Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление педагогическим процессом




Вопросы для повторения

1. Какие принципы лежат в основе организации учебной деятельности?

2. Какова структура понятия «учебная деятельность»?

3. Определите содержание категории «стиль учебной деятельности».

4. Какие факторы влияют на работоспособность учащихся? Как работоспособность зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка?

 

Педагогический процесс — это процесс трудовой деятельности. Как и любой другой трудовой процесс, педагогический процесс осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса состоит в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса — педагогическое взаимодействие. Как и в других трудовых процессах, в педагогическом процессе выделяются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельности педагога — развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда, кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость различных педагогических процессов.

Содержательной категорией, составляющей сердцевину педагогического процесса, является педагогический труд. Эта разновидность труда обладает особенностями, не свойственными ни одному иному виду социально-профессиональной деятельности, т.к. речь идет о формировании личности. От труда воспитателя, учителя зависит, без всякого преувеличения, будущее любого общества. Далеко не всякий специалист высшей квалификации может стать учителем. Для работы учителя необходимо призвание, и, вероятно, самое главное качество профессии – любить свой труд, любить объект своего труда – детей.

Предмет педагогического труда — формирование человека, который в отличие от педагога по своему возрасту находится на более ранней ступени развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, — особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

Средства (орудия) труда — это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые учитель, воспитатель должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.
Сюда же следует отнести педагогическую культуру учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей (Г.М. Коджаспирова). Примерно таким же образом можно определить культуру педагогического труда учителя.

О продуктах педагогического труда, на создание которых направлен педагогический процесс, уже говорилось в предыдущих разделах. Если то, что «производится» в педагогическом процессе, представить масштабно, то речь должна идти о воспитанном, подготовленном к жизни, общественном, гармонично развитом, творчески мыслящем человеке. В конкретных процессах, «частях» общего педагогического процесса, решаются частные, тактические задачи, формируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой. Стратегические и тактические задачи здесь органически связаны.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. В современных условиях возрастает роль и значение школьного самоуправления, когда функции педагогического коллектива на определенное время берут на себя учащиеся, старающиеся решать самостоятельно все вопросы организации жизни школьного коллектива.

Кардинальная характеристика педагогического процесса — время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим с большой долей вероятности судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс. Время все ставит на свои места, определяет качество работы педагога и результаты его труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.