КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические основы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций
Потери от чрезвычайных опасностей В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного Совета РФ от 13 ноября 2003г. протокол №4 разработана «Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций» (далее Методика). Методика разработана на основе многолетних исследований ФГУ ВНИИ ГОЧС. Методика позволяет проводить оценки социально-экономического ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера на этапах прогнозирования и локализации ЧС в расчете на период один год после свершения события. Методика позволяет организовать проведение объективной и единообразной оценки фактического и возможного ущербов от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористической характера для принятия решений в органах государственной власти РФ. Методика имеет рекомендательный характер и является исходной базой для разработки частных методик оценки показателей социально-экономических последствий различных ЧС. Принимается, что объем ущерба в основном определяется двумя факторами: · интенсивностью ЧС (модель воздействия) · сопротивлением этому воздействию (законами разрушения – для зданий, сооружений и законами поражения – для людей). Все другие факторы, влияющие в той или иной степени на последствия ЧС, учитываются через эти факторы. Все без исключения ЧС наносят или могут нанести ущерб интересам личности, общества и государства, выражающийся в следующих видах ущерба: · ущерб жизни и здоровью населения; · экономический ущерб, связанный с материальными потерями, вызванными повреждениями и разрушениями производственных и непроизводственных объектов, нарушением их функционирования, затратами на предупреждение и ликвидацию ЧС; · экологический ущерб; · другие виды ущерба, в том числе ущерб культурным ценностям, моральный ущерб и т.д. Это принципиально разные виды ущерба, несводимые друг к другу и подлежащие раздельному учету. Существует определенный нормативный аппарат анализа экономических ущербов от негативного влияния хозяйственной деятельности для оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Существует определенная нормативная терминология. Так в 1997 году были введены следующие термины ЧС: классификация ЧС – система разделения ЧС на классы и подклассы по определенным критериям в зависимости от ситуации и характера ущерба; чрезвычайная ситуация – является нарушение условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией, крупным пожаром, использованием поражающих средств, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям; классификационный признак ЧС – техническая или другая качественная характеристика аварийной ситуации, которая позволяет считать ее чрезвычайной; материальный ущерб от ЧС – оценивание ущерба от ЧС в экономическом эквиваленте; потенциально опасный объект – это объект, на котором изготавливают, перерабатывают, хранят или транспортируют опасные радиоактивные, химические, пожаро- и взрывоопасные вещества и биологические препараты, гидротехнические и транспортные сооружения, транспортные средства, которые создают реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации; В большинстве случаев итогом ЧС является загрязнение в той или иной степени водного и воздушного бассейнов, изъятие из пользования либо ухудшение качества сельскохозяйственных угодий и лесохозяйственных участков, воздействие на рекреационные объекты и объекты природоохранного фонда, потери стоимости основных фондов, угрозу для жизни и потери здоровья населения. Проведение социально-экономических исследований ЧС позволяет комплексно оценить экономический ущерб на основе фактических затрат. Соответствующая методика также должна предполагать расчет экономической эффективности и обоснование необходимого инвестирования бюджетных и внебюджетных средств на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возможность оперативной оценки ущерба по упрощенной процедуре. Отечественная нормативная система предполагает классификацию ЧС по: а) сфере возникновения; б) отраслевой принадлежности; в) характеру явлений и процессов при возникновении и развитии ЧС; г) масштабу возможных последствий; д) масштабам сил и средств, привлеченных для ликвидации последствий ЧС; е) сложности масштабов и важности последствий ЧС. Первые три критерия определяют группу ЧС (критерий а), тип ЧС (критерий б), вид ЧС (критерии б, в). Критерии в – г позволяют классифицировать ЧС по масштабам территориального охвата и возможных последствий на объектные, местные, региональные, и общегосударственные. Основой предлагаемого методического подхода является универсальный принцип оценивания ущерба от чрезвычайных ситуаций разных типов и видов через суммирование характерных локальных пофакторных и пореципиентных ущербов. Пофакторные ущербы отражают комплексную экономическую оценку причиненного вреда по основным факторам воздействия. К ним относятся ущербы от: − загрязнения атмосферного воздуха (Аф ); − загрязнения поверхностных подземных вод (Вф ); − загрязнения земной поверхности и почв (Зф ). Пореципиентные ущербы отражают экономическую оценку фактического вреда, причиненного основным реципиентам воздействия ЧС. К ним относятся ущербы от: − потери жизни и здоровья населения (Нр ); − уничтожения и повреждения основных фондов, имущества, продукции (Мр ); − изъятия или ухудшения качества сельскохозяйственных угодий (Р с/г ); − потерь продуктов и объектов лесного хозяйства (Р л/г ); − потерь рыбного хозяйства (Р р/г ); − уничтожения или ухудшения качества рекреационных ресурсов (Р рек ); − потерь природно-заповедного фонда (Р пзф ). Расчет ущербов от чрезвычайных ситуаций (З) предлагается осуществлять по общей формуле:
В зависимости от групп и видов чрезвычайных ситуаций были определены характерные наборы локальных пореципиентных и пофакторных ущербов, а также правила очередности их расчета в зависимости от опасности и территориального масштаба вредного воздействия. Классификация чрезвычайных ситуаций взята на основе “Типового классификатора чрезвычайных ситуаций” (Дополнение к поручению Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1996 г. №17803/97). Рассмотрим более подробно порядок расчета ущерба от чрезвычайных ситуаций различных групп и видов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |