Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока




3.

2.

1.

Лексика изучается в школе в течении всех лет параллельно с основными разделами. Поэтому в методике изучения лексики выделяется 4 этапа:

1) предварительный (начальная школа)

Учащиеся знакомятся с отдельными лексическими понятиями.

2) основной (5-6 класс)

Перед учителем ставится задача создания условий для обогащения словарного запаса школьников. Изучается лексика как раздел науки о языке в 5 классе, фразеология – в 6 классе.

3) 7-8 классы. Задача учителя – показать различие между лексическим и грамматическим значением слова.

4) Функционально-стилистический (9 кл.)

Лексика рассматривается на уроках русского языка в качестве компонента, который характеризует различные стили речи. Лексика и фразеология изучается кроме уроков русского языка и на факультативах, элективных курсах в старших классах.

 

Методов и приёмов изучения лексики существует множество. основным системным способов работы по лексике является лексический разбор (анализ). План лексического разбора даётся в учебном комплексе под ред. Бабайцевой в учебнике Русский язык: Практика. 5 кл. В остальных учебниках отсутствуют планы лексического разбора. Рассмотрим возможный порядок лексического разбора, которым можно воспользоваться на уроках повторения по русскому языку в 7-8 классах.

План лексического разбора

1. Общеупотребительное слово или ограниченное в употреблении (если огранич., то указ вид – профес., диалект., термин, жарг., архаизм, историзм).

2. Однозначн. или многознач. (сколько значений указ. словарь); в каком смысле употр. Оно в данном предложении.

3. В прямом или перен. Знач. Употреблено.

4. привести синонимы.

5. Антонимы.

6. Происхождение слова (исконное или заимствованное, если заимс., то из какого языка)

 

Рассмотрим некоторые приёмы закрепления знаний по лексике:

1) метод наблюдения над текстом

Например: Спишите, подчеркните синонимы; или выпишите из текста антонимы и др.

2) Лингвистические игры « 4-й лишний», «Цепочка фразеологизмов», «Одним словом», «Кто больше», «Кто быстрее» и др.

3) Викторины, кроссворды, логограммы и др.

Например: Выпишите в горизонтальные клетки слова, лексические значения которых дано. Если вы сделаете это правильно, то в клетках по вертикали можно прочесть слово, обозначающее словарный состав языка.

1. Помещение для чтения публичных лекций (лекторий)

2. Сомнение, удивление (недоумение)

3. Игра, задания в которой даны в качестве вопросов, ответ нужно записывать буквами в клеточках, по горизонтали и вертикали получатся слова (кроссворд).

4. Памятный подарок (сувенир)

5. Мелкий дождь (изморось)

6. Часть города, ограниченная пересекающимися улицами (квартал)

7. Круглая площадь (арена).

л екторий

Н е доумение

к россорд

с увенир

и зморось

к вартал

а рена

4) Свободный диктант с лексическим заданием

Учитель читает текст, дети слушают, затем повторно читается, и дети записывают запомнившееся. Задание: записать текст, употребив многозначные слова из данного отрывка.

5) Лексико-фразеологические упражнения

- подобрать синонимы (антонимы, фразеологизмы) к данному слову.

- найти в толковом словаре диалектные слова (профессионализмы, диалектизмы)

- определить значение, в котором употреблено указанное учителем слово.

- составить предложения с указанным значением данного слова

- найти лексическую ошибку в данном предложении.

В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями, готовят учащихся к обогащению словарного запаса.

 

Лексические ошибки – недостаточно четкое представление о лексическом значении слова, что приводит к нарушению точности в речи.

Например:

· Ребята быстро бросились к выходу.

· Петух работает ногами.

· Ему подарили памятный сувенир.

· После футбола я пришёл с унылой (поникшей) головой.

· Они выполнили клятву. (сдержали).

· Наступил [месяц] февраль.

· Опустив голову вниз, он рассматривал дорогу.

· Однажды охотник охотился на зайцев.

Для предупреждения лексических ошибок должна быть специально организованная работа. Например в 2-х рамках даны слова «опять» –«снова»; «обратно»-«вновь» Составить с ними предложения

-Могут ли слова «опять» и «обратно» заменять друг друга в речи?(опять – повторение, обратно-возвращение действия).

При изучении антонимов можно взять примеры с лексическими недочетами, а учащиеся должны их исправить. «Царевна была добрая, а царица - плохая»; « Был барин хороший, а она - жестокая».

Домашнее задание

Выбрать любую тему по лексике и подготовить урок.


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы»

 

Данный урок составлен учителем русского языка и литературы школы №1 города Нурлата Республики Татарстан Мальковой М.Ю к учебнику русский язык для 6 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.) Исходя из собственных наблюдений за речью учащихся, я пришла к выводу о том, что её можно охарактеризовать как не соответствующую нормам литературного языка.

 

Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

Также, занимаясь подготовкой к ЕГЭ в старших классах, мною было выявлено, что учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, и я ещё раз убедилась в том, что просто необходимо, чтобы урок на тему: «Фразеологизмы» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что вероятнее всего улучшит знания учащихся на эту тему.

На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Материал к уроку подобран таким образом, что может быть использован как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения. Данный урок предполагает выполнение и достижение определённых целей и задач.

Цели:

1. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.
Усвоить структуру и семантику фразеологизмов.

2. Уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Задачи:

1. Научить распознавать фразеологические обороты.

2. Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики. Рассматриваются разнообразные рубрики, предполагается применение мультимедиапроектора. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.

Разработанный мною урок даёт возможность применения новых информационных технологий, в частности, интерактивной доски, в рамках школьного образовательного процесса, а также использование новых информационных ресурсов, в частности Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов. По окончании урока проверить свои знания, заполнив кроссворд на тему «Фразеологизмы»

Описание разработки урока русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы»

Форма учебной работы: классно – урочная.

Приобретаемые навыки детей: учащиеся научаться распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.

Особенности роли педагога заключаются в том, что учитель должен быть ярким образцом и примером для своих учеников, речь которого должна быть богатой, насыщенной, разнообразной, эмоциональной, грамотной и интересной.

Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная.

Технологические особенности: на уроке использовать компьютер и интерактивную доску, так как для этого есть все необходимые технические условия в школе.

В связи с тем, что в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов мною не был найден материал по фразеологизмам, я предлагаю использовать рисунки учащихся, предварительно отсканированные и помещённые в презентации к уроку.

I Проверка домашнего задания.

II Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение, подчёркивают главные члены, составляют схему предложения.
Ночь темна и тепла,
Благодатная мгла
На долины легла.
Найдите в толковом словаре значение выделенных слов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.