КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы психологии. 1) Общенаучные методы познания психики
1) Общенаучные методы познания психики Наиболее полно изложены в «Методологических основах психологии» Ломов Б.В. · наблюдение - метод визуальной психодиагностики, связанный с отслеживанием поведенческих реакций человека либо животного, накоплением статистики с последующей её интерпретацией: ü включенное – наблюдатель и наблюдаемый находятся в одной пространственной системе (когда наблюдаемый осознает, что он находится под наблюдением); ü невключенное - наблюдатель и наблюдаемый не находятся в одной пространственной системе (когда наблюдаемый не осознает, что он находится под наблюдением); При наблюдении необходима программа! · эксперимент - метод познания психики либо животного, основанный на контроле психических изменений объекта в специально организованных условиях; Отличие от наблюдения – исследователь вмешивается в процесс. 2) Частные научные методы познания (используются только психологией) · тесты (авторские, то есть должны иметь программу); · метод беседы – метод изучения психики человека в процессе его вербальной активности (также должен иметь свою программу); · метод экспертных оценок (метод обобщения независимых характеристик) – сбор информации о психики человека из разных источников; чем больше источников – тем более точный результат; · проективный метод – метод изучения психики человека при предъявлении ему неоднозначных, непонятных стимулов (не стандартизованный метод). Психика и сознание [S3] 1) Эволюция психики в процессе филогенеза 2) Форма поведения животных 3) Причины возникновения сознания 4) Особенности сознания человека Инстинкт – врожденная программа поведения, обеспечивающая наилучшую адаптацию живого существа к условиям обитания. Импритинг – следование живого существа наблюдаемому образцу. Навыки – прижизненная форма поведения животных, связанная с индивидуальным научением (обеспечивает лучшую адаптацию жизнедеятельности через игровую деятельность). Интеллектуальное поведение – способность животного решать 2-3 разные задачи. Предпосылки возникновения сознания делят на 2 группы: · биологические (освоение прямохождения, что позволило освободить передние конечности для трудовой деятельности, освоение огня); · социальные (совместная деятельность). Личность [S4] 1) Человек, индивид, личность 2) Социализация личности 3) Структура личности 4) Самосознание и самооценка личности 5) Профессионально важные качества личности инженера 1) Большой вклад внесли Леонтьев, Бажович, Осмолов, Маслоу, Роджерс, Олпард, Кэттел. Индивид > человек личность Личность – человек в его общественных связях и отношениях. Группы людей, но не личностей: 1) новорожденные; 2) люди с психическими заболеваниями; 3) дети-маугли. Аспекты личности, обусловленные уникальным генотипом человека: · антропометрические данные; · пол; · возраст; Социальная роль: · производственные; · семейные отношения; · юридические (право-послушный\неправо-послушный гражданин); · политические (гражданство); · экономические (продавец, покупатель, продавец рабочей силы); · этнические (осознание собственного Я); · религиозные; · нравственные. Эриксон ввел в психологию понятие «социальная роль». 2) Социализация личности – процесс освоения человеком общественно-исторического опыта, проявляющийся во владении им нормами и правилами социального поведения. Социализация может протекать в двух формах: · стихийной (случайные группы, СМИ, интернет); · целенаправленной (состоит их 2 программируемых процессов): ü воспитание; ü обучение. Социализация может быть: · в микросреде (семья); · мезо-среда (в месте проживания человека); · в макросреде (масштаб государства и глобальный масштаб). 3) Структура личности К.К. Платонов: · целенаправленность; · личностный опыт; · особенность психических процессов (интеллект личности, эмоции и чувства, волевые характеристики личности); · индивидуально-типические особенности; · тип высшей нервной деятельности. 4) Самосознание личности – знание человеком себя и отношения к себе. Самосознание представлено в 2 формах: · Я-образ; · Я-концепция (совокупность социально-психологических качеств, социальных ролей). Самосознание проявляется в самооценке: · низкая; · средняя; · высокая. Главное в самооценке – адекватность.
Психические познавательные процессы [S5] 1) Ощущения – психический познавательный процесс, связанный с отражением в сознании какого-либо одного свойства или признака предмета. Физиологические основы ощущений открыл Павлов, назвав систему ощущений рефлекторной дугой, состоящей из 3 этапов: · возбуждение нервных окончаний – рецепторов; · прохождение нервного импульса в соответствующую зону головного мозга; · отклик из очага оптимального возбуждения на мышечную ткань. Виды ощущений: · зрительные; · слуховые; · обонятельные; · осязательные; · вкусовые. Ощущения из внутренней среды организма – проприоцептивные. Ощущения от внутренних органов – интероцептивные (голод). Ощущения с поверхности кожи – экстероцептивные. Свойства ощущений: · порог ощущений – минимальная или максимальная величина раздражителя, способная вызвать или исключить какое-либо ощущение; · синестезия – способность представлять образ предмета через информацию, полученную через другую анализаторную систему; · индивидуальная чувствительность человека. 2) Восприятие – психический познавательный процесс, связанный с отражением в сознании комплекса свойств предметов, признаков и явлений действительности. Основан на синтезе различных ощущений. Восприятие изучает по 3 уровням: · перечисление; · описание (восприятие цвета и форм); · истолкование. Свойства восприятия: · предметность; · целостность – способность человека достраивать какой-либо объект по его фрагментам, деталям; · апперцепция – зависимость восприятие человека от его предыдущего опыта (позитивная и негативная); Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие действительности при взаимодействии с ним. Галлюцинации – видение того, чего нет в реальности. Виды восприятия: · восприятия пространства (зрение: глазомерная функция,; · восприятие времени; · восприятие человека человеком. Существуют стереотипы восприятия. 3) Память – это высший психический познавательный процесс, связанный с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Память состоит из 4 процессов: · запоминание – запечатление информации в момент её непосредственного воздействия на органы чувств; Реверберация – прохождение импульса по нейронным сетям. · забывание; · сохранение; · воспроизведение: произвольное и непроизвольное. Реминисценция – непроизвольное воспроизведение информации после нескольких неуспешных попыток ее вспомнить. 4) Мышление – высший психический познавательный процесс, связанных с определением общих существенных свойств окружающей действительности с установлением причинно-следственных связей. Анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, классификация, систематизация, обобщение. Виды мышления: · наглядно-образный; · абстрактно-логический; · предметно-манипулятивный. 5) Воображение -
[S1]Лекция №1 (12.09.2011) [А2]Лекция №2 (26.09.2011) [S3]Лекция №3 (10.10.2011) [S4]Лекция №4 (24.10.2011) [S5]Лекция №6 (21.11.2011)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |