4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: 1. Социальная философия как теория и методология познания общества. 40 мин.
2. Общество как система: диалектика основных сфер его жизни. 40 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть содержание понятия общество как сложной, динамичной, саморазвивающейся и противоречивой системы, а также роль основных сфер жизни общества и их диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность.

 

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

«ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ, САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»

 

Проблема анализа развития общества как целостного организма и самостоятельной социальной системы с течением времени не стала менее актуальной и злободневной. Интерес к ней все острее, а научные споры и дискуссии все активнее и жарче. И это объясняется, прежде всего, сложностью и многогранностью развития самого общества, а также повышенным интересом к будущему, редким совпадением реальной жизни, действительности с различными предсказаниями и прогнозами человечество всегда искало ответы на вопросы о сущности бытия, жизни, сознания и т. п. Не были исключением и вопросы об общественной жизни, об историческом развитии и исторических судьбах самого человечества.

Различные аспекты состояния, функционирования и развития общества изучаются в рамках целого ряда наук. Социальная философия в этом ряду выступает как теория и методология системного осмысления общественной жизни.

 

 

История человеческого общества – это множество народов и государств, стран и регионов, формаций, культур и цивилизаций в их прошлом, настоящем и будущем развитии, история различных эпох и их смены, история борьбы классов и государств, войн и революций, т. е. наполненная массой уникальных событий жизнь человечества в социальном времени и пространстве. Без глубоких философских обобщений, поиска соответствующих критериев нельзя понять того, что достойно человечества, а что – нет, невозможно отделить существенное от несущественного. А вступив на путь обобщений, наука начинает испытывать потребность в методологии, разработка которой относится к компетенции философии.

Общество, в котором мы сегодня живем, находится в состоянии глубоких, масштабных и нарастающих перемен. Все процессы, происходящие в нем, вызывают интерес людей. Чтобы быть понятными и способными дать успешные результаты, они должны быть глубоко проанализированы, изучены и всесторонне осмыслены. Такой подход требует наличия серьезных философско-методологических знаний и критического отношения к жизни, истории и перспективам общественного развития.

Прежде чем осуществить содержательное рассмотрение данного вопроса лекции, важно иметь в виду, что социально-философский анализ общества предполагает введение ряда категорий, играющих важную методологическую роль в познании социальных процессов и общественной жизни в целом. Важно помнить, что категориальный аппарат социальной философии не является самоцелью, а представляет собой системный инструментарий исследования социальной части реального мира.

Попытки осуществить социально-философский анализ общества и осмыслить суть его развития предпринимались постоянно на протяжении всей истории человечества. Философы, историки и политики стремились дать ответы на самые разные вопросы относительно общественной жизни и общества как такового. В их числе немало известных имен: Гесиод, Платон, Аристотель, Сенека, Локк, Гоббс, Монтескье, Макиавелли, Маркс, Ленин, Ясперс и др.

Сами же вопросы и проблемы, занимавшие умы ученых, обратившихся к исследованию общества, можно свести к следующим:

- что есть общество и какова его природа?

- в чем суть общественного развития и носит ли оно закономерный характер?

- познаваемы ли общественные процессы и какова степень влияния на них человека?

- каково соотношение материальной и духовной сторон жизни общества и его перспективы?

Однако важно помнить об одной характерной особенности научно-теоретического анализа общества. Она заключается в том, что, исследуя общество как историко-социальный феномен, мы обращаемся довольно часто не к обществу как данности, а имеем дело с идеализированным объектом исследования, особенно в ретроспективе. Собственно мы оперируем идеальной моделью, что позволяет:

а) отвлечься от случайностей и обнаружить необходимое;

б) исследовать объект глубоко и всесторонне, до выявления закономерностей его функционирования;

в) обнаружить тенденции и перспективы социального развития.

При этом нельзя забывать, что идеальная модель общества и оно само как совокупность реалий бытия не тождественны, не одно и то же. Модель – как бы «остановленная» общественная жизнь, миг истории в совокупности наиболее существенных признаков, но она обеднена, лишена исторически неповторимых красок и оттенков. В то же время она позволяет исследовать общество не на обыденном, а более высоком, теоретическом уровне, что имеет свои преимущества.

Социально-философский анализ общества сводится к следующему:

- исторически ретроспективно воссоздать объект;

- увидеть общество целостно, всесторонне, проникнуть за явление в сущность;

- осуществить системный и структурный анализ;

- выявить логико-историческую последовательность, а значит вскрыть причинно-следственные связи и отношения в общественном развитии.

Сказанное имеет важное методологическое значение для решения целого ряда гносеологических задач в исследовании общества и определении его понятийного статуса.

Понятия «общность», «общество», «общественный», «социальный» достаточно широко используются в науке и в повседневной речи, но их смысл и содержание нередко многозначны и не четко определены. Прежде всего, следует различать термины «общность» и «общество».

Общность – определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей на основе общих задач и целей, содержания общения и деятельности.

Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующаяся совместной жизнедеятельностью людей, нормами и принципами, социальными институтами, системой отношений на основе совместных интересов, общности целей и условий жизни.

Определений общества существует много. Так, основоположник социологии О. Кант понимал общество как проявление абстрактного закона формирования сложных и гармоничных систем. Т. Гоббс и Ж. Руссо рассматривали общество как объединение людей для контроля над своими действиями. К. Маркс же отмечал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Заслуживают внимания взгляды на сущность и природу общества Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Г. Гегеля и др.

В то же время из анализа различных подходов и точек зрения на общество видно, что не всякое объединение людей представляет собой общество. При этом любое общество это:

1. Обособившаяся от природы часть материального мира;

2. Объединение людей на определенном этапе истории;

3. Развивающаяся социофункциональная структура;

4. Самодостаточная и самоуправляющаяся социальная система.

Понятие «общество» следует отличать от однопорядковых, но не тождественных понятий, таких как «народ», «нация», «государство». Они хотя и отражают определенные социальные общности, и институты, но их содержание различно.

Кроме того, исследуя многие общества, важно различать философский и общесоциологических подходы к его анализу. Философский взгляд на общество – это объяснение его генезиса, системности содержания и функционирования, источников и движущих сил развития, перспектив человечества, понимание места и роли человека в жизни общества. Поэтому философских подход неотделим от анализа проблемы человека и общества. Философия концентрирует свое внимание на исследовании и постижении цели, движущих сил, смысла и направленности современной общественной жизни и всего исторического процесса.

Философский смысл понятия «общество» состоит также в определении специфики типа связей индивидов в единое целое.

Основными типами таких связей можно считать:

- духовные (Аврелий, Августин, Фома Аквинский);

- конвенциональные (философы XVII – XVIII вв);

- материальные (Маркс и др.).

Для выяснения феномена общества, следует разобраться в закономерностях, объединяющих людей в эту целостность. В настоящее время сформировалось три основных подхода к объяснению этих закономерностей.

Первый подход – натуралистический: общество рассматривается как такая часть природы, в которой главными являются закономерности неживой и живой природы.

а) Общество – часть природы, космоса (А. Чижевский, Л. Гумилев).

б) Жизнь общества определяется особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников).

в) Общество детерминируется в первую очередь генетическими, расовыми и половыми особенностями, т. е. спецификой человека как природного существа (Э. Уилсон, Р. Докинс).

Второй подход – идеалистический. Смысл его в том, что сущность связей, объединяющих людей в единое целое, рассматривается в контексте идей, верований и мифов.

Это характерно для мыслителей, абсолютизирующих роль религии в обществе, значение других духовных факторов. Особенность этого подхода еще и в том, что невозможное для человека, является возможным для Бога. То, что невозможно в реальной жизни, возможно в потусторон­нем мире или в «светлом будущем», ради которого необходимо жерт­вовать настоящим.

Третий подход – связан с социально-философским анализом действительных межчеловеческих отношений и связей, которые возникают в определенных природных и социальных условиях, имеют определенный характер.

Он представлен в двух вариантах:

а) «атомистическая» модель, согласно которой общество выступает как сумма индивидов-«атомов», связанных договорами. При этом люди следуют законам, идеям свободы и равенства, что обеспечивает им существование.

б) органическая модель, по которой общество предстает как целое, как система, структурированная особым образом на части, к сумме которых оно полностью несводимо, т. к. представляет нечто большее, в соответствии с закономерностями отношений части и целого.

Социально-философский анализ общества сводится к следующему:

· понимание общества как обособившейся от природы части материального мира, характеризующегося целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью людей и социальных институтов по воспроизводству человека, материальной и духовной культуры, системы норм и принципов жизни, общественных отношений;

· сущность общества конкретизируется в его существенных признаках:

- наличие людей, наделенных сознанием, как материально-духовных носителей организации и функционирования общества;

- функционирование системы организации и управления (государственные и общественные институты);

- нормы и принципы, поведения, общения и деятельности;

- наличие общественных отношений;

- мыслительная и практическая деятельность субъектов общества как их действительная жизнь и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическое занятие | Общество как система: диалектика основных сфер его жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.