Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реакция потребителя на изменение его дохода

Использование функции полезности в ситуациях с риском.

Эффект замещения и эффект дохода

Реакция потребителя на изменение цен товаров

Реакция потребителя на изменение его дохода.

Тема 4. Анализ поведения потребителя

При переходе от мгновенного к короткому и длительному периоду возрастает вероятность изменения дохода и цены. Увеличение дохода при фиксированных ценах делает возможным для потребителя покупку наборов, ранее ему недоступных. При этом бюджетная линия отодвигается от начала координат. При снижении дохода – ситуация обратная. Сдвиг бюджетной линии приводит к новой точке равновесия. Соединив все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие разным величинам дохода, получим кривую «доход-потребление» JEP(Income Expansion Path)

Точки Е, Е1, Е2 – оптимальные наборы при изменении дохода потребителя J<J1<J2 и неизменном соотношении цен . Наклон линии JEP положительный, так как оба товара супериорные - нормальные (с увеличением дохода растет потребление).

 

Линия JEP имеет отрицательный наклон, если один из товаров является инфериорным (низкой потребительной ценности), то есть с ростом дохода потребление этого товара сокращается.

 
 

а) товар х - инфериорный б) товар у - инфериорный

На основании линии «доход-потребление» можно построить кривую Энгеля, на прямую выражающую зависимость между доходом потребителя и количеством приобретаемого товара. Для супериорных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон.

 
 

а) с увеличением дохода возрастает угол наклона кривой, что свидетельствует о сокращении дополнительных приобретений товара (продукты питания);

б) с увеличением дохода уменьшается угол наклона кривой, так как возрастают дополнительные приобретения товара (предметы роскоши, образование, отдых, туризм, медицинское обслуживание).

Возможна ситуация, когда товар при достижении определенного уровня дохода превращается из супериорного в инфериорный.

 

 

Товар х - изделия из кожезаменителей, при J<J1 – супериорные; при J>J1 – инфериорные.

На практике анализируются затраты на агрегированные группы товаров: продовольственные, непродовольственные, услуги. Тогда кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую расходы на ту или иную группу товаров в зависимости от уровня дохода покупателя.

 

Шведский экономист Торнквист предложил специальные функции для трех групп благ:

1) благ первой необходимости; 2) благ второй необходимости; 3) предметов роскоши.

1) х(J)=a1J/(J+C1), a1>0; c1>0

Видно, что х(J) 0 при J. Потребности насыщаются при достижении определенного уровня доходов (хлеб).

2) х(J)=a2(J-b2)/(J+C2); J>=b2; a2>a1, C2>0

График функции имеет вид горизонтальной асимптоты, расположенной на более высоком уровне, чем асимптота для благ первой необходимости, причем потребление этих благ начинается при достижении определенного уровня дохода (бытовая радиоаппаратура).

3) х(J)=a3J(J-b3)/(J+C3), J>=b3, b3>b2, C3>0

График отражает факт неограниченности человеческих желаний. При возрастании дохода потребление предметов роскоши увеличивается до бесконечности.

 

1- блага первой необходимости;

2- блага второй необходимости;

3- предметы роскоши.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оптимум потребителя как модель рационального потребительского выбора | Реакция потребителя на изменение цен товаров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.