Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции лидеров

Авторитарный стиль и его модификации

Современные интерпретации стилей руководства.

Характеристика поведения лидера, носителя определенного стиля

 

Форма Содержание
Авторитарный
+ внимание сосредоточено на порядке, возможность в предсказании событий - тенденция к сдерживанию индивидуальных инициатив
* деловые краткие распоряжения * запреты с угрозой * сухой, сдержанный он с подчиненными * похвала и порицание субъективны * дела в группе планируются заранее * решение принимаются единолично * голос руководителя решающий * определяются лишь непосредственные цели, дальние могут не опубликовываться (манипулирование властью информации)
Позиция руководителя вне группы
Демократический
+ усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении - стиль требует много времени и усилий
* инструкция в форме предложения * товарищеский тон, уважительное, внимательное отношение * распоряжение и запреты с дискуссиями или объяснениями * похвала и порицание советами, интерпретацией * мероприятия планируются не заранее, а в группе * решения принимаются на основе коллегиального обсуждения * за реализацию предложений коллективная ответственность  
Позиция руководителя внутри группы
Попустительский
+ позволяет начать дело так, как это видит без вмешательства лидера - группа теряет скорость без вмешательства лидера
* отсутствие похвалы, порицания * полная отстраненность руководителя от дела * отсутствие сотрудничества * дела группы пущены на самотек * руководитель не дает указаний * разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп  

Сделанные Левином выводы о преимуществах демократического стиля были критически проанализированы Стогдиллом. Он пришел к заключению о неправомерности данных выводов, и их распространения на любые предприятия. Ни один стиль не имеет однозначных преимуществ в превышении производительности труда или эффективности того или иного предприятия или группы и не может быть рекомендован в качестве единственно правильного, универсального стиля.

 

Эффективен в решении однообразных рутинных задач в случае большого разрывав случае образования компетентности лидера и подчиненных; а также при ориентации группы на материальную систему мотивации. Эффективное использование данного стиля требует от руководителя:

- высокой ответственности

- строгого самоконтроля

- развитой способности принятия решений

- хороших организаторских способностей

- умение предвидеть

Для эффективности авторитарного стиля необходимо чтобы подчиненные: признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него. Внимательно воспринимали и строго исполняли его распоряжения. Отказывались от реализации контрольных прав в отношении к руководителю.

Сильные стороны авторитарного стиля:

+ возможность быстрого принятия решений

+ мобилизация сотрудников на их осуществление

+ позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в сложных, конфликтных обстоятельствах.

Недостатки:

- ограничение возможности мотивации

- самостоятельности и личностного роста членов группы, организации

- повышается опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма.

Рядом авторов выделены несколько приближающихся в авторитарному стилю типы руководства, а именно: патриархальный, харизматичный, автократический, бюрократический.

Патриархальный стиль строится на основе представлений о группе или организации как одной большой семье. Глава как отец семейства. Стиль предполагает общение с подчиненными как с детьми и мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху вниз. Контроль осуществляется выборочно. Власть может делегироваться, но на очень короткое время.

Харизматический стиль.

 

 

Корпоративный стиль.

При корпоративном стиле деловая активность группы формируется в результате взаимодействия лидера и ведомых – подчиненных. Этот стиль эффективнее всего использовать в решении творческих задач. Предполагает близость образовательного уровня лидера и подчиненных, а также преимущественно не материальную мотивацию. Корпоративный стиль имеет ряд отличительных черт:

- взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от использования части своих компетенций по принятию решений и передачу их членам группы;

- функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы;

- многосторонние информационные и коммуникационные отношения;

- урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов;

- ориентация на группу;

- доверие как основа сотрудничества;

- удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей;

- ориентация на цели и результаты;

- ориентации на развитие членов группы и всей группы в целом.

Американские исследователи отмечают, что эффективность использования корпоративного стиля зависит от 3х факторов: качеств лидера, характеристики подчиненных и особенностей решаемых группой задач. К кооперативному стилю наиболее склонны уверенные в себе люди, часто достаточно зрелого возраста. С высоким уровнем образования, неопасающиеся за свой авторитет и должности, умеющие ценить способности и инициативу подчиненных и ожидающие конструктивных творческих решений. Корпоративный стиль требует от лидера умения и стремления вовлекать людей в процесс принятия решений, за которые именно он несет общую ответственность. Основное правила: делегировать полномочия, насколько это возможно и приказывать, насколько это необходимо. Контроль осуществляется по результатам, а не в форме детального исполнительского контроля как при авторитарном стиле. Использование корпоративного стиля предъявляет к руководителю следующие требования: открытость, доверие, отказ от привилегий, способность и желание делегировать полномочия, невмешательство в выполнение текущих заданий, контроль по результатам, обоснование принятия решений.

Применение корпоративного стиля требует от сотрудников:

- желания брать на себя ответственность

- самоконтроль

- готовность и способность отвечать за свои действия

- наличие контрольных прав и умение их использовать.

Корпоративный стиль можно рассматривать как идеально-типический.

 

Тренерский стиль.

Не предназначен для постоянного использования в коллективе, скорее служит для подготовки сотрудников для дальнейшего использования корпоративного сиял. Тренерский стиль – систематическое, обычно несколько месяцев, выяснение руководителем сильных и слабых сторон членов своей группы с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять не только имеющиеся недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения.

Тренерский тиль предполагает:

1. согласие подчиненного на использование по отношению к нему особого репетиторского подхода.

2. индивидуальный подход к сотруднику, хорошее знание его личных и деловых качеств, настроений и ожиданий

3. систематическое структурированное по ряду критериев наблюдение поведения работников либо на рабочем месте, либо в специальных тренингооценочных учреждениях с целью выяснения деятельностного потенциала сотрудника, его способностей и возможностей

4. обеспечение устойчивой конструктивной обратной связи

5. регулярные обсуждения деловых и личных проблем

6. укрепление веры сотрудника в собственные силы, а также доверие между им и руководителем-лидером

По оценкам специалистов использование тренерского стиля позволяет

- сформировать у членов группы способность к самоанализу и самоменеджменту

- выработать у членов группы готовность к решению трудных задач

- определить высокие, но реальные стандарты деятельности

- сформировать способность к самоконтролю и саморазвитию

- воплотить более производительные и эффективные образцы поведения.

Тренерский стиль требует времени, умения, терпения и соответствующей подготовки.

 

Исходя из общей классификации стилей руководства, отмечают также:

непоследовательный алогичный стиль, который проявляется в непредсказуемом, неадекватном переходе от одного варианта к другому, что обуславливает крайне низкие результаты деятельности и максимальное количество конфликтов и проблем.

Наиболее эффективным считается интегративный ситуативный стиль лидерства, гибко учитывающий уровень психологического развития подчиненных и конкретные ситуации деятельности.

 

Авторы Блейк и Моутон предлагают классификацию:

1.1. ОбеднЁнное управление (пессимист) – приложение минимальных усилий во всех направлениях

1.9. Максимально внимание уделяется людям, коллективу, но минимально – производству (управление в стиле дома отдыха, либерал)

9.1. Власть принуждения (диктатор): приоритет – производственным результатам, нужды подчиненных игнорируются.

5.5. Организационное управление (манипулятор): внимание уделяется и производственным вопросам и потребностям коллектива.

9.9. Управление в стиле «Команда»: эффективность работы исходит из обязательств людей и взаимодействия, которое основано на доверии и уважении.

 

 

В самом общем понимании выделяют 6 функций лидера:

1) интегративная (объединение личностей, подгрупп, их интересов на основе базовых идеалов и ценностей);

2) ориентационная (выработка общего курса, отражающего тенденции прогресса и развития группы);

3) инструментальная (определение способов и методов осуществления поставленных перед группой задач);

4) коммуникативная (обеспечение устойчивости, эффективности существования группы на основе тесных контактов отдельных её членов);

5) мобилизационная (инициирование необходимых изменений с помощью создания и применения различных стимулов);

6) контрольная (функция гаранта, справедливости, законности и порядка)

 

Роль лидера может быть рассмотрена с позиции его специфических функций. Можно выделить:

1. Лидер – администратор

2. Лидер – планировщик

3. Лидер – политик

4. Лидер – эксперт

5. Лидер – представитель группы во внешней среде

6. Лидер – регулятор внутри группы отношений

7. Лидер – источник поощрения и наказания

8. Лидер – третейский судья и миротворец

9. Лидер – образец поведения

10. Лидер – символ группы

11. Лидер – проводник мировоззрения

12. Лидер – отец

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стиль руководства, лидерства | Виды власти в организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.