Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии и показатели концентрации

 

На практике фирмы используют различные показатели, которые позволяют измерять степень концентрации производителей и сравнивать между собой отраслевые рынки, а также определять принадлежность к определенному типу.

К основным из них относятся:

1) Пороговая доля рынка. Характеризует размер крупнейших фирм.

По первому российскому закону 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в первоначальной редакции, если доля предприятия на данном рынке превышала 35%, то это предприятие включалось в Государственный реестр предприятий-монополистов. По новой редакции безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35 до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет им.

2) Индекс концентрации. Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

(2.1)

 

где Ck – индекс концентрации;

Yi – размер (доли) фирмы на рынке;

k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Основой для расчета данного показателя является не все количество фирм, представленных на данном рынке, а только несколько самых крупных из них (обычно 4-5).

Недостатком показателя является то, что он не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли.

Например, если мы анализируем два рынка, в каждом из которых есть пять крупных фирм, производящих 50% всей продукции отрасли, то индекс концентрации для них будет одинаков. Но если на одном рынке общее количество фирм – 100, а на другом всего 10, то следует ожидать, что рыночная ситуация не будет одинакова.

К достоинствам данного показателя следует отнести простоту и удобство расчета, а также то, что он приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, или в качестве дополнительного показателя, применяющегося совместно с другими показателями концентрации.

3) Индекс Линда. Применяется в Европе и также, как и индекс концентрации, рассчитывается только для нескольких крупных фирм.

Для двух крупнейших фирм показатель равен процентному отношению их рыночных долей:

 

(2.2)

 

где k1 и k2 – рыночные доли двух крупнейших фирм.

Если k1 = 50%, k2= 25%, то IL= 200%.

Для трех крупнейших фирм индекс Линда определяется по формуле:

(2.3)

 

Для четырех фирм:

(2.4)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концентрация производства и продавцов на рынке | Понятие экономической, рыночной и монопольной власти. Показатели рыночной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.