КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение и взаимодействие элементов трех структур: сознания, личности и деятельности
Например, согласно Платонову, элементы направленности личности могут быть тождественны стойким атрибутам сознания, в частности, это относится к убеждениям. Однако направленность личности может быть соотнесена с целями и мотивами деятельности. Патологические элементы биопсихической структуры личности имеет тождественные патологические элементы в структурах сознания и деятельности и т.д. Во втором случае, взаимосвязь проявляется в том, что меняются причинно-следственные связи между структурами в процессе взаимодействия. Так, личность, проявляясь в деятельности, является ее причиной, но, формируясь в деятельности, она ее следствие. Деятельность, формируя сознание, оказывается его причиной. Но сознание, ставя сознательную цель, выступает в качестве причины деятельности. Благодаря смене причинно-следственных связей в процессе взаимодействия и позволяет выдвинуть принцип единства личности, сознания и деятельности [Платонов. 1986, с.141-143]. Развитие личности по Платонову. В концепции Платонова предлагается различать не менее четырех этапов «развития человека как личности: пренатальный; постнатальный (но до того, когда ребенок становится личностью); до того, когда человека можно назвать хоть минимально, но социально зрелой личностью; период дальнейшего его совершенствования» [Платонов. 1986, с.227]. Эти четыре периода развития личности в онтогенезе закономерно, как полагает Платонов, совпадают с доминированием в каждом из них соответствующей подструктуры личности. Предлагается также различать два понятия – минимум личности и минимум социально зрелой личности.
Минимум личности определяется осознанием ребенком своего «Я», поскольку самосознание, самопознание и др. - важнейшие компоненты личности. Минимум же социальной зрелости личности определяется: 1) наличием осознания человеком своего места среди других людей, 2) принятием личностью социальных норм, от которых зависит ее способность сознательно, активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, 3) наличием осознанного стремления к самосовершенствованию. Усвоение социальных норм – важнейший процесс на этапе от минимума личности до минимума социальной зрелости личности. В пренатальный период формируются свойства психики, имеющие биологическое происхождение, нервная система с ее свойствами, основы интеллекта и памяти, особенности темперамента. Сначала в постнатальном периоде формируются анализаторы, а дальнейшем доминирующей становится вся совокупность психических процессов, составляющая более высокий уровень личности. Эти процессы обретают индивидуальное своеобразие. В третьем периоде развития личности, когда появляется сознание, возникает минимум личности. В ее структуре все более отчетливо начинает доминировать подструктура опыта. В нем же формируется высшая подструктура личности – направленность, а также дополнительные подструктуры – характер и способности. В четвертом периоде, когда уже есть минимум социальной зрелости личности, в ее структуре доминирует высшая подструктура – направленность, а в последней ее высший уровень – убеждения, которым подчиняются и характер, и способности, обобщаясь в призвании [Платонов. 1986, с.229-230].
Названные периоды представлены Платоновым более развернуто в следующем виде (табл. 13). Таблица 13. Этапы и рубежи развития личности.
Виды формирования личности по Платонову. В излагаемой концепции различаются также два вида развития личности, а именно созревание и формирование. Созревание связано с изменениями в организме и обусловлено развитием внутренних психических процессов, которые с возрастом могут и деградировать. Формирование же обусловлено воздействием внешних условий либо же сознательным воздействием человека на самого себя. Можно выделить три основных пути формирования личности: стихийное, целенаправленное и самоформирование. Стихийное формирование обусловлено случайными воздействиями внешних условий и играет доминирующую роль в формировании любой личности. Целенаправленное формирование понимается как формирование личности по заранее спроектированной модели с применением адекватных методов и приемов воздействия. Оно может быть массовым, и в связи с этим, шаблонным, но может быть и индивидуальным. Целостная совокупность приемов и методов формирования личности может быть названа видом формирования. Они связаны с четырьмя основными подструктурами личности. Для формирования биопсихических свойств применяется тренировка, для формирования психических процессов – упражнение, для формирования опыта как знаний, навыков и умений – обучение, а для формирования целенаправленности как высшей подструктуры – воспитание. При этом следует иметь в виду, что более высокий вид формирования включает в себя в качестве подчиненных элементов более низкие. Например, в воспитание может входить в качестве таких элементов обучение и упражнение и т.д. [Платонов. 1986, с.230-237].
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |