Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов опроса, их анализ

Проведение опроса

Прежде всего, необходимо выбрать форму опроса экспертов. Для сложных задач рекомендуется использовать: а)анкети­рование; б) интервьюирование.

Отличительной особенностью анкетирования является самостоятельная работа эксперта по оценке предложенных в анкете объектов.

При интервьюировании организатор экспертизы (аналитик) непо­средственно контактирует с экспертом при оценке им объектов, перечис­ленных в анкете.

Преимуществом анкетирования является его простота, возможность привлечь большое число экспертов, так как анкеты пересылаются в электронной среде. Однако анкетирование можно использовать только в тех случаях, когда анкета апробирована и, значит, нет опасности, что во­просы анкеты могут быть экспертами неправильно истолкованы.

Интервьюирование позволяет проконтролировать работу экспер­та, заметить неточности в анкете и устранить их. Однако при интервьюи­ровании могут возникнуть нежелательные искажения мнения эксперта вследствие психологического воздействия аналитика на опрашиваемого. Кроме этого, интервьюирование требует больших затрат труда и времени со стороны организаторов экспертизы.

Для составления и апробации анкеты целесообразно использовать форму опроса в виде дискуссии, когда эксперты находятся в одном поме­щении и открыто высказывают свои мнения. Дискуссия также организу­ется и для обсуждения результатов экспертизы.

Обработка результатов опроса может быть количественной и каче­ственной. После проведения опроса необходимо произвести их статисти­ческую обработку, которая включает несколько этапов, рассмот­ренных ниже.

Результаты статистической обработки анализируются. Если групповые оценки объектов оказались недостоверны с точки зрения вычис­ленных статистик, то необходимо выяснить причины неудачной экспертизы. Наиболее типичными причинами неудачной экспертизы являются:

1) недостатки в подборе экспертов: эксперты недобросовестно от­неслись к экспертизе; их цели не совпадают с целями экспертизы;

2) существует несколько несовпадающих точек зрения на изучае­мую проблему. Для выявления различных точек зрения необходимо попытаться сгруппировать экспертов по близости их оценок. Если такие группы получаются, то следует производить статистическую обработку в каждой группе отдельно;

3) неточная формулировка измеряемого свойства (вопроса) в анкете, которая допускает различную его интерпретацию. Например, во­прос в анкете сформулирован следующим образом: "Оцените по методу ранжирования влияние на качество изделия следующих его параметров". Из этой формулировки не ясно: оценивать ли влияние с точки зрения повы­шения качества изделия или уменьшения качества. Поэтому одни эксперты могут поставить на первое место наиболее важный параметр, другие – наименее важный. Из-за этого не получится согласованной групповой оценки объектов;

4) среди оцениваемых объектов есть малоизвестные экспертам объекты. Малая согласованность оценок экспертов по этим объектам не позволяет считать достоверными групповые оценки всех объектов. В этом случае необходимо исключить оценки этих объектов и произвести статистическую обработку вновь.

Помимо статистической обработки необходимо осуществлять качественный анализ как исходных экспертных оценок, так и результатов обработки. Наиболее типичными типами качественного анализа являются: классификация полученной от экспертов информации, группирование мнений экспертов. К анализу необходимо привлекать заказчика на проведение экспертизы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование экспертной группы | Оценка достоверности групповых оценок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.