Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность управленческого консультирования как вида профессиональной деятельности. Причины обращений к консультантам

Консультирование по вопросам управления давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний и общественных организаций пользовались такими услугами - отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением опыта и степени осуществимости предложений, разработкой системы, исследованиями с целью выработки мер, консультированием по инженерно-техническим вопросам и др. профессиональными услугами.

Выделяют два основных подхода к консультированию, дополняющих друг друга. Первый подход рассматривает управленческое консультирование как метод усовершенствования практики управления, который может быть использован независимой частной фирмой, внутренним консультантским подразделением, частной или государственной организацией, институтом по подготовке руководящих кадров, учреждением, разрабатывающим вопросы повышения производительности труда, службой распространения знаний и опыта или отдельным лицом.

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу, работающую по контракту и оказывающую услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений.

С целью полного раскрытия понятия консалтинговой деятельности в Украине, целесообразно проанализировать изменения существующих формулировок управленческого консультирования (табл.1) и изменения основных принципов консалтинговой деятельности (табл.2).

Если в начале 1980-х гг. в них содержались только принципы, касающиеся профессиональных характеристик консалтинговых услуг, то по мере продвижения к рыночной экономике они дополнялись характеристиками консалтинга как предпринимательской деятельности.

В большинстве формулировок, приведенных в табл. 1., выделяется профессионализм консультантов, что можно считать одной из важнейших характеристик консалтинговой деятельности. Формулировки 5 и 10 указывает на независимость консультантов и групп консультантов, а это еще раз свидетельствует о профессионализме консультантов.

УК - разновидность экспертной помощи. Скорее экспертная помощь основывается на суждениях специалистов и является частью консультационного процесса, то есть УК по своему объему гораздо более широкое и глубокое понятие. Более того, экспертная помощь оказывается для клиента, а консалтинговый процесс осуществляется с клиентом.

Таблица 1. - Определение понятий управленческого консультирования

№ п/п Определение Источник
1. УК – высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области Чакыров К. Управленческое консультирование – организация процесса. – София, 1986.
2. УК - разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: (практический опыт и рекомендации). - М.: Экономика, 1988.
3. УК – определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения Основные положения программы (материалы к Ученому совету МЭ и ОПП СО АН СССР от 13.01.88).-Новосибирск, 1988.
4. УК - услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблемах Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления. -М., 1988.
5. УК - услуга, оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и практическом решении проблем Комаров В.Ф. Программа работ лаборатории управленческого консультирования.- Новосибирск, 1988.
6. УК - эффективная форма рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта. Елмашев О.К. Управленческое консультирование: Вопросы теории и практики. - Ижевск: Удмуртия, 1989
7. Консалтинг - это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в решении проблем и функционировании их развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. - М.: Финстатинформ, 1995.  
8. Бизнес-консалтинг - обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы. Консалтинг в Украине. – Киев: Ассоциация "Укрконсалтинг", 1996.  
9. Управленческое консультирование - это сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, и предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента. Саврук А., Красюк Р. Готовых решений не бывает. // Рынок капитала. 1998, №23-24.  
           

 

В этой же формулировке Рапопорта В.Ш. очень верно отмечены изменяющиеся внешние и внутренние условия, в которых приходится работать консультанту.

Крутик А.Б. и Муравьев А.И., Люкшинов А.Н., Цыпкин Ю.А. и Эриашвили Н.Д.считают консультирование наивысшей формой использования знаний.

Щербак В.Б. называет управленческое консультирование - консультативной службой, работающей по контракту и оказывающей услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают предприятию-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать и оценить их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости решению этих проблем.

Согласно Веселовскому М.Я., Пригожину А.И. и Хайнишу С. управленческое консультирование - это улучшение, т.е. эффект, получаемый обществом или отдельным экономическим субъектом от использования консультационных услуг в области организации управления.

Станкин М., Пригожий А.И. - «консультирование производителей, продавцов, покупателей по вопросам экономической деятельности, торговли, услуг».

Эмерсон Г. - «применение своих организационных знаний и навыков к прочим принципам производительности».

Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я. и Лейманн Я.А., Уткин Э.А. - «один из видов квалифицированной помощи со стороны, один из методов работы среди других направлений улучшения результатов практической деятельности хозяйственных и других организаций в форме рекомендаций и совместно вырабатываемых решений».

Люкшинов А.Н., Цыпкин Ю.А. и Эриашвили Н.Д. - «наука, поскольку является очень сложным комплексом человеческих знаний, связанных с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей в важной сфере
человеческой деятельности, научных обобщений, научного обоснования проектов».

Уткин Э.А.- «это вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития».

В большинстве формулировок определения консультирования выделяется профессионализм консультантов, что можно считать одной из важных характеристик консультационной деятельности.

Анализ представленных формулировок не дает оснований взять какую-либо из них за образец, поскольку каждая из них фиксирует лишь определенную сторону консалтинговой деятельности. Поэтому симбиоз формулировок консалтинговой деятельности как специфической формы деятельности может дать более полное и более системное определение.

После проведенного анализа существующих формулировок управленческого консультирования и анализа сегодняшнего состояния рынка консалтинговых услуг в Украине, представляется возможным сформулировать следующее определение консалтинговой деятельности:

Управленческое консультирование - это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом.

Характерные черты управленческого консультирования:

1. Профессиональная помощь руководящим работникам. И как основное занятие профессиональные знания и навыки, касающиеся практических проблем управления. За годы работы консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым или старым клиентам. Поскольку консультанты сталкивались со множеством меняющихся обстоятельств, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем, имея хороший шанс найти правильное решение. Кроме того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, включая разработки университетов и научных институтов. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.

2. Совещательный характер оказываемых услуг. Консультанты по вопросам управления являются лишь советниками и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Они отвечают лишь за качество и законченность совета; клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из его принятия. При этом искусство консультанта заключается в том, чтобы дать не только правильный совет, но и правильным образом, нужному лицу и в нужное время. Клиенту, в свою очередь, следует научиться принимать и использовать совет консультанта.

3. Независимость. Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию и предлагать объективные рекомендации относительно того, что следует сделать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы.

4. Финансовая независимость означает отсутствие финансовой заинтересованности консультанта в действиях клиента определенным образом (на объективность совета не должно также влиять желание вести в дальнейшем дела с тем же клиентом).

5. Административная независимость подразумевает, что консультант не подчинен клиенту и на него не распространяются административные решения последнего. Данная проблема чаще всего возникает при внутреннем консультировании.

6. Политическая независимость означает, что ни руководство организации-заказчика, ни ее служащие не могут неофициально влиять на консультанта, используя политическую власть и связи.

7. Эмоциональная независимость означает, что консультант сохраняет свою отчужденность независимо от дружеских или иных чувств, которые могут существовать с самого начала или развиться в ходе выполнения задания.

Квалифицированный консультант строит свою деятельность на принципах, представляющих собой совокупность характеристик, основных правил и методов консалтинговой деятельности, которые следует учитывать, консультируя организацию.

Выделим следующие принципы консалтинговой деятельности:

Компетентность

Репутация

Этические нормы

Интересы клиента

Широкие общественные интересы

Вовлечение персонала

Научность

Гибкость

Креативность

Конкретностьи объективность

Эффективность

Взаимоотношения

Проследим развитие принципов консалтинговой деятельности в Украине, показанные в табл. 2 (данные перестроечного периода берутся по СССР).

Таблица 2 - Основные принципы консалтинговой деятельности

Содержание принципов Год
   
Независимость оказываемой помощи Совещательный характер Высокий профессиональный уровень Распространение передового опыта Содействие повышению профессиональной компетентности руководителей Соблюдение этических норм поведения Популяризация управленческого консультирования  
Интересы заказчиков выше интересов консультантов Неразглашение полученной информации, соблюдение конфиденциального характера консультирования Обслуживание связанных между собой предприятий только с согласия их руководителей Наличие достаточной информации для выполнения заказа Предварительное обследование клиентной организации перед заключением договора Ознакомление заказчика с новыми методами, техникой и принципами консультирования Тесное сотрудничество с персоналом клиентной организации Освоение консультантами новых методов и техники консультирования  
Научность Конкретность Сохранение системы Гласность Репрезентативность  
Наличие экономического эффекта, подсчитанного и согласованного заказчиками и консультантами Генеральное направление управленческого консультирования - помощь отстающим предприятиям, в первую очередь убыточным и низкорентабельным Ориентация на длительные сроки совместной работы консультантов и работников предприятий (организаций)  
Независимость и объективность оказываемой помощи Конфиденциальность полученной от клиента информации Уверенность в пользе консультации и своей компетентности Оплата услуг на основе фиксированных до начала работы договорных обстоятельств    
Независимость и объективность оказываемой помощи Конфиденциальность полученной от клиента информации Уверенность консультанта в пользе консультации для клиента Уверенность консультанта в своей компетентности, обязанность сообщать клиенту о своих сомнениях в отношении возможности с пользой применять полученнные консультации Разъяснение клиентам сути и характера стоящих проблем, путей, условий их решения Оплата услуг на основе фиксированных до начала работы цен независимо от результатов деятельности клиента Объединение всех почти всех действующих консалтинговых фирм в ассоциацию Укрконсалтинг Соблюдение Кодекса консультанта членами ассоциации Укрконсалтинг    
Захват рынка западными консалтинговыми компаниями Сильное влияние российских консультантов Сотрудничество и накопление опыта Работа по зарубежным проектам и программам Увеличение спроса по вопросам приватизации    
Обобщение накопленного опыта Проведения исследования Консалтинг в Украине Специализация по видам предоставляемых услуг Информационно-консалтинговые сети    
Выделение элиты консультантов в Украинскую ассоциацию менеджмент-консультантов Осуществление двух исследований рынка консалтинговых услуг в Украине Специализация по обслуживаемым отраслям Специализация по масштабам клиента Специализация по формам собственности клиента      

 

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что к 2007 году консалтинговая деятельность в Украине имеет те же принципы и характеристики зарубежных аналогов.

Проанализируем дефиниции, сформулированные национальными ассоциациями консультантов по управлению. Такой подход обусловлен тем, что трактовки, предлагаемые ассоциациями, поддерживаются значительным числом консультантов и консультационных фирм, являющихся их членами, а, следовательно, получили наибольшее распространение в той или иной стране.

1. Управленческое консультирование является профессиональной услугой, предоставляемой специально подготовленными и опытными профессионалами, оказывающими помощь менеджерам в определении и решении проблем управления в различных институтах общества; в разработке практических рекомендаций по решению этих проблем и по их внедрению в случае необходимости. Эта профессиональная услуга сфокусирована на улучшении управленческой, оперативной и экономической деятельности организации ACME (Association of Consulting Management Engineers).

2. Услуга, продвигаемая независимым и квалифицированным специалистом (специалистами), заключающаяся в определении и оценке проблем, касающихся политики, организации, процедур и методов; в рекомендации соответствующих действий и оказании помощи в реализации этих рекомендаций IMC (Institute of Management Consultants).

3.Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендации соответствующих FEACO (Федерация европейских ассоциаций консультантов по управлению)

4. Консалтинг - это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений. АКЭУ (Ассоциация консультантов по экономике и управлению).

5. Управленческое консультирование - это разновидность экспертной помощи в области управления АКУОР (Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию),

Приведенные дефиниции позволяют сделать вывод о том, что управленческое консультирование - один из видов деловых (профессиональных) услуг, содержанием которого является выполнение различных видов работ по решению проблем управления.

Консалтинговую деятельность можно классифицировать по другим критериям и признакам, представленными в таблице 3.

 

Таблица 3- Классификация консалтинговой деятельности

 

Признаки Типы
По предмету работы: Проектное консультирование Процессное консультирование
По типам консультирования Экспертное Процессное Обучающее
По целям Целевое Многоцелевое
По результату на выходе Нормативное Ценностное Проблемное
По задачам Оперативное Стратегическое Организационное Развивающее
По специализации консультантов Специалисты Дженералисты
По месту расположения консультантов Внешние Внутренние
По длительности проведения работ Краткосрочное Среднесрочное Долгосрочное Разовое Периодическое Абонементное
По клиенту Индивидуальное Организационное
По масштабу клиента Государственные предприятия Крупные приватизированные предприятия Средние предприятия Малые предприятия Частные предприниматели Некоммерческие предприятия
По отрасли клиента Банковское дело Энергетика Транспорт Здравоохранение и т.д.
По месторасполо-жению консалтинговой фирмы Локальные Региональные Всеукраинские Многонациональные
По методу работы Диагностика Расчеты Разработки Документирование Информирование Обучение Переговоры
По функциям консультанта (ролям) Диагностик Эксперт Аудитор Разработчик Идеолог Преподаватель Тренер Медиатор
По типу консультант-клиентских отношений Рекомендации по конкретным изменениям Новые ценностные ориентации Решение проблем Новые методы совместного решения проблем

 

 

Согласно определению Ф.Котлера, услуга представляет собой деятельность или пользу, которую одна сторона может предложить другой, которая по существу является нематериальной и не делает ее потребителя владельцем чего-либо. Оказание услуги может быть связано или не связано с физическим продуктом. В число основных характеристик услуги, как правило, включают:

нематериальность;

гетерогенность;

отсутствие возможности накопления (хранения);

одновременность производства и потребления;

не передается в собственность.

Консультационная услуга по управлению характеризуется и таким свойством, как неоднородность (гетерогенность): качество услуг отличается не только у разных фирм (консультантов), но может меняться и у одной и той же фирмы (консультанта). Это обстоятельство накладывает на консультантов дополнительную ответственность. Они должны сообщать клиентам о любых сомнениях, которые у них имеются в отношении возможности с пользой применить рекомендации (изменения в законодательстве; недостаточная квалификация персонала клиентской организации). Консультанты должны
разъяснять клиентам суть и характер стоящих перед ними проблем, дать
полную и объективную характеристику реалистичности их решения; показать необходимые условия и альтернативные пути решения проблем. Говоря о гетерогенности консультационной услуги по управлению, следует учитывать тот факт, что процесс предоставления консультационных услуг предполагает обязательное участие в нем клиента, качество которого оказывает прямое влияние на результаты управленческого консультирования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 1. Предмет и метод, характер и цели управленческого консультирования, область применения и возможности консультирования. 17 страница | Цели, задачи и функции управленческого консультирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.