Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе




Авторитет воспитателя

В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях се­мьи и школы состоит в признании необходимости, взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополне­ния их воспитательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в пе­риод детства и отрочества. Не разграничение функций, не сниже­ние ответственности семьи, а углубление воспитательного про­цесса за счет включения в него педагогического коллектива — вот единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Только при этом условии можно обеспечить трудо­вое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, выра­ботку у молодежи высоких нравственных качеств. Родительская общественность должна чувствовать себя не "бедным родственни­ком" педагогического коллектива, а его соратником при разра­ботке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента данного учебного заведения и его семейно-бытового окружения. В этом качестве родители проявляют себя:

в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (исполь­зуя свои личные возможности);

в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, эс­тетики, основ права);

в воспитательной работе (осуществляя согласованное со шко­лой воздействие на формирование жизненных планов учащихся, их потребностей и интересов, критериев оценки досуговой ин­формации);

в предупреждении отсева учащихся и восстановлении интереса к учебе у тех детей и подростков, которые его утратили;

в работе с выпускниками с тем, чтобы поддержать их на первых порах в новом качестве, а при наличии оснований для опасений — предупредить переход к нетрудовому образу жизни.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны указы­вать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам — на аналогичные "сбои" в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснован­ной и конструктивной. Не общие слова и обидные эпитеты, а кон­кретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных контактах, причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися. Конечно, трудности в общении педа­гогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неиз­бежны. Однако выход следует искать не в жалобах или "директи­вах" семье через дневник, а в совместном обсуждении ситуации для выработки совместной линии воспитания. Родительская об­щественность вправе твердо требовать этого от педагогов. Только в таком случае цель школы и цель семьи — воспитать человека и гражданина, полезного обществу, — может быть достигнута. Участие родителей, родительской общественности в делах школы — не бла­готворительность. Помогая школе, семья тем самым помогает себе в воспитании детей.

Для современной семьи не менее актуальна проблема стиля отношений между ее членами. В качестве основных семейная педа­гогика выделяет два противоположных типа семейного воспита­ния — авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). При этом существует убеждение, что подобным воспи­танием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальнос­тью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и же­ланиями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-позитив­ного и осознанного отношения к требованиям взрослого. В боль­шей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой "методики" у детей слабо развивают­ся самостоятельность, инициатива, творчество. Факты также говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родите­лями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Вза­имоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная, т.е. включает в себя несколько поколений) харак­теризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и забо­той взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха с ран­них лет становятся дети. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя определенные требования, взрослые обра­щаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициа­тиву, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают сло­ва "можно", "надо", "нельзя". Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей ак­тивного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окру­жающей жизни. В игровых ситуациях у детей формируются иници­атива, находчивость, начала творческого подхода при выполне­нии порученного дела. Наказания в таких семьях обычно не при­меняются — для детей достаточно порицания или огорчения ро­дителей. Демократический стиль семейного воспитания очень со­звучен социальным задачам сегодняшнего дня.

Однако бывает и так, что в семье внешне сложился демократи­ческий стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важные педагогические принципы (на­пример, им не удается определить меру требовательности, орга­низовать режим дня и посильный труд детей). В иных случаях им слишком много объясняют, доказывают, позволяют пререкаться со старшими. Родители бывают непоследовательны в требованиях, у них нет единого подхода. Названные основные стили семейного воспитания типичны как для сельских, так и городских семей.

Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрос­лых. По замечанию С.А.Макаренко, смысл авторитета заключает­ся в том, "что он принимается как несомненное достоинство старше­го, как его сила и ценность, видимая простым детским взглядом"1.

Некоторые родители, у которых дети "не слушаются", иногда склонны думать, что авторитет дается от природы, что это — осо­бый талант и если его нет, то ничего не поделаешь. Эти родители глубоко ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, важно, чтобы он строился на истинных основаниях: тре­бовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют та­кой авторитет на ложных основаниях. К числу таких ложных авто­ритетов, которых следует остерегаться, относятся следующие.

Авторитет подавления. Родители по каждому поводу раздража­ются, при всяком удобном и неудобном случае хватаются за ре­мень, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, каждую его вину сопровождают наказанием. Такой метод приучает детей держаться подальше от родителей, вызывает детскую ложь и че­ловеческую трусость, и в то же время воспитывает в ребенке же­стокость. Этот дикий сорт авторитета бывает только у некультур­ных родителей.

Авторитет расстояния. Существуют родители, которые убеж­дены, что детей следует держать на расстоянии, поменьше с ними разговаривать, изредка только выступая перед ними в качестве начальства: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли, о ко­торых дети не должны знать. Такой авторитет не приносит ника­кой воспитательной пользы.

Авторитет чванства. Подобный авторитет строится на пред­ставлении некоторых родителей, что они самые заслуженные, самые главные и важные, и это они демонстрируют на каждом шагу, причем и своим детям. Они без конца толкуют о своих дос­тоинствах и высокомерно относятся к другим людям. Неудиви­тельно, что такое поведение повторяют и их дети.

Авторитет педантизма. Некоторые родители уверены в том, что дети должны каждое их слово выслушивать с трепетом, и ве­дут себя с детьми как бюрократы. Они больше всего боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться. Как бы родители ни были не правы, они все равно настаивают на своем: сказали — значит так и будет. Жизнь ребенка проходит мимо таких родите­лей, так как за начальственным бюрократизмом они не видят внут­ренней жизни ребенка.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально за­едают ребенка бесконечными поучениями и назидательными раз­говорами, так как они уверены в том, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. Атмосфера в такой семье малорадостная. Родители изо всех сил стараются быть добродетель­ными и непогрешимыми, однако эмоциональная жизнь ребенка протекает сама собой, без их участия.

Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, при­знания сыплются на детей в избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и буквально требуют любви и нежности. Если ребенок не слушается, то у него спраши­вают: "Значит ты не любишь маму или папу?" Такая семья погру­жается в море сентиментальных чувств и уже ничего другого не замечает. Ребенок же с малых лет начинает понимать, что к лю­дям можно подыгрываться и извлекать из этого выгоду. В результа­те он приучается к интригам и манипулированию чужой любовью.

Авторитет доброты. В этом случае родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости. Им кажется, что дети будут любить их именно за эти качества. Они предстают перед ребенком в образе доброго ангела, который готов жертвовать всем чем угодно, только бы все было благопо­лучно. Они все разрешают детям, им ничего не жаль. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать, добиваясь своими кап­ризами исполнения любых своих желаний. Иногда родители пыта­ются оказать небольшое сопротивление, но чаще всего это уже не дает никакого результата.

Авторитет дружбы. Дружба между родителями и детьми — ве­ликое воспитательное средство, если она не достигает крайних пределов, с которых начинается обратный процесс. В таких семьях дети начинают потешаться над родителями, бабушкой или де­душкой, поучать их на каждом шагу, упрекать, что они все дела­ют не так, как надо. Однако в таком случае пропадает и дружба, так как она невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа. В этом случае послушание просто покупа­ется подарками или обещаниями, что развращает детей, делает их лицемерными и меркантильными. Дети рассказывают о своих делах только в выгодном для них свете, чтобы родители заплатили им за хорошие поступки. Все негативное они утаивают, становясь все более неискренними и расчетливыми.

Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагоги­ческих мероприятий охотно сваливают все на пресловутую на­следственность, на прирожденную испорченность детской нату­ры или же в утешение себе и другим ссылаются на объективные условия или какие-то неуловимые влияния, которые будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать. Однако такие объяснения ровно ничего не стоят. Семейная педагогика — ее теория и прак­тика — убедительное тому доказательство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.