КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы психологического исследования личности в рамках судебной экспертизы
Судебные прения. Тема 2.6. Психология судебного разбирательства. Неустойчивый тип. Псевдопровоцирующий. Пассивно-подчиняемый. Характеризуется: снижение двигательной активности, пассивное подчинение и выполнение всех требований насильника. Существует 2 вида: А) пассивно-оборонительный. Потерпевший предпринимает робкие попытки противостоять агрессору. Например, вызвать жалость (НО: результат обычно обратный ожидаемому). Б) пассивно-безучастный. Полное подчинение насильнику, отсутствие высказываний и просьб, заторможенность вплоть до полной безучастности. Характеризуется: повышенная двигательная активность, стремление к взаимодействию с потенциальным насильником, установление речевого контакта, кокетства, прямого поощрения сексуальной активности/сексуальной расторможенности совместное распитие спиртных напитков. Характеризуется: отсутствие четкой линии поведения, противоречивость действий, смена периодов пассивно-подчиняемого, псевдо-провоцирующего и активно-оборонительного поведения.
Виктимное поведение характеризуется нарушением произвольной регуляции поведения и реализации неэффективных стратегий в ситуациях возможного осуществления насилия, что способствует превращению жертвы из потенциальной в реальную.
Допрос в ходе судебного следствия: Допрос осуществляет гос. обвинитель и защитник (какие стратегии используются при воздействии на допрашиваемого?) Допрашиваемый находится в состоянии эмоциональной напряженности. Воздействовать на него легче, чем при осуществлении предварительного расследования. Но трудно воздействовать самому юристу, т.к. присутствуют зрители. Применяются правила судебной речи (в 2007 году лекции по этой теме не было, задание – найти и прочитать в любом учебнике). Необходимое – нужно рассматривать до конца. Неизбежное – признать и объяснить или не касаться. Полезное – упомянуть. Опасное – устранить из речи. Не касаться и не доказывать очевидное. Если улики сильны – рассматривать по раздельности; если слабы – вместе. А опровергать наоборот! Если сами не понимаете – не объясняйте это. Возражайте – не старательно, а мимоходом. Сильные доводы – опровергать, но не повторять доводы (упростить их, конспект). Лучше и легче не доказывать, а отрицать. Не спорьте на верные доводы. Виды экспертизы: 1. Судебно-психологическая экспертиза (однородная). 2. Судебно психолого-психиатрическая экспертиза (экспертиза также на установление наличия псих. заболевания). Методы психологического исследования личности в рамках судебной экспертизы: 1. Анализ материалов дела (уголовного или гражданского) à имеется констатация фактов. Исследуются показания свидетелей по делу (в части отношений подозреваемого/обвиняемого с потерпевшим). Исследуется поведение виновного лица до ситуации, после содеянного, во время (если есть очевидцы). Суд. экспертиза трупа (характер ранений à это информация для психологической экспертизы). Если преступление совершил несовершеннолетний – исследуются показания свидетелей: воспитателей дет.сада, работники школы... В заключении эксперта фиксируется: «такой-то свидетель показал, что...». 2. Метод обобщения независимых характеристик. Анализ характеризующего материала на испытуемого. Анализируются имеющиеся в деле справки (с места работы, учёбы...), характеристики виновного из показаний свидетелей («он грубый, хулиган...»). Характеристики могут быть противоречивыми, но они все равно приводятся (с одним соседом дружит, а с другим - нет). Если невероятные противоречия - 2 характеристики от 1 человека, но разные по своему содержанию (пример: характеристики про девочку из школы: первая была хорошая, а во второй: «она пьёт, гуляет, дебоширит» - вторую выдали в той же школе под подписью того же преподавателя через полгода после первой. То ли девочка испортиться успела, то ли еще что...). Эти противоречия в заключении эксперта должны быть обозначены, не обязательно раскрыты.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |