Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Социальное взаимодействие и социальные отношения




Цель: В ходе прогресса общества всё более отчётливо проявляется ещё одно свойство социальной среды – совершенствование системы социальных отношений. Данная тема раскрывает, как формируется, как возникают «первокирпичики» общества и связи между ними.

План:

1. Социальное действие как исходный элемент общественной жизни.

2. Социальная связь и социальное взаимодействие.

3. Социальные отношения как устойчивая система социального взаимодействия.

 

1. Как уже отмечалось, первичными элементами общественной жизни являются люди – субъекты деятельности, объекты деятельности, а также социальные связи и отношения между ними. Между различными научными школами в социологии немного разногласий в понимании

первичных структурных элементов общественной жизни. Особое внимание действию, в рамках которого, в конечном счёте, и формируются социальные отношения. К.Маркс писал, что «…сходной точкой являются действительно деятельные люди…» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. т. 3, с. 25). В.И.Ленин подчёркивал: «Социолог – материалист, делающий предметом своего изучения определённые общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 424). М.Вебер основой общества считал также социальное действие. Он писал: «Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое понятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределённым множеством совершенно незнакомых людей» (М.Вебер. Избранные произведения. М., 1990, с. 625). Из этого высказывания следует, что социальное действие состоит из двух частей: момента действия и момента сознательной ориентации на других. Причиной действия человека является разрешение жизненных проблем и противоречий, т.е. удовлетворение потребностей индивида. Социальное действие, по Веберу, сознательно ориентировано на ответное поведение людей. Субъективное осмысление человеком возможных вариантов поведения людей, вступающих с ним во взаимодействие, Вебер как раз и считал основным признаком социального действия. Вебер обращал внимание на то, что, если нет ожидания, то нет и социальных контактов. Всё разнообразие и богатство социальных действий Вебер сводил к четырём типам в зависимости от соотношения осознанной и неосознанной ориентации индивида на поведение людей, т.е. от содержания мотивации социального действия. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием программы деятельности, здесь всё продумано, просчитано и осмыслено. Ценностно-рациональное действие подчинено принятой в данном обществе системе ценностей (религиозные нормы, нравственный долг, эстетические принципы, партийная дисциплина и т.д.). Аффективное действие находится чаще всего уже за пределами рационального, оно обусловлено чисто эмоциональным состоянием. Традиционное действие сводит до минимума самостоятельную деятельность сознания, оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения и норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность. Концепция социального действия получила своё дальнейшее развитие в работах Т.Парсонса, который разработал общую теорию социального поведения человека и считал основой общества единичное действие. Схема элементарного социального действия Парсонса аналогична той, которую К.Маркс описал ещё в своей работе «Немецкая идеология». Парсонс считал структурными компонентами социального действия действующее лицо, ситуацию и условия, включающие в себя цель действия и нормативные предписания. К.Маркс в числе предпосылок истории человеческого общества назвал людей, их деятельность и материальные условия их жизни. Но дальше взгляды Парсонса и Маркса расходятся.

Для описания и анализа структуры действия Т.Парсонс сформулировал «типовые переменные действия», под которыми подразумевается пять основных видов ценностных ориентаций, определяющих действие индивида в ситуациях, требующих выбора: 1) «универсализм – партикуляризм» – означает, что индивид в своём поведении может подчиняться какому-то общему правилу или же руководствоваться специфическими моментами ситуации; 2) «достижение – предписывание» – подразумевает ориентацию действующего лица на социальные характеристики др. индивида (профессия, статус) или на присущие ему качества (пол, возраст и т.п.); 3) «эффективность – нейтральность» – означает, что действие может быть ориентировано на удовлетворение непосредственных, ближайших потребностей, или же каких-то далёких и важных потребностей; 4) «специфичность – диффузность» – предполагает альтернативный выбор действующим лицом в качестве объекта ориентации специфических или общих характеристик ситуаций; 5) «ориентация на себя – ориентация на коллектив» – означает возможность действия индивида в своих собственных интересах или с учётом потребностей коллектива. В теории Парсонса указанные пять альтернатив действия анализируется на четырёх уровнях: для субъекта действия они предстают как различные варианты действия, на уровне личности – как потребности - установки, на уровне социальной системы раскрываются в форме ролевых ожиданий, а в плоскости культурной системы – как нормативный образец (ценность). Введение типовых переменных действий явилось важным шагом на пути формирования функциональной теории, оно позволило связать воедино три исходные системы действия – личность, социальную систему и культуру. Если в теории социального действия Вебера и Парсонса акцент делается на ценностно-психологические стороны механизма социальных действий людей, то марксистская социология больше внимания обращала на определяющую роль в поведении человека всех объективных условий жизни и прежде всего, производственно-трудовой деятельности, приоритет коллективных действий, исторический анализ формирования и развития человеческой деятельности. Сравнение этих двух научных школ помогает составить более полное представление о сущности, содержании и роли социальных действий в развитии общества, а, следовательно, и всей системы социальных отношений. Так, в марксистской социологии специально изучается понятие деятельности. Этот термин объясняет способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира.

Деятельность обладает такими чертами, как сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер, т.е. является результатом взаимодействия объективных и субъективных свойств человека, группы людей или общества в целом. Деятельность, без которой не может быть социальной действительности, представляет собой сложную и многоплановую систему. В зависимости от характера она подразделяется на практическую и духовную, которые всегда дополняют друг друга. Художественную и любую другую творческую деятельность К.Маркс, например, назвал практически-духовным освоением мира. Деятельность можно классифицировать в зависимости от её объектов (экономическая, социальная, политическая и др.) и субъектов (классовая борьба, национально-освободительное движение, государственная деятельность, партийная, семейная и т.д.), соотносить её с объективным ходом истории (прогрессивная, реакционная и др.), с объективно существующими системами ценностей (положительная, законная и незаконная, моральная и аморальная и др.), с процессом создания и спецификой получаемого результата (творческая и нетворческая) и т.д.

В широком смысле слова творческая деятельность понимается как созидание, в т.ч. репродукция (воспроизведение), и противопоставляется разрушающей (дезорганизующей) деятельности. Общей и главной формой творческой деятельности является труд. В труде «человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23, с. 188). Именно здесь берут своё начало материальные, производственные отношения, а вместе с ними и вся система социальных отношений. Категория деятельности конкретизируется в специальных социологических теориях и эмпирических исследованиях по сферам деятельности (трудовая, бытовая, управленческая, образовательная, потребительская, семейная и др.), по её социальным формам (коллективная, массовая, групповая, индивидуальная и др.) и т. д. Мотивацию как внутреннее побуждение активности индивидов и социальных общностей следует отличать от внешних побуждений – стимулов, т.е. воздействий объективных условий, которые становятся мотивами в случае, если они бывают субъективно значимыми, отвечают потребностям личности. Изучение мотивов деятельности связано с анализом потребностей различных групп населения и условий их удовлетворения, стимулированием активности людей и преодолением антиобщественных явлений.

Таким образом, сравнение двух направлений в социологии по анализу деятельной природы человека показывает, что марксистская и западная социология взаимно влияют друг на друга, но по ряду позиций сохраняют существенные различия.

2. В наших словарях понятие «связь» определяется как «взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и (или) во времени» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 598). Любой акт человеческого познания начинается с выявления устойчивых, необходимых связей. Понятие «социальная связь» введено в социологию Э.Дюркгеймом и в современной западной социологии трактуется как термин, обозначающий любые социокультурные обязательства индивидов или группы индивидов по отношению друг к другу.

Если, например, между двумя (или несколькими) предприятиями или учреждениями существуют договоры со взаимными обязательствами и делаются попытки их реализовать, то можно сказать, что между ними есть связь. Поэтому связь – это зависимость, реализованная через социальное действие. Она предполагается как действие, осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожиданием соответствующего ответного действия партнёра.

Основными элементами социальной связи являются: субъекты связи (в любом количестве от двух и выше), предмет связи (то, по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования связей, т.е. так называемые «правила игры». На регулировании связей сказываются многие факторы: устойчивый характер связи или временный, формальная или неформальная связь, прямая или опосредованная, главная или второстепенная и т.д. Неотрегулированность взаимоотношений между участниками связи нередко приводит к конфликтам, где требуются обычно посредники или официальные органы. Возможно, конечно, и прекращение связи. Социальная связь реализуется в виде социального контакта и социального взаимодействия. Если в ходе контакта (в транспорте, магазине, раздевалке и т.д.) связь между людьми имеет поверхностный, мимолётный характер, то социальное взаимодействие предполагает обмен действиями, их сопряжённость, возобновляемость не только действий, но и их координации, устойчивый интерес к ответным действиям своего партнёра. Чаще всего западная социология применяет понятие социальной связи и социального взаимодействия для характеристики малых групп и межличностных отношений, что, конечно, имеет определённое значение, но далеко не всегда объясняет сложные процессы на уровне общества в целом. Марксистская социология определяет социальное взаимодействие как форму социальной коммуникации или общения, по крайней мере, двух лиц или общностей, в которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнёров, достигается приспособление действий одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определённая степень солидарности или согласия между ними. Среди форм социального взаимодействия можно выделить и опосредованные формы, которые предполагают ряд связующих звеньев и механизмов (язык, символы, предметы, ценности и др.). Социальное взаимодействие может быть временным и постоянным, преходящим и устойчивым, частным и публичным, личностным и вещественным, формальным и неформальным, институциализированным и неинституциализированным и др. видов.

Марксистская социология так же, как и западная, сопоставляет понятие «социальное взаимодействие» с понятием «социальные отношения», определяя их как устойчивые, нормированные, опосредованные формы социального взаимодействия. Но содержание социальных отношений социологи-марксисты трактуют гораздо шире, подчёркивая при этом их объективную природу. А само социальное взаимодействие не сводится к формам межличностного общения или непосредственного контакта. Кроме межличностного общения в марксистской социологии выделяются формы социального взаимодействия, основанные на различных значениях статуса, власти, социального положения, и опосредованные формы социального взаимодействия, предполагающие распределение социальных ролей между партнёрами и наличие специфических систем ценностей, норм и регулирующих принципов.

Несколько слов о проблемах регуляции социальных связей. Наверное, в первую очередь следует сказать о сложности и противоречивости этого процесса. Западная социология больше внимания обращает на такие аспекты социальных связей как их сознательный, субъективный характер, явный приоритет межличностного общения, непосредственных контактов, т.е. всё то, что характерно для микроуровня социальных связей. Марксистская социология делает акцент на макроуровень социального взаимодействия, подчеркивает, прежде всего их объективный характер, изучает косвенные связи. При этом, конечно, не отрицается роль субъективных факторов, но их значение раскрывается только на основе анализа объективных процессов в ходе изучения содержания социальных связей. По-разному понимается и природа социальной регуляции: западные социологи считают, что люди устанавливают и регулируют социальные связи только сознательно на основе определённых правил и норм. Марксисты видят за сознательной регуляцией действие объективных тенденций, отражающих природу общественного строя, специфику его устройства, особенности конкретно-исторической ситуации и т.д.

Ряд факторов регуляции социальных связей может быть выделен в рамках теории обмена, когда каждый человек в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознаграждения (как материальные, так и моральные) и минимизировать затраты. На этой основе и возникают взаимные ожидания. Психологически этот момент зафиксирован довольно точно, поэтому делается вывод о том, что социальная связь устанавливается и осуществляется регулярно в том случае, когда она соответствует личностной целесообразности.

Социальная связь должна быть взаимно эффективной, обеспечивать определённое равновесие, что является признаком отрегулированности отношений между субъектами связи. Люди давно выработали простую и в то же время великую истину: «Поступай по отношению к другим, как ты желал бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Наконец, следует отметить, что для нормальных социальных связей между сторонами должен быть применен единый критерий платы и вознаграждения. Так, например,

преподаватель должен регулировать свои отношения со студентами: с одной стороны, требовать посещения занятий, добиваться, чтобы студенты к ним готовились и т.д.; с другой стороны, он должен проводить их интересно, чтобы студентов заинтересовать, увлечь научным поиском и т.д. Если эти требования регулирования не соблюдать, возможны конфликты, по крайней мере, нормального взаимодействия не будет. Подобный анализ межличностных отношений очень важен, он позволяет раскрыть механизм прав личности и её обязанностей: плата воспринимается как функциональные обязанности человека, а вознаграждение – как права. Становится понятным и разговор об их равновесии.

Если в изучении социального взаимодействия перейти от микроуровня к макроуровню, тогда возникает проблема социальной регуляции поведения личности в обществе. Особое значение при этом имеет система социокультурных ценностей. Если общество не выработало единые критерии к оценке поведения человека, определённые стандарты поведения, то ему трудно включиться в общий ритм жизни. Т.Парсонс среди таких критериев выделил три фактора: систему ценностей, деньги и власть (закон), которые дают возможность регулирования социальных связей (независимо от их сложности и опосредованности) на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Единая система культурных и нравственных ценностей скрепляет общество, формирует определённые традиции и обычаи. Благодаря деньгам (и рынку) вклад любого члена данного общества может быть оценен любым другим. Власть и закон каждого члена общества делает равным перед другими по поводу обязательств перед обществом. Перейдём теперь к анализу собственно социальных отношений.

3. Итак, мы выяснили соотношение понятий «социальное действие» – «социальная связь» – «социальное взаимодействие» – «социальные отношения». Напомним также, что последнее в этом ряду понятие употребляется в самом широком смысле слова, охватывая всё содержание общественной жизни, её новое качество в сравнении с природой, всю специфику и особенности социального. Социальные отношения отражают всё богатство социальной среды, составляют основное содержание процесса социализации личности, пронизывают все сферы, уровни и другие элементы общества. Короче говоря, социальные отношения как система социальных взаимодействий объединяют бесконечное множество предметов связи: межличностные, межгрупповые, межнациональные, межклассовые, семейные, которые могут проявиться в сфере экономики, быта, политики, культуры, науки, общения и т.д.

Социальные отношения как система социальных взаимодействий имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер. Например, дружеские отношения между людьми охватывают их взаимодействие на работе, в быту, на досуге. При этом обычно бывает, что подобные отношения продолжаются долго, имеют тенденции быть взаимными, прочными.

В системе общественных (социетальных) отношений, которые западная социология отличает от социальных, особое значение приобретает опосредованное взаимодействие. Для этих взаимодействий характерно то, что в них могут вступать люди, непосредственно не соприкасающиеся друг с другом, не имеющие друг по отношению к другу никаких субъективно осознаваемых мотивов (напомним, что именно в этом заключается сущность собственно социальных отношений, по мнению большинства западных социологов).

Работник наёмного труда, например, через сложную систему связей и зависимостей своим трудом воспроизводит определённую систему общественных отношений, характерных для рабочего класса и предпринимателей. Координация, сопряжение системы действий, регуляция социальных связей между ними в этом случае осуществляется, но сложным и опосредованным путём.

Марксистская социология долгое время вообще практически не касалась глубоко межличностного взаимодействия за исключением, пожалуй, только ранних работ К.Маркса. Она давала характеристику общественным отношениям на всеобщем, глобальном уровне в рамках теории исторического материализма, которая одновременно считалась и общесоциологической теорией, о чём уже говорилось в предыдущих главах. Вся система общественных отношений подразделялась на материальные и идеологические. В функциональном же плане, на социологическом уровне, выделялись технологические, производственные, социальные, семейно - бытовые, управленческие, политические, религиозные, нравственные, правовые, эстетические, познавательные и некоторые другие виды общественных отношений. Конечно, подобный анализ имел определённый методологический потенциал для объяснения жизни общества, но излишнее теоретизирование, идеологический монополизм и политические установки существенно затрудняли процесс конкретно-исторического анализа происходящих событий, не позволяли глубоко и убедительно раскрыть механизм действия закономерностей общества, т.е. через деятельность людей.

Социальные отношения определяются как отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимися образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личного потребления. Субъектами социальных отношений являются различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определённый способ их совместной деятельности.

Социальные отношения представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по положению и роли в общественной жизни.

С одной стороны, социальные отношения – это взаимоотношения групп друг с другом, способные принимать характер дружественного сотрудничества или же конфликта, в зависимости от того, совпадают или сталкиваются интересы этих групп. Такие взаимоотношения могут принимать форму прямых контактов либо косвенную форму, например, через отношения с государством. Изменения характера этих взаимоотношений обусловливаются изменениями в социальном положении и социальном облике взаимодействующих общностей. Понятие «социальные интересы» в данном случае обозначает реальные причины действий, свершений, формирующиеся у социальных групп. Поскольку интересы различных групп часто не совпадают, то они по своей сути и определяют содержание жизни общества. Карл Маркс в этом плане их называл «материальными интересами». Вот, например, как он гениально дал характеристику интересов лесовладельцев, которые настойчиво хотели иметь своих представителей в ландтаге (местном парламенте): «Интерес лесовладельца должен стать направляющей душой всего механизма. Все органы государства становятся ушами, глазами, руками, ногами, посредством которых интерес лесовладельца подслушивает, высматривает, оценивает, охраняет, хватает, бегает» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 1, с. 142).

С другой стороны, понятием социальные отношения характеризуется взаимное положение групп в обществе, т.е. то содержание, которое вкладывается в понятие социальных различий. Последние связаны с неодинаковыми, неравноценными возможностями и условиями существования и развития личности в зависимости от её принадлежности к той или иной социальной общности.

Представления о равенстве в развитии общества постоянно менялись. Прежде всего следует сказать, что консерватизм как система ценностей отвергает идею равенства вообще, считая, что различие в способностях людей и их индивидуальных усилиях делает необходимым и неизбежным социальное неравенство. Либерализм считает провозглашение равенства одним из своих основных принципов, но понимает его как равенство прав человека. Мелкобуржуазным идеалом всегда была уравниловка. Марксизм понимает под равенством одинаковое отношение к средствам производства, исходя из необходимости ликвидации крупной частной собственности и эксплуатации.

Современная наука рассматривает равенство как процесс, состоящий из разных последовательных его видов; обеспечение политики социального равенства «стартовых» условий (равенство возможностей и равенство прав), стимулирование трудовой деятельности, обеспечение равноправия женщинам, расовым и этническим меньшинствам, социальная защита населения и гарантии в «равенстве результатов», включая определённый контроль общества за социальной дифференциацией. Мировой опыт показывает, что стабильность общества сохраняется, если разница в доходах бедных и богатых достигает 5–7 раз. Если же она составляет 20–30 раз, то, как правило, стабильность нарушается, начинаются конфликты и борьба. Для того, чтобы достичь равенства, надо иметь определённые представления о механизме порождения неравенства: это собственность, власть (господство и подчинение), социальное разделение труда (т.е. закрепленное определёнными нормами) и стихийная сознательная дифференциация.

Понятие свобода в разные эпохи, да и сегодня, также понималось поразному. Сегодня под социальной свободой обычно понимают степень самостоятельности субъекта (личности, группы, организации и т.д.), свободу выбора, возможность и полноту удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие прав и их гарантированность. Абсолютной свободы не существует: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ряд философов различных научных школ понимали свободу как осознанную необходимость. Подобное понимание выражается в неизбежной социальной обусловленности деятельности людей, определённой ответственности их за свои поступки, функционировании социальных институтов, существовании социального контроля, регулятивных механизмов в виде общественного мнения, норм и ценностей. Без всего этого общество не может существовать, а следовательно, личность не может нормально жить.

Понятие социальной свободы, таким образом, предполагает осознание субъектами своих интересов и возможностей, способность выбирать и действовать со знанием дела, подчинять инстинктивные влечения разумной нравственной воле и высшим ценностям. Обычно различают свободы социально-экономические, политические, интеллектуальные, а также свободу совести, общения, индивидуальной и групповой самодеятельности. Свобода предусматривает определённую ответственность человека перед обществом, выполнение ряда обязанностей, что регулируется как правовыми, так и нравственными нормами. Иначе говоря, свобода каждого субъекта ограничена свободой других.

В заключение данной темы следует отметить, что в социологической литературе называются три основных варианта проявления социального взаимодействия: социальные отношения, социальные общности, социальные институты и организации.

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Волков Ю.Г. Мостовая И.В.Социология. –М.:Гардарики. -2002.

2. ВолковЮ.Г.Социология. –М., 2008

3. Гидденс Э. Социология. –М., 1999

4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для вузов. –М.,

5. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. –

Казань, 1997

Тема 18. Социология образования.

Цель: изучение образования как социального института.

План:

1. Система образования как объект социологического изучения: подходы, история возникновения.

2. Функции института образования в обществе.

3. Социальная структура системы образования.

 

1. Социология образования — отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.

Социология образования возникла в начале XX в. У истоков её стоят М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, Т. Парсонс. Они заложили методологические основы названной отраслевой социологии. Исходными здесь можно выделить концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности. Следует отметить и методологическую роль марксовой теории двух видов производства (производства материальных благ и производства самого человека).

В 60—70-е годы в странах Запада резко возрастает интерес к социологии образования в связи с отставанием функционирующих систем образования от требований научно-технической революции. Именно тогда был поднят вопрос о кризисе образования. Усиливается внимание к данной проблеме в 80-е годы. И связано это, прежде всего с социальными проблемами непрерывного образования. В настоящее время проблемы социологии образования довольно активно разрабатываются в развивающихся странах, где исследуется роль образования в преодолении их экономической и культурной отсталости.

В нашей стране развитие социологии образования, как и социологии в целом, шло непростым путем.

Уже в конце XIX в. в России сложилась сильная социологическая школа, велись широкие социологические исследования, в том числе по молодежной тематике и проблемам образования. После 1917 г. социология развивалась очень активно, в исследованиях был ярко выражен социологический подход к образованию, о чем говорят сами названия работ. Интересные повторные исследования были проведены П. Н. Колотинским среди выпускников сначала гимназии (1913 г., 1916 г.), а затем Струмилиным изучение экономической эффективности общего и специального образования. Он сформулировал народно-хозяйственные функции образования. В эти годы престиж образования в обществе был высок, как и его социальная эффективность.

В 30-е годы социология была объявлена «вне закона», прекратились и социологические исследования, в том числе по проблемам образования. Само образование стало рассматриваться лишь с позиции педагогики и психологии как категория психолого-педагогическая, что, естественно, ограничивало возможность глубоких теоретических исследований названных проблем с позиций широкого социального подхода. Образование стало рассматриваться как закрытая система, вне многоуровневых социальных связей с обществом. Это не только на много лет затормозило, отбросило развитие теории, но и нанесло ущерб практике.

К проблемам социологии образования стали возвращаться в 60-е годы. Одними из первых исследователей здесь были В. Н. Гурченко, Ф. Р. Филиппов, В. М. Димов. В. Т. Лисовский, В. Н. Шубкин и др. В настоящее время в стране существует достаточно развернутая сеть исследовательских центров, ведущих разработку проблем социологии образования, в которую все более активно включаются педагогические вузы России.

Образование характеризуют как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определённым знанием, идейно- нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Образование – это единство трёх взаимосвязанных процессов. Первый – воспитание т. е. усвоение индивидом ценностей, принятых в обществе. Второй – процесс обучения, т.е. усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду овладевать выбранными им ценностями. Третий – процесс социализации, предусматривающий усвоение прав и обязанностей, связанных с обладанием ценностями.

В социологии различают формальное и неформальное образование.

Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения.

Во – вторых, господствующая в современном обществе система образования подчиняется определённому официально предписанному образцу, задающему объём получаемых знаний, научение определённым навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности, принятому в данном обществе; б) нормативным требованиям исполнения распространённых в данном обществе социальных ролей.

«Неформальное образование» - несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путём индивидуального приобщения к культурным ценностям усвоение информации из газет, радио, телевидения и т. д.

Система образования претерпевало эволюцию развития. Так, в примитивных, первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. Там не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества.

В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования. Специальную подготовку и обучение (философии, музыке, спорту, грамматике и т. д.) с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определённый срок отдавали на учёбу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.д. В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создаёт в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты – в Париже, Оксфорде и других городах (в них начинают обучать медицине, юриспруденции и др.)

В индустриальном обществе образование перестаёт быть элитарным и становиться массовым, доступным для широких слоёв населения.

Выделяют несколько подходов к образованию:

Согласно функционалистской теории, образование способствует сохранению культурных ценностей и социальным переменам, связанным с внедрением новых технологий и переоценкой существующих знаний. Школы являются также средством социального контроля и играют важную роль в подготовке людей к работе. С точки зрения теории "человеческого капитала" образование рассматривается как капиталовложение, которое принесет вознаграждение в будущем. Сторонники теории конфликта считают, что образование способствует угнетению групп, которые находятся в неблагоприятном положении. Иллих полагает, что школы следует заменить учебными заведениями, где преподаются только те предметы, которые учащиеся хотят изучать. Кроме того, работодатели должны выбирать работников исходя из их способностей, а не в зависимости от их прошлых успехов в школе. Образование одновременно имеет практическое и символическое значение. Коллинз утверждал, что расширение американской системы образования отражает стремление групп, имеющих различный статус, сохранить богатство, власть, престиж и ограничить доступ других к этим благам. Боулз и Гинтис считают, что система образования служит закреплению экономического неравенства: в начальной школе закладываются навыки, необходимые для будущих рабочих; на уровне колледжа закрепляются качества, которые важны для специалистов высокого статуса.

2. Функции института образования:

1) Трансляция и распространение культуры в обществе. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.

4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.

3. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве её основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

1. систему дошкольного воспитания,

2. общеобразовательную школу,

3. профессионально-техническое образование,

4. среднее специальное образование,

5. высшее образование,

6. послевузовское образование,

7. систему повышения квалификации и переподготовки кадров,

Модель социальной организации (структуры) образования может быть представлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее, с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.

Высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе образования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать ответственные решения и формировать стратегию образовательного процесса: определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения, обеспечить материально-техническую базу образовательных учреждений и т.п. Они несут ответственность за формирование преподавательского корпуса, определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители высшего управленческого звена формируют государственную политику в области образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.

Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.

Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии, и в первую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются выдающихся результатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми трудными подростками.

Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося мотиватором учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся знаний является, таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе. Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы: отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств - определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Смелзер Н. Социология. – М.,1994.

2. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

4. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.