Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-исследовательские методы психологии и педагогики

Методэто путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре научный метод пред­ставляет собой совокупность приемов и операций, в нашем слу­чае направленных на изучение психологических и педагогических явлений.

Одним из основных методов в изучаемых науках является ме­тод наблюдения, т.е. преднамеренное, систематическое и целенап­равленное восприятие внешнего поведения человека с целью его пос­ледующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения являются действия и поступки человека, его высказывания и сопровожда­ющие их мимика и жесты. Восприятие внешнего поведения чело­века носит субъективный характер, поэтому не следует спешить с выводами, необходимо многократно проверять результаты, срав­нивать их с данными других исследований.

Основным условием научности наблюдения является его объек­тивность, т.е. возможность контроля путем либо повторного на­блюдения, либо применения других методов исследования (на­пример, эксперимента). Исторически наблюдение является пер­вым научным методом. Наблюдение бывает нескольких видов: стан­дартизированное (проведенное строго в соответствии с намечен­ной программой), свободное (не имеющее заранее установленных рамок), включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение), скры­тое (примером может служить телепередача "Скрытая камера"). Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция — наблюдение за своими мыслями и чувствами). Для педагога внешнее наблюдение — это один из основных методов изучения не только поведения воспитанника, но и его характера, а также психичес­ких особенностей. По внешним проявлениям педагог судит о внут­ренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруд­нениях при восприятии учебного материала, об отношениях со сверстниками, взрослыми и т.д. Наблюдательность является важ­ным профессиональным качеством педагога. Некоторые педагоги ведут дневники наблюдений. К примеру, на основе дневников А.С.Макаренко написана "Педагогическая поэма".

И психологи, и педагоги широко используют метод беседы. Беседа служит основным способом получения информации об ис­пытуемом, установках и мотивах его действий, психических со­стояниях, степени усвоения им учебного материала и т.д. Специ­фическим видом беседы является беседа как "введение в экспери­мент", т.е. привлечение к сотрудничеству, а также "эксперимен­тальная беседа", в ходе которой проверяются рабочие гипотезы. Одной из разновидностей беседы служит интервью — беседа ис­следователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

Большое значение для педагога и психолога имеет метод изу­чения документов и продуктов деятельности испытуемых. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические ха­рактеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

В последнее время все более широкое распространение получа­ет биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

В настоящее время широкое применение получил метод тес­тирования, который когда-то в отечественной науке и практике недооценивался. Теперь на вооружении психологов и педагогов имеется несколько тысяч тестов. Тест (англ, test — проба, провер­ка) — это система заданий, позволяющих измерить уровень раз­вития качеств (свойств) личности. Тестирование используется как метод психологической и педагогической диагностики. С его по­мощью исследователь на основе стандартизированных задач, ко­торые имеют определенную шкалу значений, с известной вероят­ностью выявляет актуальный уровень развития у индивида необ­ходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. Раз­личают тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.

В основе последних — механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые соб­ственные качества (особенно недостатки).

Одним из основных методов научного познания вообще, а пси­хологического и педагогического исследования в частности явля­ется эксперимент. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий. Лабораторный эксперимент проводится в специ­ально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологи­ческого эксперимента в естественных условиях принадлежит оте­чественному психологу Александру Федоровичу Лазурскому (1874—1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Так, например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, приемы и темп обучения в параллельных классах и сту­денческих группах. Формирующий эксперимент — это метод иссле­дования в условиях специально организованного эксперименталь­ного педагогического процесса. Он имеет разные названия: преоб­разующий, созидательный, воспитывающий, обучающий метод, психолого-педагогический метод активного формирования пси­хики. На нем основан ряд интенсивных педагогических методик, к примеру своеобразные погружения в проблему, тренинг-груп­пы. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую зна­чимость для будущих специалистов: полученные в процессе обу­чения знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогут построить деловые и повсед­невные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании с тем, чтобы рационально подходить к собствен­ной судьбе, личностному росту.

 

ТЕМА 2 ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ, СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология, предмет ее изучения | Психика и организм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.