Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восемь стадий психосоциального развития

 

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
Младенчество (орально-сенсорная) Рождение - 1 год Базальное доверие –базальное недоверие Надежда
Раннее детство (мышечно-анальная) 1 - 3 года Автономия – стыд и сомнение Сила воли
Возраст игры (локо- моторно-генитальная) 3 - 6 лет Инициативность – вина Цель
Школьный возраст (латентная) 6 - 12 лет Трудолюбие – неполноценность Компетентность
Юность (подростковая) 12 - 19 лет Эго-идентичность – ролевое смешение Верность
Ранняя зрелость 20 - 25 лет Интимность – изоляция Любовь
Средняя зрелость 26 - 64 года Продуктивность – застой Забота
Поздняя зрелость 65 лет - смерть Эго-интеграция – отчаяние Мудрость

 

В крайнем левом столбце перечислены стадии и даны разные варианты их названий; во втором столбце указан приблизительный возраст их протекания; в третьем – противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению кризиса.

З амечания к концепции.

Этому психологу, как представляется, удалось подметить и теоретически описать некоторые важные стороны развития личности, в частности, кризис как механизм развития и достаточно важные стадии этого развития. Привлекательным моментом в его концепции является также стремление «увязать» генетически запрограммированное личностное развитие с включенностью личности в социальную жизнь.

Тем не менее, едва ли можно взять концепцию Эриксона в качестве основы для описания личности как социального существа. Ведь хотя он и провозглашает наличие влияния социальной среды на формирование личности, результируется это влияние в чисто душевных свойствах или качествах человека. Слова «доверие», «надежда», «сила воли», «отчаяние» и т.п. описывают внутренний, душевный мир человека и сами по себе не несут никакого социально смысла.

Кроме того, что, может быть, важнее, стадии личностной эволюции теоретически никак не увязаны одна с другой. Они рядоположены. Утверждается, что каждая предыдущая стадия подготавливает психику человека к решению задач предстоящей стадии. Приводится эмпирическое описание, долженствующее подкрепить это утверждение. Но ведь реально никак не доказано, что кризис «инициатива-вина» непременно предшествует кризису «трудолюбие-неполноценность», а кризис «интимность-изоляция» обязательно следует за кризисом «эго-идентичность-ролевое смешение». Почему не может быть наоборот?

Теоретически также неясно, почему «кризисные пары» составлены из именно данных качеств, а не каких-то других. Например, почему противопоставлены «инициативность» и «вина» или «трудолюбие» и «неполноценность»? По логике, инициативности должна была бы противостоять пассивность, а трудолюбию – лень.

Вызывают недоумения и некоторые применяемые Эриксоном выражения и слова для обозначения отдельных психических состояний. Например, чувство, которое можно выразить словами: «Я доволен», скорее можно было бы назвать чувством самореализованности, нежели эго-интеграции. Человек подвел итоги своей жизни и внутренне решил: «Я состоялся», или «Я выполнил свое назначение в жизни» и т.д. Состояние собственной целостности, которое может быть обозначено словом интеграция (исходя из его первоначального смысла), присуще здоровому человеку на всех стадиях жизни. Раздвоение личности – болезнь, хотя и распространенная, но касается далеко не всех! Наконец, почему эго-интеграция или отчаяние могут придти к человеку только после 65 лет? Разве люди не бывают разочарованы в жизни и не кончают с собой в любом возрасте (за исключением младенчества и раннего детства)?

При всех своих недостатках, концепция развития личности Эриксона может вполне пригодиться для разработки различных практических программ действий по воспитанию молодежи или оказанию помощи людям, находящимся в душевном кризисе. Но, приходится повторить, она мало применима в качестве основы для разработки социологической концепции личности.

Вопросы для самоконтроля.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кризис как механизм развития личности: концепция Э.Эриксона | Концепции личности в отечественной психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.