Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема общественного прогресса и его критериев

Химки - 2012 г.

Время - 2 часа

Лекция

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 8/2. «СМЫСЛ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить сущность общественного прогресса и его места в историческом процессе.

2. Раскрыть содержание основных критериев общественного прогресса и их методологическое значение.

3. Определить содержание и диалектику понятий формация и цивилизация.

4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: 1. Проблема общественного прогресса и его критериев. 20 мин.
2. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. 60 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть содержание общественного прогресса и его основных критериев, а также показать диалектику понятий формация и цивилизация, как принципиально разных подходов в познании общества и перспектив его развития.

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

«СМЫСЛ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ»

 

Современное общество – это «дитя» собственной истории, порождение противоречивой природы социального прогресса. Шаг за шагом в обществе накапливались изменения и черты, определившие его нынешнее состояние. Вот поче­му характеристику человеческой цивилизации начала XXI в. предварим введением в проблему общественного развития, очень актуальную для нашего времени.

Содержание общественного развития предполагает рассмотрение соотношения понятий «развитие», «прогресс» и «регресс».

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов или связей).

Развитие может быть прогрессивным и регрессивным. Под общественным прогрессом принято понимать тип раз­вития общества, характеризующийся поступательным (восхо­дящим), направленным и необходимым переходом его от низ­шего к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного в обществе. Прогресс общества – это, прежде всего, становление цивилизованности (культурности) во взаи­моотношениях между людьми и социальными группами, меж­ду обществом и природой. Кратко говоря, прогресс есть созда­ние культуры во всех ее формах. Сферы его проявления совпадают с основными подсистемами общества, и в соответствии с этим принято выделять экономический, социальный, политический прогресс в обществе, называть иные формы его проявления. В основе общественного прогресса лежат умственная и прак­тическая деятельность человека, непрерывное совершенство­вание им орудий труда и навыков их применения, развитие науки и техники, рост потребностей общества.

Понятие прогресса всегда соотносится с понятием регресса, под которым в философии понимаются попятное движение, застой, распад жизнеспособных форм жизни общества. Прогресс и рег­ресс – две стороны исторического процесса, которые друг без друга не существуют. Прогресс в одном отношении – это всегда регресс в другом. Вот почему нельзя представлять себе все­мирную историю идущей вперед гладко и аккуратно, прямоли­нейно, без зигзагов, попятных движений или застоя в развитии.

Общественный прогресс в истории философии. Первые представления о прогрессе общества стали возни­кать тогда, когда человек научился мыслить рационально и ставить вопрос о том, есть ли общество нечто неизменное, раз и навсегда данное, или же ему свойственно изменение, переход в иное состояние. В мифах античного общества существовало представление о некоем «золотом веке» человечества – безмя­тежном состоянии, которое затем было утрачено, и на смену ему пришли заботы и печали людей. Для большинства антич­ных философов история общества представала простой пос­ледовательностью событий, за которыми стоит нечто неизмен­ное и вечное («космос», «логос», «мировой разум»). В учениях некоторых философов (Сенека и др.) появился фатализм – убеж­денность в том, что человек якобы подчинен судьбе и обстоя­тельствам своей жизни. Настоящее время кратко как миг, а будущее сомнительно, поэтому человеку остается лишь про­шлое как единственно определенное и устойчивое.

В Средние века религиозная философия утверждала мысль о якобы изначальной греховности человека и неизбежности наказания за это, о суете сует и тщетности человеческой жиз­ни, о безвозвратно утраченном рае. Сформировалось учение о грядущем конце мира и человечества, о Страшном суде. Счи­талось, что в истории уже все заранее предрешено, и места для свободы и творчества не остается. В эпоху Возрождения появи­лась твердая уверенность в том, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем человечества. Это будет некое «царство разума», а его творцом станет уже не Бог, а сам человек как господин и повелитель окружающей природы, кузнец собствен­ного счастья. Социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла) разрабатывали детальные проекты такого общества. Будучи оптимистами, они горячо верили, что в этом обществе возобла­дает свободный труд, социальное равенство и всестороннее разви­тие человеческой личности.

Философия Нового времени стала увязывать общественный прогресс прежде всего с развитием научного знания, культу­ры. Такой подход нашел развернутое воплощение во француз­ском Просвещении XVIII в. (Ж. Кондорсе, Ф. Вольтер). По­лагалось, что история общества – это продукт Разума, а человек способен к бесконечному совершенствованию своих способно­стей. Утверждая рационалистическую трактовку прогресса, Кондорсе писал: «Настанет, таким образом, момент, когда Сол­нце будет освещать Землю, населенную свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума»[1]. Просветители давали высокую оценку нарождавшейся про­мышленной цивилизации и связывали с ней надежды челове­чества на лучшее будущее.

Иное понимание общественного прогресса предложил италь­янский философ Д. Вико, автор теории «исторического круго­ворота». Он считал, что каждый народ проходит в своем разви­тии три эпохи – божественную, героическую и человеческую. После прохождения своей вершины общество оказывается в со­стоянии упадка, а потом движение вновь начинается по вос­ходящей линии. В истории складывается, таким образом, кру­говорот, повторение пройденного.

В Новое время была высказана также идея противоречи­вости общественного прогресса, которую формулировал и обосновывал Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что развитие цивилиза­ции и культуры вовсе не означает прогресс, а, напротив, ведет к нравственной деградации человека. Естественной для существования человека является природа, к которой ему следует возвратиться.

В классической немецкой философии стала обосновываться идея закономерности и неодолимости прогресса общества (И. Гердер, Г. Гегель). Так, Гегель попытался представить историю общества как единый процесс смены состояний абсолютной идеи в обществе. История, по убеждению Гегеля, – это прогресс в продвижении к состоянию свободы. Мировой разум придает развитию общества разумный порядок и строгую гармонию.

Оптимистический подход к пониманию общественного про­гресса сложился и в классической марксистской философии. Общественно-экономические формации (первобытная, рабов­ладельческая и др.) предстали в марксизме как ступени восхо­дящего развития человечества. Локомотивами истории явля­ются, с точки зрения этой философии, творчество трудящихся масс, социально-классовая борьба и социальные революции. На смену «непод­линной» истории неминуемо придет коммунизм, который нако­нец-то освободит человека от рабства в различных формах его про­явления. Коммунизм – это идеальное состояние истории, скачок человечества из «царства несвободы» в «царство свободы».

В русской социальной философии проблема общественного прогресса рассматривалась и решалась с различных позиций. Так, представители естественно-научной философии (М.В. Ло­моносов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский) горячо верили в прогресс общества и связывали его возможность с точным зна­нием, развитием техники и промышленности. Славянофилы (И.В. Киреевский и др.) считали, что прогресс возможен лишь на путях следования России своим традици­онным национальным ценностям (православие, самодержавие и народность). Г.В. Плеханов и В.И. Ле­нин смотрели на прогресс общества сквозь призму материали­стического понимания истории и теории классовой борьбы. В русской религиозной философии (В.С. Соло­вьев, Н.А. Бердяев и др.) решение проблемы прогресса обще­ства виделось на основе сохранения духовности в таких ее фор­мах, как религия и мораль. Религиозные философы отрицательно относились к идее применения наси­лия в истории, пусть даже и во имя самых высоких целей.

Явившись противоречивой эпохой в истории человечества, XX в. породил и противоположные трактовки в понимании обще­ственного прогресса. Ряд мыслителей (Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Тойнби) придерживались пессими­стической точки зрения. По их убеждению, в истории имеет место не прогресс, а всего лишь повторение уже пройденных состояний, «вечное возвращение». Более того, многочислен­ные факты духовной деградации человечества в начале века дали повод полагать, что прогресса уже больше не существует (С.Л. Франк) и цивилизация движется к гибели.

Существовали и оптимистические трактовки об­щественного прогресса. В ряде теорий (А. Тоффлер, У. Ростоу и др.) общественный прогресс связывался с внедрением передовых технологий и возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея «технотронной эры» как грядущей эпохи человечества. Авторы многочисленных концепций (теория постиндустриального общества, теория конвергенции, теория микроэлектронной революции и др.) настойчиво пытались убе­дить, что прогресс современного общества обязательно состо­ится, и это произойдет благодаря силе науки и техники.

Обращение к истории социально-философской мысли пока­зывает, что тема общественного прогресса всегда являлась в ней предметом большого внимания. Это вызвано стремлением фи­лософии вскрыть пружины исторического процесса, выявить его важнейшие тенденции и формы проявления, предвосхитить будущее человечества. Что же это такое – прогресс общества?

Исторический процесс по природе своей всегда противоре­чив, и часто эти противоречия очевидны. В истории общества нет только светлых тонов, она многоцветна и не может выражать интересы всех людей. История гуманна и жестока одновременно. Богатство и бедность, образованность и невеже­ство, творчество и разрушение неразлучны, как свет и тень. В течение многих веков в основе общественного прогресса ле­жала «низкая алчность» (Ф. Энгельс). Основной целью общества и двигателем его прогресса было обретение богатства для узкого слоя людей. Интересы большинства приносились в жертву мень­шинству, и прогресс тем самым приобретал несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой угнетения и страданий других. Такой, увы, оказалась логика истории человеческого рода, и давняя мечта угнетенных масс о «золотом веке» пред­ставляется в связи с этим отнюдь не беспочвенной.

Критерии общественного прогресса. Важнейшее значение для выяснения характеристик общественного прогресса имеет установление его критериев. Критерий прогресса необходим, т. к. именно с его помощью возможно:

- воспроизводство уже достигнутого уровня;

- формирование нового качества.

Особенно важен критерий прогресса в общественной жизни. Изменения в общественной жизни происходят каждый день, но не всегда ясно – прогресс это или регресс.

В философии сложились следующие требования к критериям цивилизованного социального развития:

- всеобщность (возможность применения во всех типах общества);

- объективность;

- сравнимость;

- количественная и качественная определенность;

- обеспечение единства объективного и субъективного факторов в анализе общественного развития;

- антропоцентризм и др.

При анализе общественного прогресса используются частные и общие виды критериев. К частным относят:

- социальный прогресс – мера общественных отношений, которая проявляется в «общественных правилах»

- научно-технический прогресс – уровень развития средств труда, техники, технологий;

- экономический прогресс – финансовое и материально-пред­мет­ное благополучие общества и его субъектов уровень развития производительности труда, производство общественного продукта на душу населения;

- духовный прогресс – степень развитости индивидуального и общественного сознания, мировоззрения и социальных качеств людей, а также свобода совести, наука, искусство, информация, мораль обучения и воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изобретение Фултоном и спуск на воду в 1807г. первого парохода «Клермонт» привели к революции в речном и морском транспорте | Можно выделить демографический, экологический и другие частные критерии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.