Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность как интеллектуальное существо. Концепция Ж.Пиаже

 

Пиаже интересовал принципиальной иной аспект личности, нежели тот, что рассматривал Фрейд. Он исследовал когнитивное развитие личности или, иначе, процесс формирования навыков мышления. Согласно его концепции, дети последовательно проходят определенные периоды интеллектуального развития, правда, с разной скоростью и результатами (в современной дифференциальной психологии подобные периоды иногда называются сенситивными). На каждой стадии формируются особые навыки мыслительной деятельности, причем существуют пределы того, чему на ее протяжении может научиться ребенок. В интеллектуальном развитии можно выделить три больших периода: сенсомоторный, период подготовки и реализации конкретных операций, период формальных операций [Обухова Л.Ф. 1995, с.138]. Но если второй период разбить на две самостоятельные стадии, то их оказывается четыре: 1) сенсомоторная, 2) предоперациональная, 3) конкретных операций, 4) формальных операций.

Теория Пиаже включает ряд весьма интересных начальных положений, из которых ниже будут очерчены только три.

Во-первых, на самом раннем этапе интеллектуального развития граница между субъектом (в частном случае, ребенком) и объектом (внешним миром) неопределенна и не стабильна. Ребенок не способен выделить себя из внешнего мира, он не способен понять, что принадлежит ему самому, что внешнему миру, а что является результатом взаимодействия между ним и внешним миром. Только долгая практика взаимодействия и возникающие на основе этой практики умственные структуры позволяют ему сформировать представление о себе как особой части мира. Умственная структура есть целостная система интеллектуальных средств, позволяющая усваивать опыт взаимодействия с миром. Последовательная смена умственных структур и означает интеллектуальное развитие. Хотя умственные структуры людей во многом схожи, они достаточно разнообразны и определяют восприимчивость человека к тем или иным сигналам внешнего мира (например, художники, музыканты и математики воспринимают мир отлично друг от друга в связи с различием их умственных структур.

Во-вторых, все умственные структуры строятся на основе взаимодействия субъекта с миром, причем собственно действия субъекта играют определяющую роль. Мысль, по Пиаже, есть сжатая форма действия. Способность к познанию зависит от богатства и степени совершенства умственных структур, сложившихся на базе этих действий.

В-третьих, ключевую роль в процессе интеллектуального развития играют схемы действия. Схема действия, как считал Пиаже, - это самое общее, сохраняющееся в действии при его повторении в разных ситуациях (сейчас, возможно, схему действия иногда называют алгоритмом). Наличие схем (по мере их формирования) позволяет ребенку действовать все более адекватно и экономно. В схемах упорядочивается опыт ребенка. На начальном этапе развития схема действия является чем-то вроде сенсомоторного (чувственно-двигательного) аналога понятия. Позже она может представлять собой умственную структуру.

Сенсомоторная стадия (от момента рождения до двух лет). Она характерна тем, что в ее начале психика ребенка сосредоточена на собственном теле. Сперва у ребенка формируются и закрепляются рефлексы, затем навыки (например, координация зрения и навык хватания). Ребенок овладевает органами чувств и движения. Позже у детей формируется память, и они учатся сохранять в ней образы предметов окружающего мира (представления о предметах). Сначала они отождествляют свои представления с реальными вещами и лишь постепенно начинают отличать их друг от друга. Они также обретают уверенность в том, что эти предметы существуют независимо от них и чаще всего находятся на привычных местах. Уверенность эта проистекает из практического опыта. Дети узнают, что каждое действие может быть отменено противодействием. Например, если отвернуться от предмета, он исчезнет. Но если сделать обратный поворот (вновь повернуться к предмету), он снова возникнет на привычном месте. Дети также становятся способны спокойно воспринимать повторяющиеся события, которые сначала были для них весьма тревожными (например, прощание с родителями, уходящими на работу или куда-то еще). У них формируются все более сложные и разнообразные схемы действий.

Предоперациональная стадия (от двух до семи лет). В этот период дети должны научиться отличать символы от реальных предметов, которые обозначаются данными символами. Сначала знаки для детей являются частью самих вещей. Например, сперва для ребенка «мама», нарисованная им на листке бумаги, почти то же самое, что и реальная мама, а «дом», который он построил из песка, почти то же самое, что и реальный дом. К концу этой стадии дети хорошо чувствуют разницу, они не огорчаются так сильно, как прежде, если кто-то порвет рисунок или разрушит песчаный дом. По-видимому, это означает, что мозг маленького человека теперь способен не только воспринимать реальный предмет и хранить образ этого предмета, но создавать и хранить некий знак-посредник между реальным предметом и его образом, удерживаемым в памяти. Наличие таких знаков-посредников есть необходимая предпосылка для построения мысленных операций с вещами или, иначе, для построения схем действий уже мысленно.

Стадия конкретных операций (от семи до одиннадцати лет). По Пиаже, дети в это время учатся мысленно совершать те действия, которые прежде они выполняли реально. Наиболее известный пример – обучение счету с помощью счетных палочек. Сначала дети совершают простейшие операции сложения и вычитания, перенося палочки руками поштучно. Например, если им требуется добавить к трем палочкам столько же, они берут по одной палочке из комплекта, прикладывая их палочка к палочке. Позже они способны сразу взять необходимое количество палочек. Иначе говоря, ребенок становится способным мысленно предвосхитить будущий результат своих действий. Для этого ему уже не нужно прибегать к непосредственному опыту.

Стадия формальных операций (от двенадцати до пятнадцати лет). На этом этапе подростки овладевают способностью решать абстрактные математические и логические задачи, обдумывать нравственные проблемы, размышлять о будущем. При этом они могут рассуждать уже исходя из предположения, которое не соответствует никакому прежнему или возможному опыту. Напротив, реальные события теперь могут объясняться ими на основе общих постулатов и принципов. Дальнейшее развитие мышление основано на совершенствовании умений и навыков, которые усвоены на этой стадии.

Замечания к концепции. Прежде всего эта концепция представляет собой интерес для школьной педагогики. Наличие определенных фаз развития мышления (сенситивных периодов) в настоящее время является азбучной истиной. Из нее следует, что: во-первых, «сбой» в развитии мышления, произошедший на одной из стадий, практически невосполним на последующих (примеры реальных «маугли»), во-вторых, «модное» стремление построить учебный процесс в игровой форме и непременно сделать его «наглядным, увлекательным, интересным и доступным» для учащегося несет в себе потенциальную угрозу для нормального развития мышления. Потому что реально овладеть навыками мышления можно только в том случае, если приложить некоторое количество труда. Пришедшее ныне в каждый дом телевидение принесло массу информации, массу «живых и наглядных» образов, но, представляется, способствовало не развитию, а торможению самостоятельного мышления у массы людей.

Кроме того, эта концепция интересна в том отношении, что представляет собой достаточно подробное описание того, как развивающаяся человеческая психика строит все более и более сложные модели окружающего мира, или, иначе, «отражает» этот мир все в более и более сложных моделях. Сначала ребенок не различает себя и внешний мир. Затем у него появляются образы предметов внешнего мира, которые фактически тождественны с вещами. Позже эти образы отделяются от вещей и появляются знаки, заменяющие в уме эти вещи. Кроме того, устанавливаются отношения между вещами (и знаками). Далее появляются теоретические конструкции, воспроизводящие отдельные аспекты мира в абстрактных понятиях и на основе логических законов. Позднее, очевидно, появляется возможность описать мир с помощью математических средств. При этом важнейшей предпосылкой интеллектуального развития является спонтанная активность субъекта, все умственные процессы строятся на базе действия субъекта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура личности по Фрейду | Личность как нравственное существо. Концепция Л.Колберга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.