Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Социология общественного мнения




Цель: изучить сущность, формы, структуру, функции общественного мнения.

План:

1. Сущность, формы и содержание общественного мнения.

2. Структура и качественные характеристики общественного мнения.

3. Функции и виды общественного мнения.

 

1. Социология общественного мнения - это отрасль в социологии (теория среднего уровня), предметом которой является структура, закономерности, механизмы, каналы, формирование и функционирование общественного мнения. Общественное мнение - отношение больших социальных групп, слоев и общества в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес. Это отношение проявляется в совокупности представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством населения, либо большинством его части.

Термин общественное мнение появился в Англии в 12 в. и представлял буквальный перевод сочетания 2х слов public opinion. Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца 18 в. стало общепринятым.

Существуют различные точки зрения на термин «общественное мнение».

Парменид. Мнение: неточное, неясное, неполное, неустойчивое знание. Знание: точная, ясная, полная информация.

Платон и Аристотель считали мнение связующим звеном между чувственным и умопостигаемым знанием.

Кант разделил категории «мнение», «вера», «знание» по степени достижения истины:

• мнение — суждение субъективное (индивида) и объективное (общества), не отражающее полной истины;

• вера — истина, имеющая достаточное основание с субъективной стороны, но недостаточное — с объективной;

• знание — истина, имеющая достаточное основание с субъективной и объективной стороны.

Кант считал мнение суждением о мире явлений (феноменов), не способным проникнуть в суть вещей (ноуменов).

Гегель отмечал внутреннюю противоречивость всеобщего и истинного с особенным и собственным, заключенную в общественном мнении, его случайность, ложность, субъективное невежество и извращенность.

Тард основой общественного мнения считал духовные процессы, которые проявляются и распространяются через общение. Носителем общественного мнения Тард считал меньшую, образованную часть общества — публику.

Лоуэлл в работе «Общественное мнение и народное правительство» (1926 г.) пришел к выводу, что общественное мнение имеет ограниченную компетентность ввиду своей субъективности, недостаточной информативности, эмоциональности. Следовательно, хотя технические возможности XX в. позволяют выяснить мнение каждого, сложные политические проблемы должны решать компетентные правительства. Большинство не всегда право, не всегда умеет найти оптимальное решение.

Липпман в работе «Народная философия» (1955 г.) утверждал, что, «средний человек», получая искаженную, неполную информацию, упрощенно понимает социальные процессы, не видит связи социальных явлений, тенденций развития. Это не всеведущий и всемогущий гражданин, а простой обыватель, судящий об окружающей действительности на основе стереотипов мышления.

Анализируя сущность и содержание общественного мнения социолог Лавриненко В.Н. выделяет следующие предположения:

1) общественное мнение есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

2) критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

3) массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют её слухами, интуицией и т.д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение;

4) общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве регулирующей силы, он относится к активной, т.е. овладевшей массами, части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощное средство общественного воздействия;

5) общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

При решении проблемы субъекта общественного мнения необходимо различать понятия субъект и выразитель общественного мнения. В качестве выразителя могут выступать отдельные лица, группы людей. Что касается субъекта общественного мнения, то в данном качестве выступают общество в целом, народ, партия, международная общественность и т.п. Средства массовой информации — газеты, радио, телевидение — могучие рычаги формирования и выражения общественного мнения. Объект - это то, по поводу чего складывается общественное мнение (например: рыночное отношение, войны, экологические проблемы).

Среди форм существования общественного мнения выделяют:

1. Средства массовой информации:

♦ телевидение;

♦ периодическая печать: газеты, журналы, программы, буклеты;

♦ радио.

2. Искусство:

♦ кинофильмы;

♦ живопись и графика;

♦ скульптура (в том числе монументальная) и др.

3. Книгоиздательская продукция:

♦ книги;

♦ альбомы;

♦ плакаты;

♦ брошюры и др.

4. Устные формы выражения ОМ:

♦ митинги;

♦ демонстрации;

♦ собрания;

♦ выступления, речи, доклады;

♦ опросы и интервью;

♦ конференции.

5. Письменные формы выражения ОМ:

♦ обращения граждан, организаций;

♦ петиции;

♦ резолюции;

♦ декларации, меморандумы;

♦ программы, лозунги;

♦ статьи;

♦ заявления,

Таким образом, не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что что соответствует критериям – социальный интерес, дискуссионность, компетентность.

2. Г.Ф. Гегель выделил в феномене «общественное мнение» целый ряд структурных элементов: первый – условия существования общественного мнения (О.М.), второй – объект О.М., третий – носитель О.М., четвёртый – характер суждения, выступающего в качестве О.М., пятый – соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи.

Исаев Б.А. в структуре общественного мнения выделяет три компонента.

1. Рациональный компонент — это конкретные сведения, знания о социальных фактах, явлениях и процессах, ставших объектом общественного внимания. Сюда же входит и нагляднообразное знание, формирующееся с помощью воображения и помогающее получить общую картину события. Это определяющий компонент общественного мнения.

2. Эмоциональный компонент — это синтез массовых ощущений, настроений, социальных чувств и эмоций, выраженных в пристрастном переживании. Придает картине общественного мнения выразительность, красочность, эмоциональность.

3. Волевой, или поведенческий, компонент проявляется в способности общественного мнения непосредственно воздействовать на ход социальных процессов, поведение людей.

В качественных характеристиках общественного мнения выделяют:

1. Распространенность - зависит от общественного интереса к проблеме, её жизненной важности, актуальности, значимости для большого количества людей. Кроме того, влияют такие факторы, как уровень развития общества, информированность граждан; их образовательный уровень, работа средств массовой информации, позиция власти по соблюдению свободы слова, других прав человека.

2. Интенсивность. Прямо зависит от:

♦ остроты и актуальности проблемы;

♦ состояния общественного сознания;

♦ черт национального характера;

♦ уровня развития общества и состояния экономики и социальной сферы.

3. Стабильность. Характеризует инерционность общественного мнения, его существование без резких подъемов и спадов, переоценки ценностей и норм. Стабильность зависит от:

♦ уровня цивилизованности и исторического этапа развития общества (мирный этап, война, революция);

♦ состояния общества (раскол, нормальное, подчеркнутое единство);

♦ общей культуры, толерантности (терпимости), плюралистичности (допущения разных мнений);

♦ приверженности элиты и большинства к одним ценностным ориентациям.

Таким образом, общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся с начала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях.

3. Функции общественного мнения.

1. Регулятивная функция позволяет поддерживать и изменять существующую в обществе систему ценностей, норм и образцов поведения, регулировать взаимоотношения людей, а также социальные отношений во всех сферах общества.

2. Функция социализации заключается в формирования у каждого индивида под воздействием общественного мнения системы ценностей, норм и образцов поведения.

3. Оценочная функция показывает ценностно‑нормативное отношение людей к социальным явлениям. Особенно ярко она проявляется во время социологических опросов, интервью, высказываний политических и культурных деятелей, а также в повседневном общении.

4. Контрольная функция заключается в оказании морального воздействия общества на власть с целью привести социальные процессы в соответствие с представлениями людей.

5. Защитная функция позволяет обеспечить права и свободы человека, восстановить попранную справедливость.

6. Консультативная функция заключается в получении советов, справок, предложений тому или иному общественному институту или должностному лицу для решения назревших общественных проблем.

7. Директивная (предписывающая) функция имеет место при развитом и авторитетном общественном мнении и высокой культуре общества. Проявляется в непосредственном, неагрессивном воздействии общественного мнения на решение общественных проблем.

8. Экспрессивная функция — самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Выделяют два вида общественного мнения:

1. Общественное мнение тоталитарного общества.

2. Общественное мнение демократического общества.

Тоталитарное общество. Здесь общественные отношения контролируются политической полицией и политической цензурой, господствует идеология, т. е. строго определенная система ценностей и норм, которой обязан подчиняться каждый член общества; государство поглощает гражданское общество, не оставляя места для обычных форм существования свободного и открытого общественного мнения. Оно существует официально в формах партийных съездов, демонстраций, собраний, выражающих единство общества и власти. Реальное общественное мнение (открытое и свободное высказывание суждений) приобретает формы «кухонных» бесед, слухов, сплетен, андеграунда, нонконформизма, акций протеста. В тоталитарном обществе общественное мнение имеет унитарный характер и его значение в управлении обществом проявляется в имитации или же в его неучёте.

Демократическое общество. Здесь гражданское общество имеет возможность дистанцироваться от государства, которое соблюдает права и свободы. Индивидуальные мнения людей не подвергаются ежедневной обработке, и поэтому существует многообразие, плюрализм мнений. Общественное мнение включено в процесс управления обществом. Государственные структуры учитывают общественное мнение, опираются на него, реализуют общественное мнение.

Важное значение для каждой страны имеет мировое общественное мнение, которое опирается на документы ООН (в первую очередь —на Декларацию прав человека) и нормы международного права.

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 224 с.

2. Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., оп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

3. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций - 3-е изд.,— М: Центр, 2003. - 224 с.

Тема 15. Социология девиантного поведения.

Цель лекции: изучить концепции девиантного поведения, его социальный контроль.

План лекции:

1. Девиантное поведение и социальные нормы.

2. Теории девиантного поведения. Типология девиаций.

3. Социальный контроль.

1. Социология девиантного поведения, будучи "сквозной" теорией, исследует социальные процессы в различных сферах человеческой деятельности. Специфика её предмета состоит в том, что круг изучаемых ею явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

Под девиантным (лат. deviatio- отклонение) поведением понимают:

1) поступки, действие человека, не соответствующие официально установленным или же сложившимся в данном обществе стереотипам, образцам, ценностям;

2) социальное явление, выражающееся в относительно распространённых, массовых формах человеческой деятельности не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В первом значении - как индивидуальный поведенческий акт - девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией.

Во втором - оно служит объектом социологии. Исходным для понимания отклонений служит понятие "норма", для социологии - "социальная норма". Социальная норма определяет исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. Общества без каких-либо правил поведения (социальных норм) не было, нет и быть не может: сам факт совместной деятельности, само существование человеческого общества неизбежно предполагает какой-то минимум согласованности действий. Будь-то обычай, традиции или же нравственность, мода, нормы права.

Более того, социальные ценности, соответствующие им нормы и средства, передачи тех и других - знаки - составляют ядро культуры, т.е. механизма социального наследования, без которого невозможны накопление (аккумуляция), сохранение и передача (трансляция) адаптацией них методов и средств от индивида к индивиду, от поколения к поколению.

Социальные нормы в отличие от естественных норм складываются как результат отражения (адекватного или искажённого) в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является "естественной"), либо отражать их недостаточно адекватно, а то и находиться с ними в противоречии.

Социальные отклонения могут иметь для системы двоякое значение. Одни из них - негативные (социальная патология) - дисфункциональны, нарушают функционирование системы, дезорганизуют её, создавая угрозу самому существованию. Другие - позитивные (социальное творчество) - служат средством совершенствования, прогрессивного развития системы, повышение её организованности. Границы между социально позитивным и социально негативным весьма подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, в одном и том же обществе, в одно и то же время сосуществуют различные "нормативные субкультуры" (от научных объединений и художественной "богемы" до преступных сообществ).

Вообще отклонение, будучи необходимым элементом механизма изменения, присуще любой системе. Спонтанные отклонения в неживой природе принято называть флуктуациями. Они могут привести как к гибели системы, так и к её развитию.

В механизме биологической эволюции существенная роль также принадлежит отклонениям - мутациям. Мутации, с одной стороны, нарушают организованность живых систем, приводят их к гибели. С другой стороны, именно они служат первичным фактором эволюции, её "сырьём" движущей силой отбора. Таким образом, речь идёт опять-таки о двойственном характере отклонений относительно сохранения и прогрессивного развития живых систем. Так, И.П. Павлов рассматривал болезнь не только как нарушение адаптационного механизма, но и как "физиологическую норму" приспособительной реакции.

Неоднозначна роль психических отклонений. Так, среди больных с активным течением психоза реже, чем в популяции встречаются психосоматические заболевания - за счёт высокой, хотя и неправильно ориентированной поисковой активности.

То есть привычный для людей аксиологический подход к реалиям нередко приводит к отрицанию функциональности и адаптивности процессов, признаваемых "патологическими", вызывающих негодование и желание поскорее их ликвидировать и искоренить. Вот почему иллюзорны представления о возможности запретительно-репрессивными мерами "ликвидировать" то или иное нежелательное социальное явление.

О причинах девиантного поведения.

Общество не может развиваться, а законы общественного развития не могут проявляться иначе, как через взаимодействие людей. Известно, что любые действия, в конечном счете, осуществляются ради удовлетворения потребностей. Источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство. Закон необходимого разнообразия У.Эшби действует и в социальном мире. Дифференциация общества как следствие углубляющегося разделения труда есть объективно прогрессивный процесс. Однако он вызывает и негативные последствия. Так, неодинаковое положение социальных слоев и групп в социальной структуре обусловливает социальное неравенство, различие в реальных возможностях удовлетворения потребностей. И не только витальных, но и собственно социальных: престиже, статусе, самоутверждении. Это не может не порождать социальных конфликтов, протестов, принимающих форму девиантного поведения.

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной является "социальная неустроенность". Позиция может быть "ниже" (поэт-вахтёр, философ-истопник) или "выше" (посредственность в директорском кресле) своих объективных возможностей; индивид может оказаться вне структуры общества (бродяга, бомж).

Социальная неустроенность может не осознаваться, будучи же осознанной человеком, проявляется психологически в виде неудовлетворённости. Отсюда повышенная девиантность маргинальных, а также социальных групп, наиболее отчуждённых от творческих видов труда, управления, - духовных ценностей. Например, уровень самоубийств среди рабочих в 2,4 раза выше, чем среди служащих. Высока криминальная, алкогольная активность неработающих и неучащихся, а также уровень преступности и наркотизма у молодежи и несовершеннолетних. Имея общий генезис, различные формы девиантного поведения взаимосвязаны.

- Весенне-летний пик самоубийств, установлен Э.Дюркгеймом на примере Франции XIX века, фиксируется и сейчас во многих странах, включая Россию.

- Нередко наблюдается индукция форм - социальной патологии, когда одно негативное явление усиливает другое. Например, хулиганство усиливается алкоголизмом, наркотизм - усугубляет корыстные, бюрократизм - должностные и хозяйственные преступления.

- Зависимость различных форм девиантного поведения от ряда экономических, социальных, демографических, культурологических, и иных факторов. Скажем, во время войн снижается уровень самоубийств, а в периоды экономических кризисов растёт корыстная преступность.

- Имеются определённые взаимосвязи между позитивными и негативными отклонениями. Повышенная социальная активность - как следствие неудовлетворённости потребностей поткет проявиться либо в социальном творчестве, либо в антиобщественной деятельности (преступление, проступки), либо не найдя реализации, окончится "уходом" её субъектов в алкоголь, наркотики, а то и суицидальным актом.

2. Теории девиантного поведения.

Биологическое объяснение. Итальянский криминальный врач и социолог Ч. Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике. Он считал, что так называемый криминальный тип есть результат деградации к более ранним стадиям филогенеза человека. Этот тип отличается такими атавистическими чертами, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность.

Криминальные типы по Ч. Ломброзо.

• Прирожденный преступник. Имеет врожденные анатомические, физиологические, психологические и социальные признаки. Совершает преступления осознанно, действует продуманно, уверенно. Раскаяние, угрызения совести отсутствуют. Циничен, тщеславен, жесток, мстителен, ленив. Склонен к предательству, оргиям, азартным играм.

• Душевнобольной преступник. Нарушает закон бессознательно, в силу психического заболевания.

• Преступник по страсти. Имеет неуравновешенный характер и нарушает закон в состоянии аффекта.

• Случайный преступник. Нарушает закон в силу стечения обстоятельств, действует необдуманно, ситуативно.

Криминальные типы по В. Шелдону. С позиции биологического подхода исследовал криминальное поведение американский социальный психолог и врач В. Шелдон. В середине XX в., работая в центре реабилитации малолетних преступников, исследовав более 200 юношей, он сопоставил виды физической конституции (строения тела), их темпераменты и виды совершенных ими преступлений. Если Ч. Ломброзо сравнивал филогенетические черты разных периодов человеческой эволюции, то В. Шелдон сопоставил строение тела и поведение преступников по аналогии с собаками: каждой породе, предназначенной для выполнения определенных служебных функций, соответствует определенное строение тела. Он выделил три типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и психологическими характеристиками.

• Эктоморф (греч. экто — вне, снаружи). Имеет тонкое, хрупкое тело, чрезвычайно чувствителен, нервозен, склонен к самоанализу. К нарушению закона не склонен, преступником может стать случайно.

• Эндоморф (греч. эндо — внутри). Имеет умеренно полное, округлое тело, общителен, умеет ладить с людьми, потворствует своим желаниям. Преступником может стать случайно.

• Мезоморф (греч. мезо — средний, промежуточный). Имеет сильное, мускулистое тело, порог чувствительности снижен, активен, беспокоен. Этот тип наиболее склонен к преступлениям. Однако дальнейшие обследования преступников не подтвердили выводов сторонников биологического объяснения девиации. Сегодня большинство социологов не сомневаются, что не существует фатальной предрасположенности лиц с физиологическими и психологическими аномалиями к совершению преступлений, но эти аномалии могут выступать катализирующим фактором в механизме преступного поведения при ведущем факторе — нравственной невоспитанности.

Психологическое объяснение. Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.

Так, З. Фрейд в своем психоанализе преступного поведения большую роль отводил семье и условиям детства преступника. Нормальные условия воспитания дают баланс трех подструктур личности: «Оно», «Я», «супер ‑“Я”». Психические травмы в детстве нарушают этот баланс и способствуют выходу агрессивных и антисоциальных импульсов. Неправильное воспитание, не позволившее развиться «супер ‑“Я”», ведет к преобладанию «Оно», которое постоянно требует немедленного удовлетворения своих желаний.

Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая диффузия (дисбаланс обретенного чувства «Я» и неспособность в полной мере играть соответствующую роль в обществе), а также кризис идентичности (оценка внутренних ценностей и переоценка своей роли).

Социологическое объяснение. Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Э. Дюркгейм, создавший теорию аномии (1897 г.). Аномия, по Дюркгейму, это безнормность, отсутствие регуляторов поведения, это состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми. Например, когда происходит быстрая смена социальных норм (революция, урбанизация). В этой ситуации люди дезориентируются, так как старые нормы скомпрометированы, отринуты, а новые далеко еще не всем известны, не осознаны, не приняты и не испытаны на практике.

Р. Мертон развивал теорию аномии Э. Дюркгейма. Он считал причиной девиантного поведения разрыв между ценностями, диктуемыми людям обществом, и социально одобряемыми, институционализированными средствами их достижения. В результате этого разрыва нарушается равновесие между жизненными целями людей (например, общественное признание, успех, богатство) и допустимыми средствами их достижения. Появляются люди‑девианты, прокладывающие путь к цели другими, не одобренными обществом средствами. Р. Мертон различал пять типов девиантов.

• Конформист. Такой тип считает необходимым приспособиться к господствующим социальным ценностям, вписаться в систему социальных норм, выбрать в жизни цель «как у всех», пользоваться только одобряемыми обществом средствами, постепенно и последовательно добиваться поставленной цели. Перед нами типичный представитель эпохи, единственный недевиант среди пяти представленных типов, олицетворяющий подавляющее большинство людей в каждом обществе.

• Инноватор. Ценности общества признаются, и жизненная цель принимается, но так как законными средствами цели не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник.

• Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и средства признаются. В результате девиации перед нами портрет ревностного бюрократа, или неудачливого бизнесмена, или педанта‑преподавателя, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели.

• Ретреат (отступник). Этот тип отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик).

• Бунтарь. Он не только отвергает ценности, цели и средства этого несовершенного мира, но и хочет заменить его своими идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал.

Американский социолог, Г. Беккер, выдвинул теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков (греч. стигма — клеймо, метка для раба или преступника). Он считал, что девиация обусловлена способностью наиболее влиятельных групп общества (законодателей, судей, врачей) навязывать остальным социальным группам определенные стандарты поведения. Отсюда девиация — не качество поведения, поступка человека, а скорее результат соотнесения его с господствующими социальными нормами, отношения к нему влиятельных кругов.

Большинство людей нарушают какие‑либо социальные нормы. Например, правила дорожного движения при переходе улицы. Но таких людей не считают девиантами. Социологи называют такое поведение «первичной девиацией». Но вот привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке стигму, ярлык девианта. Это уже «вторичная девиация», после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом. Вторичной девиации способствуют не только официальные лица (начальник, милиция).

Г. Беккер подчеркивал роль, так называемых борцов за нравственность, организующих «крестовые походы». Если они побеждают, создаются новые ценности и нормы и появляются новые девианты, а часто и коллективные формы девиации.

2. Под социальным контролем понимается групповое и индивидуальное, организованное и неорганизованное отслеживание поведения с целью предотвращения отклонений от социальных норм, наказания или исправления девиантов.

Социальный контроль может проявляться как в виде непосредственной реакции ближайшей окружающей социальной среды (например, одобрение или неодобрение нашими родными, друзьями или начальниками каких‑либо наших поступков), так и в виде постоянного или периодического воздействия социальных норм общества (через СМИ, на работе, в учебном процессе). Важно, что в этом случае социальный контроль не приведен в систему, действует от случая к случаю и его носителями выступают не профессиональные контролеры, а люди других профессий. Такой социальный контроль называется неформальным.

Там, где действуют профессиональные контролеры социальных норм, обычно создаются системы профессионального контроля, которые постоянно отслеживают соблюдение определенных социальных норм, фиксируют нарушения и применяют санкции, предусматриваемые законодательством. Такой социальный контроль называется формальным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.