Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 22. Методика проведения социологического эмпирического исследования




 

Цель: изучить организацию подготовки к проведению социологического исследования.

План:

1. Виды социологического исследования.

2. Программа социологического исследования.

3. Рабочий план исследования

4. Социологические измерение: содержание, индикаторы, типы шкал.

 

1. Социологическое исследование определяют как систему логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Социологическое исследование включает четыре последовательных, сменяющих друг друга этапа:

1. Подготовку исследования.

2. Сбор первичной социологической информации. (Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщённые сведения (например, опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью…) подлежащие в дальнейшем обработке и обобщению).

3. Подготовку собранной информации к обработке и её обработку на ЭВМ.

4. Анализ обработанной информации, подготовку отчёта по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

В зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, решаемых в ходе него задач различают три основных вида социологического исследования: 1) разведывательное; 2) описательное; 3) аналитическое.

1. Разведывательное (или пилотажное или зондажное) исследование охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощённой программе и сжатом по объёму методическом инструментарии (инструментарием в прикладной социологии называют методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации. К таковым относятся: анкета, бланк-интервью, опросный лист и др.).

Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбора весьма «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации.

Данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач и т.д. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос и метод «фокус-групп».

Оперативные опросы (экспресс опросы) нацелены на выявление отношения людей к актуальным событиям или фактам, а также на выявление степени эффективности только что проведённых мероприятий.

Метод «фокус-групп» – используется при уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, в результате осуществления анализа специальной литературы, а также при проведении опроса специалистов (экспертов), компетентных в вопросах изучаемой проблемы, либо хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

2. Описательное исследование – предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование применяется тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имеющие различный стаж работы, уровень образования и т.д.

3. Аналитическое исследование ставит своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространённость, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты. (Например, является ли удовлетворённость содержанием труда единственной, основной, или не основной причиной, которая выступает в роли фактора, определяющего уровень его производительности).

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путём изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта.

В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включённых в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

В социологии выделяют 3 дополнительных вида социологического исследования: 1) опрос; 2) наблюдение; 3) анализ документов.

Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путём регистрации ответов респондента на вопросы.

Социологическое наблюдение – представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которое фиксируется исследователем.

При анализе документов источником социологической информации выступают текстовые сообщения (протоколов, докладов, публикации газет, журналов и т.д.).

Выделяют два основных метода анализа документов: 1) традиционный (классический), или качественный; 2) формализованный, количественный (контент-анализ).

Под традиционным анализом понимается всё многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определённой точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. В традиционном методе различают внешний и внутренний анализ. Внешний представляет собой анализ «исторического контекста» документа, т.е. установление вида документа, его формы, времени, места появления и т.д.

Внутренний анализ направлен на исследование самого документа, явлений и процессов, о которых сообщает документ.

Контент-анализ – это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на плёнку) информации с последующей статистической её обработкой.

2. Программа социологического исследования – документ, в котором изложены и обоснованы концепции исследования, основные его методологические принципы, методики и процедуры.

Программа социологического исследования содержит две части: 1) методологическую и 2) методическую части.

Методологическая часть содержит формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования.

Методическая часть – содержит определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора информации, логические схемы её обработки на ЭВМ.

Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, называют социальной проблемой.

В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического и предметного характера. Гносеологические проблемы – это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов (здесь проблемы порождены недостатком знаний).

Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующие их жизнедеятельность и побуждающие к активным действиям.

По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов и т.д.

По масштабам распространённости социальная проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер.

По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной.

По глубине противоречия различают проблемы одно-плановые, системные и функционального характера.

Цель социологического исследования – общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат.

Объектом исследования выступает носитель той или иной социальной проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни.

Под предметом исследования понимают существенные стороны, свойства, отношения объекта, наиболее выражающие исследуемую проблему и подлежащие изучению.

Логический анализ основных понятий предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе уяснения соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочерёдный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Задачи социологического исследования – совокупность конкретных целевых установок, раскрывающих содержание предмета исследования.

Задачи социологического исследования могут быть основными – ориентированными на решение центральной проблемы и дополнительными – касающимися отдельных аспектов проблемы; способов её решения.

3. Рабочий план исследования – отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Рабочий план исследования содержит четыре блока.

Блок первый. В нём определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации, размножение инструментария (анкеты, бланка-интервью и т.д.) для полевого исследования; составление сметы и расчёт материальных и финансовых затрат на исследование.

Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие чёткое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной, социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Блок третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой её на ЭВМ предварительно осуществляется проверка качества заполнения бланков интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, кодировка вопросов, ввод первичной информации в компьютер.

Блок четвёртый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчётов, аналитической записки, выработкой практических рекомендаций, возможных прогнозов.

4. Социологическое измерение различных сторон и свойств социальных явлений связано с поиском и использованием таких фактов, которые могли бы служить их количественной (числовой) характеристикой. К таким фактам относятся разнообразные предметы, события, акты, поступки, оценки и суждения людей. Все факты, которые используются для социологического измерения, принято называть индикаторами.

Если интерпретация основного понятия позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор количественной информации, а операционализация – о чём следует собирать информацию (в рамках каких социальных институтов, либо в каких сферах жизнедеятельности личности), то нахождение индикаторов позволяет уяснить, как и в какой форме надо подойти к её сбору.

В то же время индикаторы позволяют правильно сформулировать вопросы для анкеты и других видов инструментария, а также определить структуру ответов на них.

В качестве индикаторов целесообразно выбирать в первую очередь объективные по отношению к респондентам факты, так как они повышают достоверность информации.

Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в социологическом инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они, расположенные в той или иной последовательности по позициям образуют шкалу измерения. Например,

Предположим, что в числе выделенных операциональных понятий есть понятие, «образование». В соответствии с ним выбран такой объективный индикатор, как «уровень образования». Его характеристики: начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Они-то и становятся позициями шкалы измерения.

Когда же измеряется признак явления, который отображён операциональным понятием «удовлетворённость моральным поощрением», то позициями шкалы измерения могут стать характеристики такого субъективного индикатора, как «степень удовлетворённости»: «вполне удовлетворён», «удовлетворён частично», «не удовлетворён».

В первом примере шкала измерения жёстко связана с признаком явления, а во втором нет, т.к. может использована для измерения этого же признака («удовлетворённость») других явлений.

Таким образом при подборе индикаторов учитываются следующие положения:

1. Выбор индикатора предопределён операциональным понятием. Именно оно очерчивает круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов.

2. Есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикаторов (пол, возраст, национальность и др.). Тогда ответ на вопрос строго определяется этими понятиями.

3. Имеются такие операциональные понятия, которые требуют использования не одного, а нескольких индикаторов.

4. В каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования и условий, в которых он находится.

В социологических исследованиях применяются три основных типа шкал: номинальные, ранговые и интервальные.

1. Номинальная шкала – при её помощи измеряют преимущественно объективные признаки респондентов (пол, семейное положение, профессия и др.).

Например: Укажите, какими видами досуга наполнены обычно ваши выходные дни:

– посещаю парк,

– езжу на рыбалку,

– хожу в кино.

2. Ранговая шкала – с её помощью измеримо большинство свойств и признаков социальных явлений. Позиции ранговой шкалы располагаются в строгом порядке от наиболее значимой к наименее значимой либо наоборот.

Например: укажите, характер выполняемого вами труда.

1 – труд физический, ручной, без применения техники и инструментов.

2 – труд ручной с применением инструментов.

3 – труд с применением техники, полуавтоматов.

Номера вариантов ответов могут представлять собой ранги. Так, с позиций интеллектуального содержания труда цифра 1 означает, что первая позиция менее предпочтительна, чем вторая, а вторая – чем третья.

3. Интервальная шкала – при помощи её измеримы в основном те, свойства и признаки, значение которых можно выразить числом. Таковыми могут быть: возраст, стаж работы, учёбы, число членов семьи и др. Позиции в такой шкале расположены по равным или неравным интервалам, в зависимости от значений индикатора, используемого для конструирования шкалы. Шкала с неравными интервалами имеет вид: «Сколько лет Вы работаете на данном предприятии?»

– менее года

– от 1 до 3 лет включительно

– от 3 до 5 лет

– от 5 до 10 лет

– свыше 10 лет.

Шкала с равными интервалами имеет вид.

– от 1 года до 3 лет

– от 3 до 6 лет

– от 6 до 9 лет

При измерении социологической шкалы необходимо учитывать валидность, полноту и чувствительность.

Валидность шкалы измерения зависит от правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.

Например, «Будете ли Вы участвовать в выборах президента страны, в случае их проведения?»

Да, непременно; ещё не задумывался над этим; определённо нет.

Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все значения индикатора. Например: «Из каких источников Вы чаще всего узнаёте об актуальных политических событиях?»

– из сообщений радио.

– из сообщений прессы.

– из передач телевидения.

Данная шкала неполная, т.к. наряду с первичными существуют и вторичные источники, к примеру родители, друзья, коллеги и др.

Чувствительность шкалы – это её способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число её позиций, определяется самим исследователем. Чем больше их, тем шкала чувствительней.

Например, «Удовлетворены ли Вы прослушанной лекцией?»

Шкала с тремя позициями:

– удовлетворён.

– не могу высказать определённого мнения.

– не удовлетворён.

Шкала с пятью позициями:

– полностью удовлетворён.

– удовлетворён не полностью.

– не могу высказать определённого мнения.

– в основном неудовлетворён.

– лекция произвела на меня крайне отрицательное впечатление.

В социологической практике, как правило, используют ранговые шкалы с тремя или пятью позициями. Оценивать явления по более чувствительной шкале, как показывает опыт, респонденты затрудняются.

Позиции ранговых шкал, используемых для оценок, располагаются симметрично. Это означает, что число позиций с положительным значением равно числу позиций с отрицательным, а между ними располагается позиция с нейтральным значением.

При конструировании шкал в социологии соблюдают такие требования, как точность и надёжность.

Точность шкалы – характеристика результата измерения, которая зависит прежде всего от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования числовых данных о свойствах, сторонах изучаемого явления с их истинной величиной.

Надёжность шкалы – её устойчивость по отношению к изменению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных и сравнимых числовых данных об изучаемом явлении, при многократном (повторном) измерении.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

 

Список литературы:

1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. – М., 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.