Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Социальная структура

Цель: изучение строения общества, системы связей между всеми его основными элементами.

План:

1. Социальная структура: понятие, элементы.

2. Социальная стратификация и социальная мобильность.

1. Выражения типа "высшие и низшие классы", "продвижение по социальной лестнице", “его социальное положение очень высоко” и т.п. довольно часто используются как в повседневных суждениях, так и в экономической, политологической и социологической литературе. Все эти выражения указывают на существование того, что обозначают термином "социальное пространство". Декарт, Лейбниц, Гоббс, Вайгель в XVII веке, Ф.Ратцель, Г.Зиммель, Э.Дюркгейм - в XIX веке, Р.Парк, Э.Богардус, Л. фон Визе, П.А.Сорокин в XX веке уделили этой проблеме большое внимание.

Явление перемещения индивида внутри социального пространства называется социальной мобильностью. Социальное пространство в корне отличается от геометрического пространства. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И, наоборот, люди, находящиеся очень далеко в геометрическом пространстве (например, два брата, или епископы, исповедующие одну религию, или 2 генерала из одной армии, один из которых в Америке, другой - в Китае), могут быть очень близки социально. Человек может проделать сотни, тысячи километров в геометрическом пространстве, не изменив своего социального положения и наоборот.

Например, президент Буш был в Вашингтоне, а потом переместился в Москву и т.д. Или, Людовик ХVI и Николай II, один в Версале, другой - в Царском Селе, в один момент стали занимать другое социальное по-ложение.

Поэтому социальное пространство представляет собой некое народонаселение земли.

Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - порядок сосуществующих групп в обществе и статусов индивидов в этих группах.

Говорят: "статус низкий", "статус высокий". Где же точка отсчёта? Поэтому социальное пространство конкретизируется двумя понятиями "социальная структура" и "социальная стратификация".

Впервые учение о социальной структуре было сформулировано О. Контом, который выделял такие социальные группы, как (промышленники, банкиры, "философы-позитивисты", «паразитное растение» - мелкие собственники, пролетарии).

Известно, что общество можно рассматривать как систему. Система состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях или связях между собой, т.е. данная система имеет структуру. Понятие "социальная структура" является частью понятия "социальной системы".

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы.

Под социальной структурой понимается специфическая взаимосвязь между конгломератами, группами, социальными институтами.

Существуют и другие определения "социальной структуры" (см. литературу в конце пособия).

В социологии существует множество концепций социальной структуры общества, в том числе марксистские и немарксистские.

Социальная структура может быть разнообразной. Это зависит от критериев, которые мы будем выделять в качестве элементов структуры.

Отсюда, социальная система может иметь следующие направления структур:

1) социально-классовую (рабство, касты, сословия, группы);

2) социально-этническую (род, племя, народность, нация);

3) социально-территориальную (город, село, регион, посёлки, агломерации);

4) социально-демографическую (пол, возраст);

5) семейно-бытовую (родственники, дети, брачные, внебрачные свя-зи);

6) социально-профессиональную;

7) социально-образовательную;

8) религиозную структуру.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами (о них подробнее в шестой главе). А теперь рассмотрим некоторые элементы социальной структуры.

КОНГЛОМЕРАТ - механическое объединение людей (очередь на остановке; пошёл дождь - люди забежали в подъезд; люди собирающиеся поглазеть на месте происшествия и т.д.). Из конгломератов могут быть группы.

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр.

Реальные группы – это совокупность людей, объединенных по какому-либо признаку (ростом, чувством юмора, цветом волос и т.д.).

Полуорганизованные группы – публика в кино, в театре, на выставке, в кафе и т.д.

Организованные группы – совокупность лиц, объединенных интересами, имеющая определенные ценности, действующая непосредственно или опосредованно и называющая себя «МЫ».

Моногруппы – группы, объединенные каким-то одним признаком (партии, религии).

Плюрогруппы – группы, объединенные несколькими признаками (классы, нации, кланы).

Все группы могут быть разбросаны, либо сконцентрированы в одном месте, могут быть большими и малыми, богатыми и нищими, формальными и неформальными, управляться тоталитарно или авторитарно и демократически.

СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС - общность людей, располагающих близкими позицией в отношении экономических, политических и профессиональных статусов.

- Платон, Агриппа, Саллюстий, Вольтер, Гизо, Годвин, Бернштейн выделяли два социальных класса: "бедных" и "богатых" Они генерализируют экономическую стратификацию, считая её единственной.

- Гельвеций, Сен-Симон, Бауэр, Блондель различают доминирующий (аристократический, привилегированный, эксплуататорский) и подчини-тельный (угнетаемый, эксплуатируемый) классы. Это политический под-ход.

- Тюрго, Бюхер, Шмаллер, Тауссиг - за основу выделения классов берут профессиональную стратификацию.

- К.Маркс, А.Смит, К.Каутский для характеристики социального класса прибегают к сочетанию всех трёх форм. Их дефиниции носят локально-темпоральный характер и не могут быть использованы для всех времен и народов.

За последние десять лет кардинально изменилась и социальная структура нашей страны. От пресловутой трёхчленной структуры (рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция) социологи ушли. Ныне современное российское общество - сложное, многослойное образование, имеющее тенденцию к социальной поляризации (М.Н.Руткевич).

Американские исследователи "поделили" своих граждан на шесть основных общественных классов.

Например, те, кто относится к "высшему высшему" классу - это элита общества, происходящая из именитых семей и живущая на богатое наследство, - владеют не одним домом, жертвуют деньги на благотвори-тельные цели, их дети учатся в частных школах. Они не привыкли выставлять напоказ своё богатство, хотя и являются главными "потребителями" драгоценностей, антиквариата, недвижимости и услуг по организации отдыха и путешествий, составляя менее одного процента населения.

На второй ступеньке иерархии - "низший высший" класс - находятся бизнесмены и лица свободных профессий, получающие высокие доходы благодаря своим исключительным способностям. Их около двух процентов населения. Эти "счастливчики" демонстративно тратят средства на дорогие дома, яхты, плавательные бассейны, автомобили.

Двенадцать процентов, только делающих карьеру бизнесменов, управляющих и лиц свободных профессий относятся к "высшему среднему" классу. Они заботятся об образовании, духовной жизни, культуре, предпочитают иметь хорошие дома, мебель, одежду и бытовые приборы.

Водопроводчики, средний инженерно-технический персонал, служащие, мелкие предприниматели, составляющие "низший средний" класс - 30 процентов населения, - более всего озабочены соблюдением норм и правил культуры, созданием себе ореола респектабельности, поэтому предпочитают одежду строгого стиля, но дома обходятся товарами типа "сделай сам".

Мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие озабочены укреплением своего положения в обществе, находясь в "высшем низшем" классе, 35 процентов населения этой группы являются основными покупателями товаров для домашнего хозяйства, спортивных товаров и пива.

И, наконец, 20 процентов, составляющих "низший" класс, тратятся в основном на пищевые продукты, телевизоры и подержанные автомобили - это лица, живущие на пособия, или неквалифицированные рабочие.

Особым слоем в обществе являются маргиналы. Понятие это введено в социологию Робертом Парком в 1929 году.

Маргинальный человек - это человек, находящийся на границе 2-х миров или более, но при этом не принимающий ни один из них. Маргинальность - пограничное состояние. Следствием маргинальности является одиночество. При определённых условиях в обществе могут образовываться маргинальные группы.

Маргинальность характеризуется:

- противоречивостью (разрушением социальных связей, деградацией, депрофессионализацией);

- дезорганизованностью;

- конфликтностью.

Бомжи, безработные, мигранты, люди, приехавшие из деревни в город - всё это маргинальные личности.

Процесс маргинализации охватывает почти всё социальное пространство России. Люди передвигаются из села в малый, а затем и в большой город, переезжают из "горячих" точек в более безопасные места. По статистике три четверти граждан страны в возрасте свыше 30 лет живут и работают не там, где родились. Это порождает разнообразные маргинальные группировки - "лимитчики", "шабашники", "вахтовики" и др.

Социологи выделяют и другие социальные общности, не имеющие структурной организации. Для них характерны спонтанность образования, неустойчивость взаимосвязей, кратковременность совместных действий. Это так называемые полуорганизованные группы - публика, толпа, социальные круги.

Изучение этих общностей представляет практический интерес для специалистов по социальной работе. Очень поучительны в этом работы Г.Тарда, Г.Лебона, З.Фрейда, а также труды отечественных социологов Н.К.Михайловского, М.М.Ковалевского, Н.И.Кареева, П.А.Сорокина и др.

 

2. Идеи о социальной стратификации зародились в отечественной социальной мысли в начале прошлого столетия. Так, П.А. Сорокин ещё в период пребывания в России и в первые годы жизни за границей (20-е годы) систематизировал и углубил целый ряд понятий, которые позже приобрели ключевую роль в теории стратификации ("социальная мобильность", "одномерная" и "многомерная стратификация").

В развитие теории стратификации внесли вклад многие представители разных течений западной социологии. Это и М.Вебер с идеей о классах в индустриальном обществе и социальном взаимодействии. Т. Парсонс со своим структурно-функциональным анализом. Р.Дарендорф и Р.Коллинз внесли в неё идеи социального конфликта, а также работы американ¬ских исследователей К.Дэвиса и У.Мура 40-х годов.

Социальная стратификация - это наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

В таком иерархически выстроенном распределении социокультурных благ выражается сущность социального расслоения, посредством которого общество получает возможность стимулировать одни виды деятельности и взаимодействия, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.

Этим социальное расслоение отличается от социальной дифференциации. Понятие "социальная дифференциация" более широкое по объёму и подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством. Например, любителей коллекционировать марки или значки, можно выделить в группу людей, которое определённым образом проводят своё свободное время. Это занятие выступает дифференцирующим качеством, т.к. оно остаётся нейтральным к ведущим процессам расслоения.

Социальная стратификация присуща любой социально организованной среде - т.е. одни люди в ней выступают как лидеры, другие - исполнители; в ней есть более, а есть менее уважаемые члены сообщества; в зависимости от статуса распределяются привилегии и награды, права и обязанности.

Такая всеобщность позволяет рассмотреть факторы и основания, на которых базируются процессы социальной стратификации.

Основа этих процессов - социальная, т.е. в любой человеческой общности выстраивается иерархия статусов, ролей, норм. Данное основание позволяет выделить в процессах расслоения экономические, государственные, политические и другие структурные единицы (классы, группы, слои, институты), анализировать их характеристики (нормы, роли, статусы), а также их взаимосвязи и взаимоотношения, различающиеся между собой по уровню устойчивости, изменчивости, структурной сложности.

Существует ценностно-символическая основа стратификации, связанная с осмыслением социальных норм, с наделением социальных ролей тем или иным оценочным содержанием. На этом уровне анализа рассматривают ценности, предпочтения, символы разных социальных слоев, институтов.

Другое основание стратификации связано с понятием меры - это границы, в которых происходит упорядочение социальных связей и ценностных представлений. Это система мотиваций, поощряющих одни действия и отношения, и система запретов, предупреждающих другие.

На стратификационные процессы влияют природные и антропологические основания, динамика народонаселения.

Таким образом, процессы слоеобразования в длительной перспективе выполняют функции по организации и перераспределению антропологической, социальной энергии, а также культурных ресурсов общества.

Стратификационные процессы могут проявляться в различных исторических формах. В отдельные периоды стратификационные различия могут принимать конфронтационный характер (классовая борьба, национальные противостояния, религиозные). Вместе с тем многие общества вырабатывают защитные меры, которые нацелены на смягчение статусно-ролевых конфликтов и напряжений.

В теории стратификации используют такие единицы анализа, как "класс", "социальный слой", "социальная группа", обозначающие социальные общности. Включение людей в ту или иную общность определяется формой их социального взаимодействия, а также местом или социальными позициями, которые они занимают в социальном пространстве.

Одним из механизмов социальной стратификации, который связан с изменением положения человека в системе социальных статусов, является социальная мобильность. Напомним, что явление перемещения индивида внутри социального пространства называется социальной мобильностью.

Так, например, при рождении человек получает социальный статус своих родителей, так называемый аскриптивный, или предписанный статус (пол, национальность, место рождения). Родители, родственники, близкие к семье люди передают ребёнку нормы, представления о должном и престижном, которые господствуют в их среде. Однако в активный период своей деятельности человек может не довольствоваться положением в этом слое, претендовать и добиться большего. В последнем случае он обретает достигаемый статус.

Если человек изменил свой статус на лучший, то имеет место восходящая мобильность. Однако в результате жизненных катаклизмов (потеря работы, болезнь и т.п.) человек может перейти в низшую статусную группу - это нисходящая мобильность. Выделяют разные виды социальной мобильности - внутрипоколенческая, межпоколенческая, профессиональная, что позволяет анализировать различные виды движения населения. Кроме вертикальной мобильности (восходящая и нисходящая), существует горизонтальная (переход с одной работы на другую без изменения статуса) и территориальная мобильность (переезд из города в город).

Для примера приведём некоторые выдержки из книги П.А.Сорокина "Социальная мобильность" (1927), в которой он изложил свою теорию социальной стратификации и мобильности. Из параграфа "Понятия и определения".

"Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Её основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияние среди членов того или иного общества. Конкретные формы социальной стратификации многообразны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются имущие и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения, независимо от системы, т.е. коммунистическая, капиталистическая.

Экономическое неравенство выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.

Если в пределах какой-то группы существуют иерархически разные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, чтобы не провозглашала она в своей конституции или декларации.

Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Экономическая, политическая и профессиональная стратификация тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Далее П.А.Сорокин выделяет каналы социальной мобильности ("лифты"): школа, церковь, брак, армия, политические партии, экономические и профессиональные организации.

"Закрытое" общество - все каналы мобильности закрыты. "Открытое" общество - все каналы мобильности открыты. В чистом виде ни "открытое" ни "закрытое" общество не существуют. Революция - следствие закрытого общества. Недостаток теории стратификации П.Сорокина - занимается в основном внутригрупповыми отношениями, исключая межгрупповые.

Таким образом, социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества, которая качественно и количественно не одинакова во всех обществах и во все времена. Семья, церковь, шайка разбойников, секта, политическая партия, фракция, профсоюз, научное общество - короче любая организованная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности.

В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоев изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы. Кроме того, каждый человек устремлен к повышению своего статуса.

Все это создает уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность.

Социальная мобильность — это переход индивида или социальной группы из одной страты в другую.

Социальную мобильность различают по типам, видам и сферам.

• Горизонтальная — это перемещение внутри своей страты. Например, переход инженера с одного завода на другой на аналогичную должность.

• Вертикальная — это перемещение из низшей страты в высшую (восхождение) или из высшей страты в низшую (нисхождение).

• Индивидуальная — это показатель изменения положения человека в обществе (статуса).

• Групповая — это изменение группового статуса. Например, повышение заработной платы военнослужащим.

Кроме того, социальную мобильность различают по сферам: экономическая, политическая, социальная, культурная и др.

Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной, вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определенным требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус. Г. Моска считал, что возможны три варианта социальной мобильности элиты: «увековечивание» без обновления, «увековечивание»

с обновлением и «чистое» обновление. Оптимальным вариантом для стабильного общества является второй, т. е. систематическое обновление элиты в установленных пределах.

И в заключение, позволим еще одну цитату, но уже из работы «Стратификация и классовая структура» нашего современника, известного социолога из Великобритании, профессора Э.Гидденса. Нас будут интересовать выводы, сделанные профессором в конце статьи. Интересующихся не только выводами, но и всей работой отсылаем к журналу «Социологические исследования», 1992 г. №№ 9, 11. Вот его резюме.

1. Социальная стратификация означает разделение общества на слои или страты. Говоря о стратификации, мы обращаем внимание на неравенство позиций, занимаемые индивидами в обществе. Стратификация по полу и возрасту существует во всех обществах. В традиционных и индустриальных странах сегодня стратификация выступает в понятиях богатства, собственности и характеризуется доступом к материальным ценностям и продуктам культуры.

2. Может быть установлено четыре главных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Три первые зависят от санкционированных правом или религией неравенства, классовое разделение "официально" не признаётся, но происходит вследствие власти экономических факторов на материальные обстоятельства жизни людей.

3. Классы возникают из-за неравенства во владении и контроле над материальными ресурсами. Что касается классовой позиции индивида, то она, по крайней мере, достигается человеком, а не просто "даётся" ему от рождения. Социальная мобильность как вверх, так и вниз в классовой структуре имеет достаточно характерные черты.

4. Большинство людей в современных обществах более богаты сегодня, чем несколько поколений назад. Богатые используют различные средства для передачи своей собственности от одного поколения к последующему.

5. Наиболее известные и влиятельные теории стратификации развивались Марксом, Вебером и Сорокиным. Маркс впервые определяет место класса, как объективно данные характеристики экономической структуры общества. Вебер принимает подобную точку зрения, но устанавливает два других аспекта стратификации - статус и партию. Сорокин выделял экономическую, политическую и профессиональную стратификации.

6. Класс имеет важнейшее значение в современных западных обществах, хотя существует много сложностей в их классовых системах. Большинство на Западе придерживаются точки зрения таковой, что население находится в рамках высшего, среднего, рабочего класса и что классовое сознание сильно развито.

7. Анализ стратификации традиционно осуществлялся с позиции ориентации на мужчин. Влияние пола на стратификацию в современных обществах в определённой степени не зависит от класса.

8. В изучении социальной мобильности различия делают между внутрипоколенческой и межпоколенческой мобильностью. Первая означает движение вверх или вниз по социальной шкале индивидуальной жизни работника. Вторая - движение через поколение, когда дочь или сын "синего воротничка" становятся специалистом. Социальная мобильность имеет ограниченные рамки. Большинство людей остаются по положению близкими семье, из которой вышли.

9. Бедность широко распространена среди богатых наций. Существуют два метода оценки бедности. Один использует понятие “существование бедности", которое означает недостаток основных ресурсов, необходимых для сохранения здоровья и эффективного функционирования организма. Другой метод использует понятие "относительная бедность", включая оценку разрыва между условиями жизни некоторых групп и теми, кто составляет большинство населения.

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

2. Радаев В.В., Шкоратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1995.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М., 1997.

4. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

Тема 8. Культура как ценностно-нормативная система.

Цель: изучить культуру как объект социального познания, её понятия, структуру, виды, функции, формы.

План:

1. Понятие культуры: подходы, структура

2. Формы культуры

3. Социальные функции культуры

 

1. "Культура" – такая же важная категория для социологии, как “эволюция” для биологии. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой - совокупность результатов деятельности людей.

Термин этот чрезвычайно многозначен: он описывает абсолютно всё, созданное человеком. Культура так многообразна, что для её уточнения люди используют массу предикатов (спец. определений), выделяя, например технологическую, цивилизационную, философскую, управленческую, физическую культуру, городскую и сельскую, молодёжную и этническую, которые описывают ценностный мир людей.

В настоящее время широко используют следующие термины: экономическая культура, политическая культура, религиозная культура, поскольку за ними стоит особый стиль мышления, поведения и оценки происходящего в мире и в обществе.

Для социологов (Ю.Г.Волков и И.В.Мостовая) понятие "культура" несёт особый смысл: в традициях, заложенных Э.Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения среди людей.

Таким образом, социальная культура - это только значения, которые люди приписывают разнообразна знакам: предметам, действиям или явлениям Палка-копалка, или картина Сурикова, поезд или дом, икона или лозунг всегда являются произведениями (артефактами, элементами культуры), но они приобретают социокультурный смысл только тогда, когда значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, поступки, восприятие в определённое русло.

Социальная культура - это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействие людей.

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой понималось "возделывание земли". В ХУШ веке для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах поведения. Благодаря работам Д.Вико, И.-Г.Гердера, Ш.Монтескье культура воспринималась как сравнение собственных культурных ценностей с теми, что свойственны другим странам; заговорили о культурном многообразии.

Со второй половины XIX века понятие "культура" постепенно приоб¬ретает статус научной, а не только философской категории. Оно утрачи¬вает оценочный характер, оставшийся от идей Просвещения, и перестаёт означать "высокий" уровень развития общества. Понятие "культура" на¬чало пересекаться с категориями "цивилизация", "ОЭФ" (общественно-экономическая формация), "глобальная регионализация". Появилось определение "биологически ненаследуемая память человечества".

Можно выделить несколько подходов к понятию «культура». Например, подходы к культуре как к творчеству; культура как система знаков, подлежащих расшифровке (семиотический подход); культура - просвещённость, образованность, начитанность (В.Даль); культура - духовный мир человека или через понятие "цивилизация". Долгое время "культуру" и «цивилизацию» отождествляли. Разграничил эти понятия И.Кант, а в начале XX века О.Шпенглер и вовсе противопоставил их. Цивилизация - это высшая стадия культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Наконец, психологи считают, что культура - это особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

Не отрицая возможность ни одного из приведенных подходов, потому что они выделяют весьма существенные признаки культуры., но ни один из этих критериев не является универсальным, потому что культура – многофункциональный феномен, требующий самого широкого философского подхода. Представляется возможным и более логичным подойти к рассмотрению понятия культура с помощью фундаментального критерия - деятельности человека. Причём этот интегральный критерий более или менее раскроет адекватно содержание понятия "культура" только в том случае, если будет учитываться вся совокупность связи духовной культуры с материальной, сам процесс культурного производства, а также процесс передачи материальных ценностей, их восприятие и функционирование, а самое главное – на сколько все это способствует развитию человека. С учетом указанных обстоятельств, приведем одно из понятий культуры, которое более или менее раскрывает ее содержание: Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

В категории “культура” фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития.

С точки зрения социологии, в культуре выделяются две основные части - культурная статика и культурная динамика. Культурная статика - внутреннее строение культуры - базисные элементы, формы культуры. Культурная динамика - средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, её изменение.

Базисные элементы культуры (черты) бывают двух видов - материальные и нематериальные.

Совокупность первых создает особую форму культуры - материальную. Она включает объекты, созданные человеческими руками (их называют артефакты): книга, дом, орудие труда, погребение, галстук, украшение, плотина и др.

Артефакты созданы человеком, несут в себе определённое символическое значение, выполняют определённую функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует духовную культуру: нормы, ценности, правила, образцы поведения, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, ритуалы. Они сотворены разумом и чувствами.

Знания выражаются через книги; обычай; приветствие - через рукопожатие или произнесение слов.

В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Так, культурным ареалом называется географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую, чешскую, сербскую и др. субкультуры, или национальные культуры. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными границами или с рамками данного общества.

Понятие «культурное наследие» означает часть материальной и духовной культуры, созданное прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и пе¬редающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

В отличие от понятия «культурное наследие» понятие "прошлая культура" охватывает более широкий круг предметов и явлений. Она включает всё, что было признано ценным или интересным для потомков. Эта часть культуры вызывает интерес у историков и любителей древностей.

Культурное наследие часто идеализируется. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации в периоды нестабильности и кризисов.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражает новое понятие культурные универсалии - своеобразные инварианты развития, элементы культуры. Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства. В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, семья, празднества, похоронные ритуалы, игры, язык, закон, брак, хождение в гости, отлучение ребёнка от груди, шутки, карательные санкции и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

М.Мид и К.Клакхон относят к универсальным компонентам следующие элементы общества:

- язык как символику и смыслы действий;

- ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

- символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;

- типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.);

- образцы и эталоны поведения.

С позиций фрейдизма удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента:

1) правила брачных отношений, отражающих сложившуюся культуру воспроизводства;

2) правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культур пая, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.

А главное, культура есть самопроизводящаяся и самовоспроизводящаяся система, она сохраняет себя и развивается. Культура включает также и другие категории, например:

ОБРАЗ ЖИЗНИ - часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, правах, этикет, нормы и др. элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают её от других групп. Мы говорим об образе жизней врачей, учителей, молодёжи и т.д.

В зарубежной социологии образ жизни считается фундаментальным понятием, одним из определений культуры.

ПРИВЫЧКИ. Образ жизни создаётся нашими привычками. Спать лежа, есть второе вилкой, закрывать за собой дверь. Это коллективные, или групповые, привычки, усвоенные нами в процессе социализации. Их огромное множество, они соблюдаются автоматически, без сознания. Кроме них существует масса, индивидуальных привычек: рано вставать, пить кофе по утрам и т.д. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Привычки - это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Встречаются вредные привычки (грызть ногти, громко разговаривать и т.д.) они свидетельствуют о плохих манерах.

МАНЕРЫ. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским манерам, другие - к повседневным. Ходить опрятно одетым, не читать газету за обедом, не чавкать за едой - повседневные манеры воспитанного человека. Целовать руку даме, говорить ей изысканные комплименты, здороваться, приподнимая шляпу, - светские манеры, присущие небольшой группе людей.

ЭТИКЕТ. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе - особый культурный комплекс, называемый этикетом - это система правил, принятая в особых социальных кругах. Особый этикет существовал при королевских дворах, в дипломатических кругах, светских салонах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуала. В прошлом он характеризовал высшие слои общества и относился к элитарной культуре. Сегодня он отличает воспитанного человека от не-воспитанного. Этикет как свод правил поведения касается внешнего проявления внутреннего отношения к людям.

ОБЫЧАИ. Они присущи широким мессам людей, в отличие от манер. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке, но относится к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества, Нового года, уважение к женщине и многое другое берегутся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

Если обычаи и привычки переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция - всё то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало предание. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. (Встречи выпускников, однополчан, подъём национального или корабельного флага). Традиции могут выполняться в обыденной обстановке и в праздничной. Они относятся к культурному наследию и объединяют людей. Разновидностью традиции является обряд. ОБРЯД - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Рождение (крещение, наречение именем), свадьба (сватовство, выкуп невесты, помолвка), посвящение в студенты, в рабочие; смерть (отпевание, погребение, поминки).

ЦЕРЕМОНИЯ И РИТУАЛ. Они существуют во всех сферах и областях человеческой культуры. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящённых отмечанию каких-либо событий, дат или людей. Функция церемонии - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или какой-либо социальной группе. Коронование - яркий пример этому.

РИТУАЛ – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, специально подготовленными для этого.

Ритуал наделён символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызвать у зрителей чувства: принесение в жертву, ритуал подписания международных договоров, ритуал бракосочетания, выдача паспорта в 14 лет и т.п.

НРАВЫ - обычаи, имеющие моральное значение. Во многих обществах считается безнравственным ходить по улице обнажённым (хотя это можно делать дома), оскорблять старших, бить женщину, обижать слабых. А в других обществах, например, в Спарте, сбрасывать физически слабого ребёнка в пропасть считалось вполне нравственным. Это зависит от культуры данного общества. Разновидностью нравов является закон. Это нормы поведения, оформленные документами парламентскими или правительственными и требующие неукоснительного выполнения. Два вида законов - обычное право (неписанные правила) и формальные, или юридические законы, закрепленные конституциями - главный политический закон страны. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь, государственная тайна, права человека, собственность.

Существуют также вкусы, мода и увлечения. Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, его ещё называют прихотью. Увлечение - эмоциональное кратковременное пристрастие. Коллекционирование марок, значков, увлечение рок-музыкой, театром и т.п.

Мода - смена, культурных образцов и норм, замена одних увлечений на другие. Вкус может сохраняться долгие годы, увлечения чаще меняют-ся. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду.

ЦЕННОСТИ. Культура, как и общество, покоится на системе ценностей - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба, мир. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для людей. Верность - предательство.

Люди ориентируются на ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Для одних высшей ценностью может быть деньги, для других - политическая карьера, для третьих - семья и т.д.

К элементам культуры относятся также знания, верования, мифы. Знания - достоверные сведения о чём-либо, научные сведения. Это одни из главных элементов культуры сегодня. Миф - фантастическая, вымышленная картина мира в целом, общества и человека в нём.

Верование - убеждённость, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Принять на веру - значит признать истинным без доказательств.

Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определённом свете, поступая так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято. Ценности, символы, слова, значения, оценки и социальное поведение в рамках одной культуры тесно связано друг с другом.

То, что в одной культуре считается признаком бесчестия, в другой может оказаться признаком благорасположения, и то, что сложилось как традиционная социальная норма, иностранцем может быть воспринято как "нонсенс".

Несмотря на то, что социологи не занимаются специально рассмотрением таких проблем, как "материальная культура" и "духовная культура", функционалисты в своих исследованиях выявили, что между ними существует определенный культурный лаг. (Это когда одни части куль-туры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввёл У.Огборн). Так, информационный век уже наступил, но люди продолжают пользоваться представлениями индустриального общества: оценивают услуги мерками массового товарного производства, отстаивают прежние социальные стандарты. Или, ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно молодежь. Её духовный мир не обогащается столь быстро, как материальное положение. И, наоборот, Христианские заповеди были сформулированы 2000 лет назад, но до сих пор не возникало общество, построенное так и следующее этим принципам, хотя материальные предпосылки могли быть налицо.

Т.Парсонс провёл чёткое различие между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь - процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности. Он же ввел понятие генерализованной ценности - господствующих идейных представлений. В современном обществе западного типа это свобода, демократия, личность.

Производство и социальные отношения выполняют в обществе мужскую функцию: они дестабилизируют, разрушают стереотипы, движут общество вперёд.

Культура, по мнению Т.Парсонса, выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию общественных отношений.

Социологи также выявили, что только на определённых этапах цивилизационного развития материальное доминирует, определяя культуру и способ жизни общества в целом. В более высокоразвитых обществах доминирует культура.

Исследуя культуру, социология исходит из того, что назначение её многообразно. Социология культуры рассматривает каналы, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к эстетическим ценностям, оценивается как формируются вкусы, предпочтения, как осуществляется эстетическое восприятие окружающей действительности.

Культура - это и канал воспитания, который способствует не только формированию эстетического, но и политического, правового идеала. Через экран, сцену, книгу, эстрадную площадку, залы музеев человеком осознаётся история народа, страны, его культура, его будущее. Нарушение меры в подаче этого материала может привести к негативным последствиям.

Развитие исследований культуры остро поставило вопрос о связи её с другими видами человеческой деятельности - трудовой, политической, социальной. Стали разрабатываться социологами проблемы профессиональной, экономической и политической культуры. Сегодня в повестке дня встала необходимость изучения такого явления как техническая культура, без которой невозможно овладеть технологической революцией. Особую актуальность приобрели проблемы сочетания мировой и национальной культур.

Таким образом, социологическая картина культуры - чрезвычайно сложное, противоречивое явление. Какие же проблемы социологии культуры существуют в XXI веке? Как отмечает профессор Ж.Т. Тощенко, социологические исследования выявили серьёзный просчёт в культурной политике. Он состоял в том, что вовремя не был осмыслен поворот к новым тенденциям в культуре.

Так, если в 50-60-e годы XX века властителем дум была поэзия, то потом ее стала вытеснять музыка. Неумение или отказ увидеть новые нарождающиеся потребности привели к серьёзным политическим, культурным и нравственным издержкам. Кроме того, страна заметно отстала в материальной обеспеченности культурных потребностей, в оценке происходящих изменений в художественной культуре. Доля национального дохода, затрачиваемого на культуру, уменьшилась в несколько раз даже по сравнению с периодом первых пятилеток. (2% расходуется из бюджета России).

Социологический анализ уровня культуры людей позволил обнаружить, что кругозор многих из них характеризуется поверхностным знанием. Вот почему социология стала констатировать появление групп людей, которые были с образованием, но без соответствующего культурного потенциала. Вырос целый отряд "серых специалистов", у которых низкий профессиональный уровень соседствует с низким уровнем общей культуры.

Социологические исследования свидетельствуют о росте всевозможных увлечений (хобби) в сфере культуры. Но в 90-е гг. XX в. многие культурологические движения приобрели отчётливо выраженный социально-политический и гражданский характер. Обновили свою деятельность творческие союзы. Начали возникать центры национальных культур. Снятие запретов и ограничений на виды художественного творчества способствовало появлению большого числа самодеятельных театров, студий, эстрадных групп и т.д. Стали возрождаться забытые и полузабытые формы народного творчества.

Особое значение приобретает техническая оснащённость учреждений культуры. Территориальная удалённость учреждений культуры от места жительства как в городе, так и на селе становился серьёзной причиной, мешающей обогащению духовного мира людей.

По-прежнему ограничен доступ населения к культурным ценностям. Так, выбор книг в сельских библиотеках, малых городах невелик, а многие новинки литературы приобретаются с большим прудом. В музеях демонстрируется только 14% экспонатов, остальные находятся в запасниках.

Говоря о культуре, нельзя не сказать о роли свободного времени. Данные свидетельствуют, что для этого важен не столько количественный рост, сколько качественный. В России люди имеют более 100 нерабочих дней в течение года. Каждый человек может распоряжаться этим временем по-своему. Но это не означает, что обществу безразлично, как используется свободное время. Оно заинтересовано в том, чтобы время не растрачивалось впустую, тем более во вред человеку, а служило интеллектуальному развитию и физическому совершенствованию людей.

Для специалистов по социальной работе важно самому обладать высокой профессиональной, так и общей культурой при общении с клиентами, особенно с подростками, пожилыми и больными людьми.

2. Социологи различают три формы культуры - элитарную (возвышенную), народную и массовую, и две разновидности: субкультура и контркультура. "Искусство для искусства" - девиз элитарной культуры. Картины Пикассо, музыка Шенберга, Шнитке и т.д.

Народная культура создаётся творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Фольклор - ещё одно название народной культуры. Он локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая, или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления середина XX века, когда СМИ проникли в большинство стран мира, стали доступны всем социальным слоям. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк - примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования.

СУБКУЛЬТУРА. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - посте¬пенно у каждой формируется собственная культура, т.е. система правил и ценностей, т.н. субкультура - это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, пожилых людей, профессиональной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, одеждой, обычаями, взглядами на жизнь, но не противостоит доминирующей культуре. Своя культура имеется у наркоманов, алкоголиков, нищих, одиноких, спортсменов.

КОНТРКУЛЬТУРА. Она обозначает такую субкультуру, которая не только отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей. Суб-культура террористов противостоит человеческой культуре, что культура хиппи, панков, уголовного мира.

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА. Культура никогда не остаётся неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, распространяется от одной страны к другой; передаётся от прошлых поколений к будущим. Культурная динамика описывает изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Основой изменения культуры служат открытия и изобретения. Они распространяются 3 способами: заимствованием, стихийным проникновением (диффузия), независимые открытия.

3. Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит, прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется через ряд функций.

1) Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

2) Интегративная и дезинтегративная функция культуры.

На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

3) Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее: в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Маршак А.А. Социология. – М., 2002.

2. Социология. Под ред. В.Н.Лавриненко. – М., 2004.

3. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

4. Волков Ю.Г. Социология. – М., 2002.

 

Тема 9. Социальные институты и организации.

Цель: изучить особенности социальных институтов и организаций, их структуру, виды, функции.

План:

1. Понятие социального института: структура, функции и дисфункции социальных институтов.

2. Классификация социальных институтов.

3. Социальные организации: определение, структура, свойства.

4. Типология социальных организаций.

 

1. Первым предложил термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер. Подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.

Согласно учению Г.Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности.

В западной социологии под социальным институтом понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Русские социологи под социальными институтами (от лат. – установление, учреждение) понимают исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надёжность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом.

Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:

1) постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

2) чёткое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;

3) регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;

4) наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов и т.д.

Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных формах. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д.

Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений называется институционализацией. По Фролову С.С. институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов (институциональная структура):

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Роберт Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

Явные функции институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего следующие функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция т.е. передача социального опыта.

5. Коммуникативная функция т.е. распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом. (т.е. существуют результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее).

Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различных субъектов (отдельных групп, слоёв, классов). Может наступить такая ситуация, при которой изменения потребностей не найдут отражение в структуре и функциях социального института и в его деятельности возникает дисфункция. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределённости его функций, понижении социального авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, т.е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Таким образом Дисфункцией социального института называется нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество.

2. Г.Спенсер выделял следующие виды социальных институтов:

1) Домашние учреждения (различные виды брака, семьи и др.).

2) Обрядовые учреждения (приветствия, титулы и т.д.).

3) Политические учреждения.

4) Церковные учреждения.

5) Профессиональные учреждения.

6) Промышленные учреждения.

Российские социологи выделяют следующие виды социальных институтов:

1) Экономическо-социальные институты – собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределение общественного богатства. Соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и защиту определённых ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

5) Нормативно-санкционирующие – общественно-социальная регуляция поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, регламент собраний и т.д.

3. С социальными институтами тесно связаны социальные организации.

Социальная организация – это в широком смысле любая организация в обществе: в узком смысле – социальная подсистема организации.

Выделяют четыре направления в определении организации:

1) В соответствии с теорией К.Бернарда организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.

2) Согласно точке зрения Г.Саймона организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ с упорядоченными связями внутри него.

3) М.Вебер представляет третье направление в определении организации. По его мнению социальная организация – это рациональная система направленная на достижение цели.

4) По мнению А.Этциони, социальная организация – это социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей.

Таким образом, применительно к социальным объектам термин «организация» традиционно употребляется в трёх смыслах:

Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции.

Во-вторых, этот термин может означать определённую деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию.

В-третьих, имеется в виду характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда под организацией понимается определённая структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1. Они создаются для реализации определённых целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.

2. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам.

3. Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку.

4. Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации.

5. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему. На базе соединения различных элементов организации в целое создаётся особый организационный эффект который означает синергию т.е. прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий её участников.

Пригожин выделяет следующие элементы организации:

1. Центральным элементом любой организации является её социальная структура – это шаблонные, или регулируемые аспекты взаимоотношений между участниками организации.

2. Цели – как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Выделяются три взаимосвязанных вида организационных целей:

1) цели–задания – это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня;

2) цели–организации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию;

3) цели–системы – это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое – т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность.

3. Члены организации, или участники – это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определённым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определённую позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую роль.

4. Технология – это место, где производится определённого вида работа, где энергия участников применяется для трансформации материалов или информации.

5. Внешнее окружение Р.Мертон выделил основные факторы влияния на организацию внешней среды:

1) роль государства и политической системы;

2) влияние рынка;

3) роль экономики;

4) влияние социальных и культурных факторов;

5) технология из внешнего окружения.

Как социальная система организация имеет следующие специфические свойства:

1. Организация всегда и прежде всего – социальная общность.

2. Организация – иерархическая система, её отличительный признак – наличие как минимум двух элементов: субъекта и объекта управления.

3. Социальная активность групп и отдельных работников, имеющих собственные интересы, не всегда совпадают с целями организации.

4. Организация обладает целевой природой, поскольку создаётся для реализации определённых целей и оценивается через целедостижение.

5. Организация опирается на горизонтальные структуры – разделение и специализация труда по функциональному признаку.

6. Организация построена по вертикальному принципу, что обусловлено необходимостью координировать деятельность горизонтальных структур, их активность.

4. Выделяют формальные и неформальные типы социальных организаций.

Формальная организация возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в её основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации чётко регламентирована. Строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создаётся иерархия: руководитель – подчинённые.

Одним из первых ввёл в социологию категорию формальной организации М.Вебер. Он доказывал, что формальная организация, как правило стремится превратиться в бюрократическую систему. Вебер выделил следующие черты бюрократии:

1) управленческая деятельность совершается постоянно;

2) существует потолок, сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управления;

3) вышестоящий руководитель осуществляет контроль за нижестоящим чиновником;

4) управленческая работа становится особой профессией;

5) существует система подготовки чиновников, управленческие функции документируются;

6) в управлении главным является принцип безличности.

• Неформальные организации – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий.

В таких организациях нет жёсткого регламента, дисциплины, члены неформальной организации более самостоятельны в достижении своих целей. Такие организации менее устойчивы, более пластичны и подвержены изменениям.

Пригожин выделяет три типа организаций:

1. Административные – с жёстко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений, директивно установленными извне целями, ограниченными возможностями для работников влиять на них (например, учебные заведения).

2. Общественные организации. Характеризуются добровольностью членства, менее формализованными структурами, большей возможностью влиять на конечные цели. (Например, политические партии, профсоюзы).

3. Ассоциативные организации – степень формализации отношений минимальна, структуры подвижны, цели не декларированы, а влияние на них индивидов достаточно велико. (Например, семья).

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

2. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

3. Маршак А.А. Социология. – М., 2002.

4. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 1994.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Общество как социокультурная система | Тема 10. Социальная сфера как объект социологического анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.314 сек.