КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема общественного прогресса и его критериев
Химки - 2012 г. Время - 2 часа Лекция по дисциплине «Философия»
ТЕМА № 8/2. «СМЫСЛ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ»
Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.
Для очной и заочной формы обучения
I. Учебные и воспитательные цели: 1. Уяснить сущность общественного прогресса и его места в историческом процессе. 2. Раскрыть содержание основных критериев общественного прогресса и их методологическое значение. 3. Определить содержание и диалектику понятий формация и цивилизация. 4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.
II. Учебно-материальное обеспечение: 1. Слайды 2. Выставка литературы III. Расчет учебного времени:
IV. Организационно-методические указания: При изучении темы необходимо раскрыть содержание общественного прогресса и его основных критериев, а также показать диалектику понятий формация и цивилизация, как принципиально разных подходов в познании общества и перспектив его развития.
V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ «СМЫСЛ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ»
Современное общество – это «дитя» собственной истории, порождение противоречивой природы социального прогресса. Шаг за шагом в обществе накапливались изменения и черты, определившие его нынешнее состояние. Вот почему характеристику человеческой цивилизации начала XXI в. предварим введением в проблему общественного развития, очень актуальную для нашего времени. Содержание общественного развития предполагает рассмотрение соотношения понятий «развитие», «прогресс» и «регресс». Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов или связей). Развитие может быть прогрессивным и регрессивным. Под общественным прогрессом принято понимать тип развития общества, характеризующийся поступательным (восходящим), направленным и необходимым переходом его от низшего к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного в обществе. Прогресс общества – это, прежде всего, становление цивилизованности (культурности) во взаимоотношениях между людьми и социальными группами, между обществом и природой. Кратко говоря, прогресс есть создание культуры во всех ее формах. Сферы его проявления совпадают с основными подсистемами общества, и в соответствии с этим принято выделять экономический, социальный, политический прогресс в обществе, называть иные формы его проявления. В основе общественного прогресса лежат умственная и практическая деятельность человека, непрерывное совершенствование им орудий труда и навыков их применения, развитие науки и техники, рост потребностей общества. Понятие прогресса всегда соотносится с понятием регресса, под которым в философии понимаются попятное движение, застой, распад жизнеспособных форм жизни общества. Прогресс и регресс – две стороны исторического процесса, которые друг без друга не существуют. Прогресс в одном отношении – это всегда регресс в другом. Вот почему нельзя представлять себе всемирную историю идущей вперед гладко и аккуратно, прямолинейно, без зигзагов, попятных движений или застоя в развитии. Общественный прогресс в истории философии. Первые представления о прогрессе общества стали возникать тогда, когда человек научился мыслить рационально и ставить вопрос о том, есть ли общество нечто неизменное, раз и навсегда данное, или же ему свойственно изменение, переход в иное состояние. В мифах античного общества существовало представление о некоем «золотом веке» человечества – безмятежном состоянии, которое затем было утрачено, и на смену ему пришли заботы и печали людей. Для большинства античных философов история общества представала простой последовательностью событий, за которыми стоит нечто неизменное и вечное («космос», «логос», «мировой разум»). В учениях некоторых философов (Сенека и др.) появился фатализм – убежденность в том, что человек якобы подчинен судьбе и обстоятельствам своей жизни. Настоящее время кратко как миг, а будущее сомнительно, поэтому человеку остается лишь прошлое как единственно определенное и устойчивое. В Средние века религиозная философия утверждала мысль о якобы изначальной греховности человека и неизбежности наказания за это, о суете сует и тщетности человеческой жизни, о безвозвратно утраченном рае. Сформировалось учение о грядущем конце мира и человечества, о Страшном суде. Считалось, что в истории уже все заранее предрешено, и места для свободы и творчества не остается. В эпоху Возрождения появилась твердая уверенность в том, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем человечества. Это будет некое «царство разума», а его творцом станет уже не Бог, а сам человек как господин и повелитель окружающей природы, кузнец собственного счастья. Социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла) разрабатывали детальные проекты такого общества. Будучи оптимистами, они горячо верили, что в этом обществе возобладает свободный труд, социальное равенство и всестороннее развитие человеческой личности. Философия Нового времени стала увязывать общественный прогресс прежде всего с развитием научного знания, культуры. Такой подход нашел развернутое воплощение во французском Просвещении XVIII в. (Ж. Кондорсе, Ф. Вольтер). Полагалось, что история общества – это продукт Разума, а человек способен к бесконечному совершенствованию своих способностей. Утверждая рационалистическую трактовку прогресса, Кондорсе писал: «Настанет, таким образом, момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума»[1]. Просветители давали высокую оценку нарождавшейся промышленной цивилизации и связывали с ней надежды человечества на лучшее будущее. Иное понимание общественного прогресса предложил итальянский философ Д. Вико, автор теории «исторического круговорота». Он считал, что каждый народ проходит в своем развитии три эпохи – божественную, героическую и человеческую. После прохождения своей вершины общество оказывается в состоянии упадка, а потом движение вновь начинается по восходящей линии. В истории складывается, таким образом, круговорот, повторение пройденного. В Новое время была высказана также идея противоречивости общественного прогресса, которую формулировал и обосновывал Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что развитие цивилизации и культуры вовсе не означает прогресс, а, напротив, ведет к нравственной деградации человека. Естественной для существования человека является природа, к которой ему следует возвратиться. В классической немецкой философии стала обосновываться идея закономерности и неодолимости прогресса общества (И. Гердер, Г. Гегель). Так, Гегель попытался представить историю общества как единый процесс смены состояний абсолютной идеи в обществе. История, по убеждению Гегеля, – это прогресс в продвижении к состоянию свободы. Мировой разум придает развитию общества разумный порядок и строгую гармонию. Оптимистический подход к пониманию общественного прогресса сложился и в классической марксистской философии. Общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая и др.) предстали в марксизме как ступени восходящего развития человечества. Локомотивами истории являются, с точки зрения этой философии, творчество трудящихся масс, социально-классовая борьба и социальные революции. На смену «неподлинной» истории неминуемо придет коммунизм, который наконец-то освободит человека от рабства в различных формах его проявления. Коммунизм – это идеальное состояние истории, скачок человечества из «царства несвободы» в «царство свободы». В русской социальной философии проблема общественного прогресса рассматривалась и решалась с различных позиций. Так, представители естественно-научной философии (М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский) горячо верили в прогресс общества и связывали его возможность с точным знанием, развитием техники и промышленности. Славянофилы (И.В. Киреевский и др.) считали, что прогресс возможен лишь на путях следования России своим традиционным национальным ценностям (православие, самодержавие и народность). Г.В. Плеханов и В.И. Ленин смотрели на прогресс общества сквозь призму материалистического понимания истории и теории классовой борьбы. В русской религиозной философии (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.) решение проблемы прогресса общества виделось на основе сохранения духовности в таких ее формах, как религия и мораль. Религиозные философы отрицательно относились к идее применения насилия в истории, пусть даже и во имя самых высоких целей. Явившись противоречивой эпохой в истории человечества, XX в. породил и противоположные трактовки в понимании общественного прогресса. Ряд мыслителей (Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Тойнби) придерживались пессимистической точки зрения. По их убеждению, в истории имеет место не прогресс, а всего лишь повторение уже пройденных состояний, «вечное возвращение». Более того, многочисленные факты духовной деградации человечества в начале века дали повод полагать, что прогресса уже больше не существует (С.Л. Франк) и цивилизация движется к гибели. Существовали и оптимистические трактовки общественного прогресса. В ряде теорий (А. Тоффлер, У. Ростоу и др.) общественный прогресс связывался с внедрением передовых технологий и возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея «технотронной эры» как грядущей эпохи человечества. Авторы многочисленных концепций (теория постиндустриального общества, теория конвергенции, теория микроэлектронной революции и др.) настойчиво пытались убедить, что прогресс современного общества обязательно состоится, и это произойдет благодаря силе науки и техники. Обращение к истории социально-философской мысли показывает, что тема общественного прогресса всегда являлась в ней предметом большого внимания. Это вызвано стремлением философии вскрыть пружины исторического процесса, выявить его важнейшие тенденции и формы проявления, предвосхитить будущее человечества. Что же это такое – прогресс общества? Исторический процесс по природе своей всегда противоречив, и часто эти противоречия очевидны. В истории общества нет только светлых тонов, она многоцветна и не может выражать интересы всех людей. История гуманна и жестока одновременно. Богатство и бедность, образованность и невежество, творчество и разрушение неразлучны, как свет и тень. В течение многих веков в основе общественного прогресса лежала «низкая алчность» (Ф. Энгельс). Основной целью общества и двигателем его прогресса было обретение богатства для узкого слоя людей. Интересы большинства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой угнетения и страданий других. Такой, увы, оказалась логика истории человеческого рода, и давняя мечта угнетенных масс о «золотом веке» представляется в связи с этим отнюдь не беспочвенной. Критерии общественного прогресса. Важнейшее значение для выяснения характеристик общественного прогресса имеет установление его критериев. Критерий прогресса необходим, т. к. именно с его помощью возможно: - воспроизводство уже достигнутого уровня; - формирование нового качества. Особенно важен критерий прогресса в общественной жизни. Изменения в общественной жизни происходят каждый день, но не всегда ясно – прогресс это или регресс. В философии сложились следующие требования к критериям цивилизованного социального развития: - всеобщность (возможность применения во всех типах общества); - объективность; - сравнимость; - количественная и качественная определенность; - обеспечение единства объективного и субъективного факторов в анализе общественного развития; - антропоцентризм и др. При анализе общественного прогресса используются частные и общие виды критериев. К частным относят: - социальный прогресс – мера общественных отношений, которая проявляется в «общественных правилах» - научно-технический прогресс – уровень развития средств труда, техники, технологий; - экономический прогресс – финансовое и материально-предметное благополучие общества и его субъектов уровень развития производительности труда, производство общественного продукта на душу населения; - духовный прогресс – степень развитости индивидуального и общественного сознания, мировоззрения и социальных качеств людей, а также свобода совести, наука, искусство, информация, мораль обучения и воспитания.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |