Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие способностей

Природа человеческих способностей

1. Понятие «способности». Структура и виды способностей

Проблема способностей всегда волновала умы и с теоретичес­кой, и с практической стороны. Встречая проявления ярких способностей, мы удивляемся и восхищаемся ими. Почти каждо­му хочется узнать потенциал своих способностей. Как их раскрыть, развить? Почему у одних они имеются, а у других — нет?

Что же представляют из себя способности? Для того чтобы лучше разобраться в этой категории, рассмотрим три подхода: житейский, этимологический и научный.

Житейский подход к понятию "способности". В наших обыденных разговорах мы часто употребляем термин «способности» не только относительно человека, но и oтнocитeльно многих предметов (например: "Алмаз способен резать стекло"), т.е. используем данный термин для обозначения свойства, качества. Тот же смысл мы вкладываем, когда сообщаем кому-либо о поразивших нас способностях (быстрый счет, воспроизведение мелодии, искус­ная работа и др.). В обыденной практике способностями мы назы­ваем любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобре­тенными, элементарными или сложными.

Этимологический подход к понятию "способности". В толковых словарях русского языка термин "способный" чаще всего связывается с другими терминами — "одаренный", «талантливый». Таким образом, способность имеет разную степень выраженности. В толковом словаре В.Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный". В этом же словаре имеются другие термины: "способливый" и "способляться". Способливый человек — это находчивый, изворотливый, умеющий сладить, управиться, устроить дело. Таким образом, здесь термин связан с успехом в деятельности и приравнивается к понятию "умный".

Научный подход к понятию "способности" отличается от жи­тейского повседневного более узким значением. В науке способно­сти классифицируются на врожденные (от задатков) и приобре­тенные (от знаний, умений, навыков).

Способности (как и человека в целом) изучают различные на­уки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способ­ностей, как психология. Кроме того, следует отметить, что для педагогики более, чем для другой науки, важно изучение способ­ностей каждой личности. Именно через способности личность ста­новится субъектом деятельности в обществе, через развитие спо­собностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле (греч. akme — вершина; отсюда произошло название новой научной дисциплины — акмеологии, изучающей закономерности такого восхождения и его характеристики).

Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.СЛейтес и др. Этими вопросами сейчас заняты В.Н.Дружинин и В.Д.Шадриков.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить два направления. Первое — психофизиологи­ческое, которое исследует связи основных свойств нервной систе­мы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А.Голубевой, В.М.Русалова). Другое направление — исследова­ние способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудо­вой деятельности (деятельностного подхода А.Н.Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностью де­терминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы С.Л.Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) сложилась компромиссная точка зрения на исследова­ние проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зре­ния, рассматривали способности, возникающие у человека на ос­нове задатков, как развитие способов деятельности.

В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности".

Задатки— это врожденные анатомо-физиологические особеннос­ти мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональ­ные особенности организма человека, составляющие природную осно­ву развития его способностей.

Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Способностиэто формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность дея­тельности.

Советский психолог А.В.Петровский образно сравнивал спо­собности с зерном, которому еще предстоит развиваться: подоб­но тому, как брошенное зерно — это лишь возможность превра­титься в колос при определенных условиях (таких, как структура и влажность почвы, погода и т.п.), так и способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и уме­ний при благоприятных условиях. Эти возможности превращают­ся в действительность в результате упорного труда.

В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкова­ния видов и структуры способностей, но наиболее общеприняты­ми считаются выделение способностей по видам деятельности. Строго говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобрете­нию знаний, которые определяются скоростью и качеством осво­ения человеком знаний и умений. Существуют также музыкаль­ные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида уточки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные — это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в ко­торых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Э то объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенци­альные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности — это те, которые оди­наковым образом проявляют себя в различных видах человечес­кой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внима­тельность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные — это способности к определенным видам дея­тельности, таким, как музыкальные, лингвистические, матема­тические.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят неко­торые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л.Ру­бинштейн, ни одна способность не является актуальной, реаль­ной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствую­щих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

Основы способностей заложены генетически, они зависят от задатков. Так, люди могут овладеть членораздельной речью и ло­гическим мышлением. Задатки расположены в основании конуса. Далее представлены общие и специальные способно­сти. Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных. В 16—18 лет, когда происходит выбор профессии, у личности меняется и струк­тура способностей, проявляются профессиональные способнос­ти, которые и завершают конус. По мере развития способностей суживается диапазон воз­можностей, но зато увеличивается специализация способностей. «Конус способностей" формирует­ся по направлению снизу вверх, а их разрушение идет в противо­положном направлении.

При развитии способностей в процессе деятельности существен­ную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны.

Применительно к массовым профессиям материально-произ­водственного труда структура профессиональных способностей может быть представлена следующим образом.

Общечеловеческие способности — в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей свя­зано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую оче­редь его мотивационно-ценностной сферы).

Общие способности — "родовые" разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятель­ности в определенный исторический момент и в определенной культуре.

Специальные способности — требуемое деятельностью специ­фическое качество или уровень развития профессионально важ­ных качеств, предполагающих для своего развития длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно обусловленных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Акцентуации характера | Природа человеческих способностей. Природа человеческих способностей вызывает достаточно бур­ные споры среди ученых
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.