Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зоны общения




Тема 2.2. Профессиональное общение юриста.

 

Общение – это процесс установления целенаправленного прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми так или иначе связанного друг с другом в психологическом отношении.

Психотехника проф.общения – искусство управления техникой общения как своей, так и психикой другого человека (психологического воздействия).

Виды рефлексивного анализа («рефлексия» - анализ):

1. Ауторефлексия – анализ собственной личности и собственного поведения. Нарабатывается опыт самопознания и познания других людей.

2. Проективная рефлексия – анализ ситуации, которая должна произойти с вашим участием. Анализ как своих позиций и вариантов поведения, так и позиции и вариантов поведения других участников ситуации, на основе чего строится общее развитие ситуации.

3. Ретроспективная – анализ прошедшей ситуации, проверка правильности линии своего поведения, совпадения/несовпадения линии развития ситуации с результатами проективной рефлексии, выявление ошибок, их уче6т и поиск верных решений.

Если в ситуации «здесь и сейчас» удалось вступить в психологический контакт, то ничего в ситуации менять нельзя (например, изымать третьего-лишнего из этого помещения).

Неадекватная рефлексия – когда анализ не соответствует действительности, «сам себя накрутил» (Пример на лекции: история с молотком – есть гвозди, но нет молотка à можно попросить у соседа, но он, наверное, не даст, он такой бяка...;))

Идентификация- отождествление себя с другим человеком. Попытка поставить себя на место другого и думать за него. (думать как он в этой ситуации – т.е. рефлексия, анализ).

Эмпатия – «сопереживание».

Не рациональное осмысление проблем, состояний и позиций другого человека, а эмоциональный отклик. Эмоциональное понимание позиции другого человека. Эмпатию можно переживать, а можно демонстрировать.

Невербальные средства общения (ссылки на Алан и Барбара Пис «Язык теледвижений»).

Психотехника диагностики личности по внешним признакам.

75% информации передается по невербальным каналам (несловестно).

1. до 45 см – интимная зона (зона безопасности) à накапливаются негативные эмоции при вторжении в интимную зону без разрешения. При установлении доверительного общения не нужно вторгаться в интимную зону. НО: чтобы демобилизовать человека на определенное время à можно вторгаться с определенными вербальными посылками (тогда негативные эмоции точно будут).

2. от 45 до 1,5 метров – личностная зона.

3. 1,5 – 3 метров – социально-совещательная зона.

4. более 3 метров – публичная зона.

Позы:

1. открытые – отсутствие крестов и зажимов;

2. закрытые – присутствие крестов и зажимов.

Отзеркаливание – прием в психологии, копирование позы или жестов человека.

Цель: 1. установить позитивный контакт – чтобы показать Эмпатию.

2. убрать – нейтрализовать закрытую позу человека.

Скованная, выпрямленная поза с прижатыми друг к другу ногами. Означает нервное напряжение.

Руки ухватились одна за другую и большие пальцы трутся друг об друга – ожидание.

Ерзание на стуле, означает беспокойство. Ритмические движения руками и ногами, щёлкание авторучкой - тревогу, потерю интереса к происходящему.

Сидеть «верхом» на стуле à защита (такой жест выдает неуверенного в себе человека).

Стол – всегда преграда. Чтобы установить психологический контакт, нужно посадить человека рядом с собой, а не через стол.

Если 2 человека находятся в состоянии антагонизма, чтобы урегулировать конфликт – нужно посадить их напротив юриста рядом друг с другом (чувство взаимности, общности друг с другом.

Чтобы усилить конфликт между ними à посадить друг против друга с разных концов стола.

Жесты:

Активная жестикуляция может быть в случае:

1. в состоянии эмоционального возбуждения.

2. личность, неуверенная в себе или неуверенная в том, что говорит.

Отрицательное покачивание головой, потирание лба, закрывание ладонью глаз/рта à означает, что человек не согласен, не понимает, не принимает сказанное.

Покачивание ногой, постукивание пальцами, Щелкание ручкой, сбрасывание несуществующих пылинок с одежды à означает раздражение.

Таким образом, нужно дать человеку время остыть.

Если человек согласен – качает головой в знак согласия.

Неуверенность говорящего в себе или в том, что он говорит: засовывание руки в карманы, манипулирование с носовым платком, с галстуком, с волосами.

Прищуренный взгляд à означает пристальное внимание, наблюдение, повышенная готовность осуществить какое-то действие.

Взгляд искоса из-за плеча à означает презрение, пренебрежение, настороженное наблюдение.

Фиксированный, твердый, прямой взгляд, одновременно суженный à критическая оценка, недоверие, возможность агрессивной реакции.

Резко усиленное и неравномерное моргание à наличие сложных эмоциональных реакций у личности, нервозности.

Прямой взгляд в глаза без моргания à угроза, вызов, демонстрация властных полномочий.

Закрытие рта рукой, потирание носа à человек говорит неправду или не хочет говорить то, что говорит.

У лиц женского пола жест нога на ногу не всегда закрытая поза (крест). Иногда «вызов» или просто привычка.

Жесты-прихорашивания:

- у женщин - машинальные жесты с волосами, поглаживание запястий, поглаживание руками бёдер;

- у мужчин – жесты с волосами, поправляет галстук.

 

Человек, как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых, в качестве основных, можно выделить три: внешний мир, социальный мир и внутренний мир.

Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования ее в своих целях. Это мир науки, техники, практики, объектных отношений, в которых нет ничего личного.

Социальный мир («наш мир», «мир, в который вместе со мной входят и другие люди») – это мир, основным способом включения человека в который является предметная деятельность. Взаимодействие с «социальным» миром – это становление деятельности и развитие человека, как субъекта предметной деятельности, в ходе которой формируются его психические качества.

Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти источники и понять направленности его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Другими словами, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений. Усваивая в деятельности, во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект.

Когда речь идет об отношениях личности в смысле личной отнесенности человека к миру и связанных с этим переживаниях, то необходимо обратиться к следующему миру, в котором живет человек – это внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущением личной причастности, личной отнесенности к чему-либо, «событийности», существование с другими людьми. Это мир, в который может войти предметная деятельность как «моя лично» деятельность. Социальное поведение входит во внутренний мир как межличностное отношение, как соприкосновение с внутренними мирами других людей, как способ открыть себя другим людям, как самовыражение.

В каком бы мире мы не рассматривали бы жизнь человека, одной из основных, базовых категорий, характеризующих его как личность, выступает категория отношения. Совокупность психологических, субъективных отношений к объективной действительности, предметной деятельности, другим людям и самому себе определяет позицию человека как личности.

Отношения складываются в процессе социального взаимодействия и общения.

Для структурирования результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия (рисунок).

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью – свойством личности, позволяющим ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей. Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические (рост, голова, руки и т.п.), физиологические (кровообращение, дыхание, потоотделение и т.д.), функциональные (осанка, поза, походка) и паралингвистические (мимика, жесты, телодвижения) характеристики.

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, место и время общения. Сокращение времени общения при восприятии снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию об объекте восприятия. При длительном и тесном контакте могут проявляться снисходительность и фаворитизм (благосклонность).

Составной частью межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношенияэто субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Для правильного понимания сущности межличностных отношений важно уяснить их место в реальной системе жизнедеятельности людей. В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на «расположение» межличностных отношений, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Одни авторы рассматривают их в одном ряду с общественными отношениями, в основании их или на верхнем уровне. Другие считают, что межличностные отношения – это отражение в сознании общественных отношений. По мнению Г.М. Андреевой, природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений.

Важной специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа. Это означает, что отношения, возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной психологии различаются три основных вида или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все эти виды эмоциональных проявлений. В социальной психологии обычно характеризуются чувства. Причем, необходимо обратить внимание на то, что термин употребляется не в строгом смысле.

«Набор» чувств разнообразен. Их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные – чувства, сближающие людей. В каждом случае такого рода отношений другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Характеристика межличностных отношений предполагает рассмотрение составляющих, которые образуют, в своей совокупности, процесс установления и развития этих отношений. Основными составляющими являются: межличностное восприятие, межличностная совместимость и межличностный конфликт.

О межличностном восприятии мы говорили выше. Необходимо только отметить, что роль межличностного восприятия очень важна. Это связано с тем, что на основе внешней стороны поведения, мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль в установлении межличностного отношения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий. Во-вторых, потому, что от меры точности понимания другого человека во многом зависит успешность совместных действий.

Межличностная совместимость, как аспект межличностных отношений, достаточно подробно рассмотрен в отечественной литературе. Общим для большинства подходов является то, что одна рассматривается преимущественно как диадный феномен и предполагает наличие удовлетворения людьми потребностей и поведенческих проявлений друг друга. Рассматривая межличностную совместимость необходимо иметь в виду, что она представляет собой многомерный феномен. Это связано с наличием в коллективе двух основных видов деятельности: инструментального (трудовой деятельности) и эмоционального (внутригрупповое общение). В соответствии с этим необходимо говорить о совместимости членов коллектива в сфере профессиональной деятельности и о совместимости в сфере общения. Кроме того, учитывая, что общение в коллективе может реализовываться как в процессе труда, так и вне его, то правомерно говорить о двух аспектах совместимости в межличностном общении: совместимости в общении, соответствующем профессиональной деятельности, и совместимости в независимом (свободном) общении. По мнению большинства ученых в совместимости проявляется гармонизация межличностных отношений. Она, как правило, сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения, уверенности в благополучном исходе будущих контактов.

Проблематика межличностного конфликта достаточно многоаспектно представлена в психологической литературе. При этом часть авторов рассматривает конфликты исключительно как дисгармонизацию межличностных отношений. С этим следует не согласиться, так как конфликты могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер. Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они характеризуются теми же принципами, что и любые конфликты: наличие значимых для сторон противоречий; необходимость их разрешений для нормализации отношений; действия сторон, направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов. Межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего решения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разграничение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Основные типы межличностных конфликтов:

1. Ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Различия в ценностях не обязательно ведут к конфликтам. Люди разных взглядов, убеждений могут иметь хорошие отношения. Конфликт возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга. Доминантные ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая определенные модели их поведения во взаимодействии если в основе поведения участников межличностных отношений разные доминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты.

2. Конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие интересы участников, которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу.

3. Конфликты, возникающие из-за нарушения норм и правил взаимодействия. Нормы и правила взаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей регулятивную функцию. Их нарушение, в любом случае, может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия. Кроме того, необходимо учитывать то, что сознательное нарушение норм или правил связано с желанием их пересмотра.

Межличностный конфликт как факт разногласий, разных позиций, интересов людей сам по себе ни плох, ни хорош. Он содержит в себе риск, опасность ухудшений или разрушения отношений людей, но и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию. Если мы воспринимаем конфликт не как угрозу или опасность, а как необходимость изменений в наших отношениях, то благодаря этому мы адаптируемся к новой ситуации, обстоятельствам, позиции друг друга, что позволяет сохранить отношения (О конфликтах будет обстоятельный разговор на отдельной теме).

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они рождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит в несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения (там же).

Знакомства осуществляются в каких-либо условиях (совместная работа, общие увлечения, случайно встреча и т.п.). Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. При формировании товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание (общее интересы, общие цели в различных видах деятельности и т.д.).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой.

Эмпатия имеет несколько уровней. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния) – когнитивная эмпатия. Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния другого, но и сопереживания ему – эмоциональная эмпатия. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Он предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархические организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатии обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и часто быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных – спрессовано, динамично.

Межличностные отношения возникают, проявляются и формируются в процессе общения. Вообще, общение есть реализация всей системы отношений человека. Общению посвящена следующая тема.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.