Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.3. Психология права и правоотношений




 

Личность – одна из базовых категорий психологической науки. В жизни конкретного индивида, как отдельного представителя человеческой общности его личность – особое системное качество, характеризующее включенность в общественные отношения, и его психика, т.е. свойство его мозга, заключающееся в адекватном отражении объективного мира, представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психикой, т.е. неотчуждаемом от его мозга свойством строить картину мира и на ее основе регулировать его деятельность. В то же время индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений.

Задача психологии – раскрыть всю структурную сложность личности, которая одновременно является как объектом, так и субъектом общественных отношений. Для психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой, причем не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с группой.

В отечественной психологии личность понимается как: 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Личность является опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью.

Психологическая структура личности формируется в онтогенезе (процессе формирования и развития психики отдельного человека), начиная от природных задатков и кончая внешними социально и личностно опосредованными формами поведения. Таким образом, личность — это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни.

С позиций совре­менного системного подхода личности рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью. В ней можно выделить три основные подсистемы:

1) когнитивную, в которой результируются функ­ции познания, и которая включает в себя познаватель­ные процессы: восприятие, память, мышление и др.;

2) регулятивную, включающую в себя эмоциональ­но-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции поведения и деятельности и управлению деятель­ностью других людей;

3) коммуникативную, которая реализуется в обще­нии и взаимодействии с другими людьми.

Личность характеризуется активностью, то есть стремлением индивида выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Личность характеризуется направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, идеалов, убеждений и т.д., в которых проявляются потребности человека. Личности присущи глубинные смысловые конструкты, обусловливающие ее сознание и поведение, относительно устойчивые к вербальным воздействиям и преобразующиеся в совместной деятельности групп и коллективов, степень осознанности своих отношений к действительности (отношения, установки, диспозиции). Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности.

Личность как системное качество индивида реализуется во взаимоотношениях между людьми. Социальная психология изучает, с одной стороны, то, как в эти отношения входит отдельный субъект, с другой стороны, как эти же отношения выступают средством анализа внутригрупповых процессов. Это позволяет проводить изучение психики человека и психологии группы как бы в «одной плоскости».

Являясь сложным психическим образованием, личность обладает своей внутренней структурой:

- личность как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: психические свойства, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности;

- личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личности их участников;

- личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей.

Таким образом, в структуру личности входят три образующие подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и представленность в других людях. Естественно, что личность может быть охарактеризована в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

Основными составляющими социально-психологической структуры личности являются:

1. Темперамент – сочетание индивидуаль­ных психофизиологических характеристик нервной системы человека, определяющих динамическую сторону поведения. Темперамент - это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение. К числу собственно личностных качеств человека темперамент можно отнести в определенной степени условно, так как он представляет собой в большей степени физиологическую, индивидную особенность человека. Особенности темперамента в своей основе биологически обусловлены и являются врожденными.

Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, его деятельность, иногда определяет его поступки, его индивидуальность.

2. Потребностно-мотивационая сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развития этой личности и задающих главные тенденции ее поведения).

3. Эмоционально-волевая сфера. Включает переживания, субъек­тивно окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, усилия по достижению чего-либо. Сюда следует отнести, прежде всего, эмоциональные (эмоции, чувства) и волевые (воля, волевые акты и действия) процессы и состояния.

4. Когнитивно-познавательная сфера. Эта сфера связана с получением, хранением, узнаванием, воспроизведением, забыванием и преобразованием информации. К ней относят, прежде всего, когнитивные (познавательные) процес­сы.

5. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к ок­ружающей действительности. Характер - это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. Структура характера рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений:

- отношение к другим людям (например, доверчивость - недоверчивость, сочувствие - безразличие, щедрость - скупость и т.п.);

- отношение к самому себе (самооценка и уровень притязания, самокритичность, скромность, гордость и др.);

- отношение к деятельности (трудолюбие - лень, ответственность - безответственность и др.);

- отношение к коллективу, к обществу в целом (общительность- замкнутость, принципиальность - беспринципность, целенаправленность, убежденность и др.).

В отличие от темперамента как динамической стороны поведения, характер позволяет оценить содержательную социальную сторону поведения субъекта, его ценностные ориентации.

6. Способности – свойство личности, опреде­ляющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных видов деятельности, успешному решению учебных, производственных и творческих задач.

Ключевыми системообразующими признаками личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения.

Эмоциональность – это совокупность качеств личности, определяющая динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциональным ситуациям.

Активность - характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода; мера взаимодействия с окружающей человека средой.

Саморегуляция – это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые.

Побуждение – это мотивационный компонент характера.

Личность человека можно охарактеризовать пятью основны­ми потенциалами (они играют роль динамических основ, задающих направленность процессу развития личности и ее реализации в коллективе):

1) познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Кроме этого, он включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека (психические процессы, мышление, интеллект);

2) морально-нравственный потенциал. Обусловлен приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Это единство психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироустремлениях;

3) творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения;

4) коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с други­ми людьми. Эта способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые играет личность;

5) эстетический потенциал личности обусловлен содержанием и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве (профессиональном или самодеятельном), и в «потреблении» произведе­ний искусства

Таким образом, личность – это конкретный, целостный человеческий индивид как носитель сознания, как субъект и объект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества и который рассматривается в единстве его природных и социальных, гуманистических качеств, с учетом изменения этих качеств на протяжении жизни индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.