Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения. Мышление представляет собой высший познавательный психический процесс, порождающий новые знания на основе творческого отражения и преобразования




Речь.

Мышление.

Мышление представляет собой высший познавательный психический процесс, порождающий новые знания на основе творческого отражения и преобразования действительности. Мышление – функция мозга.

Мышление подразделяется на образное и логическое. Образное мышление в большей степени свойственно людям творческим – художникам, писателям, музыкантам и т.п., которые в своем творчестве способны воспроизводить определенные образы в формах звука, цвета или слова. Логическое мышление свойственно научным работникам, имеющим дело с научными категориями, символами-знаками. Хотя, естественно, в чистом виде эти типы мышления практически не встречаются, а чаще переплетаются в различных формах.

Мыслительные операции:

- сравнение;

- анализ-синтез;

- абстракция-конкретизация;

- индукция-дедукция.

Формами мышления выступают: понятие – отражение общих, устойчивых свойств предмета, выраженных в словах; суждения – отражение связей между понятиями; умозаключения – формирование новых суждений на основе преобразования существующих.

Память есть способность к получению, хранению, воспроизводству жизненно важной информации, социального опыта на индивидуальном уровне.

Память выполняет функции запоминания, сохранения, узнавания, забывания и воспроизводства информации.

Память по длительности сохранения информации подразделяется на мгновенную, кратковременную, долговременную; по источникам получения информации – на зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную, обонятельную; по формам – на образную, механическую, словесно-логическую. Выделяется генетическая память, в основе которой лежит родовая память, передаваемая на генетическом уровне от поколения к поколению. Каждая разновидность памяти играет важную роль в жизни человека при выполнении им разнообразных социальных ролей.

В процессе обучения воспитание память помогает успешному запоминанию и воспроизводству учебного материала. Поэтому важно учить наизусть стихи, запоминать исторические даты и факты. Существуют специальные упражнения по развитию памяти.

Речь является способом оформления мыслей и одновременно средством общения между людьми. В процессе трудовой деятельности человеку необходимо было общаться друг с другом. Речь может возникнуть только в человеческом обществе, при общении людей. Вспомним сказку Р. Киплинга о мальчике Маугли, попавшем в стаю волков. В реальной жизни такой человек не мог овладеть речью, а изъяснялся бы только на языке волчьей стаи.

Общение людей происходит посредством языка, представляющего собой систему символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Правда, ученые до сих пор не могут определенно объяснить, почему один и тот же предмет или явление называется по-разному в разных языках. Если не принимать во внимание сюжет из Ветхого Завета о строительстве Вавилонской башни и смешении языков.

Язык отражает бытие общества, его образ и уклад жизни. Язык свидетельствует о жизнеспособности нации, говорящей на данном языке. В настоящее время русский язык испытывает мощную агрессию со стороны английского языка, терминами которого подменяются не только сугубо экономические понятия (без чего, очевидно, не обойтись), но и обычные русские слова из повседневной жизни. Русский язык подвержен также блатнизации – употреблению массы слов из уголовно-воровского жаргона. Все это свидетельствует о необходимости принятия серьезных государственных мер по защите русского языка. Вместе с тем, состояние языка определяет и положение в российском обществе, которое, как и русский язык, находится в состоянии глубокого кризиса.

Кроме языка, средством общения между людьми являются жесты, или так называемая кинетическая речь. С помощью жестов общаются определенные категории людей (например, глухонемые). Жестами люди могут дополнять разговорную либо публичную речь. Многие политические деятели, ораторы часто жестикулируют, чтобы придать своим выступлениям большую убедительность.

Первоначально возникла устная речь – монологи, диалоги, разговор, а впоследствии появилась письменная речь, буквы. Многие из ныне живущих народов не имеют письменности, т.е. письменной речи.

Речь человека тесно связана с его мышлением: человек мыслит конкретными понятиями, словами. В зависимости от этого речь делится на внутреннюю (разговор с самим собой, внутренний монолог) и внешнюю, ориентированную на других людей, диалогический стиль общения. Поэтому не имеет под собой основание нередко делаемое заявление студента: дескать, все понимаю, а высказать не могу. Такого просто быть не может. Значит, у этого человека нарушена связь языка и мышления. Речь бывает активной, когда человек говорит сам, и пассивной, когда человек слушает.

В жизни человека речь выступает не только средством общения между людьми, не только средством выражения мыслей. С помощью слов человека можно излечить, либо тяжело морально ранить, или даже убить. Недаром в Евангелии от Иоанна говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…» (Иоан.1, 1-4). Иисус Христос лечил словом, передавая людям мощную, позитивно заряженную Божественную энергию. В текстах Евангелий говорится об этом.

История знает немало примеров, когда люди исцелялись от доброго, приветливого, задушевного слова. Психотерапия основана на лечении с помощью слов. Есть перспективно развивающаяся ныне отрасль психотерапии – сказкотерапия, когда человек излечивается от определенных душевных недугов при помощи сказок.

Упомянем еще и такие виды терапевтических воздействий, как игровая терапия, предполагающая воздействие на человека при помощи познавательных и развивающих игр; музыкотерапия; терапия художественным творчеством (арттерапия); гарденотерапия – реабилитация при помощи выращивания растений и ухода за ними. Все эти типы терапии ставят единственную цель – максимально помочь человеку стать на пути сохранения физического и психического здоровья.

 

1. Как Вы определите познавательный процесс? Какова эволюция познавательной деятельности человека?

2. На каком этапе познания возникают ощущения?

3. В чем отличия ощущения от восприятия?

4. Дайте определение представлению. Какую роль в познавательных процессах играет представление?

5. Какую роль в жизни человека играет внимание?

6. Можете ли Вы назвать определенные методические приемы развития внимания?

7. Что означает, когда о человеке говорят, что он невнимательный, рассеянный?

8. Почему в жизни человека слово играет нередко решающую роль?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.