Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект замещения (замены) и эффект дохода




Рассмотрим реакцию потребителя на снижение цены товара при условии неизменности цен других товаров и дохода потребителя.

Пример.Набор - хурма и апельсины; цена хурмы снижается. Это приведет:

1) к росту реального дохода потребителя. Он сможет приобрести прежний набор товаров и увеличить закупку обоих видов благ;

2) к увеличению потребления хурмы и уменьшению потребления апельсинов, так как потребитель будет замещать относительно подорожавшие апельсины относительно подешевевшей хурмой.

Два процесса неотделимы: эффект дохода и эффект замены.

Эффект дохода – изменение спросаисключительно вследствие изменения реального дохода, вызванного изменением цены.

Эффект замены – изменение спроса исключительно вследствие изменения реальной цены (относительных цен).

Идея разложения общего эффекта изменения цены принадлежит украинскому математику Слуцкому (1915г.). Позже опубликовал свою работу Хикс.

Подходы: Хикс и Слуцкий по-разному понимали реальный доход.

Хикс: разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода.

Слуцкий: лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора товаров, обеспечивает неизменный уровень реального дохода.

Рассмотрим графическую модель разложения общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по версии Хикса.

Хикс определяет, каким будет денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен он обеспечил прежний уровень удовлетворения.

KL – исходная бюджетная линия. Исходная равновесная точка потребителя Q0. Количество потребляемой хурмы (товар х) в т.Q0 равно x0 Снижение цены на хурму приведет к повороту бюджетной линии к КL1. Новая равновесная точка Q1. Количество хурмы в т.Q1 равно x1. Реальное увеличение потребления хурмы в результате снижения цены x1 - x0. Этот отрезок нужно разделить на две части, являющиеся результатом разных причин.

Хикс строит вспомогательную бюджетную линию К'L' || КL1 и касательную к кривой безразличия i0 в т.Q2. Количество потребляемой хурмы в т.Q2 равно x2. Поскольку К'L' отражает новое соотношение цен и в то же время наборы Q0 и Q2 обеспечивают одинаковое удовлетворение (находятся на одной кривой безразличия), x2-x0 - эффект замены. Переход от точки вспомогательного оптимума Q2 к точке нового оптимума Q1 означает увеличение потребления и апельсинов, и хурмы. При этом увеличение спроса на хурму происходит исключительно вследствие возрастания реального дохода, так как Q2 и Q1 характеризуются одинаковым соотношением цен товаров, х12 – эффект дохода.

Слуцкий определяет, каким будет денежный доход потребителя, который обеспечит ему возможность приобрести после изменения цен тот же набор товаров, что и до изменения.

 

Через т.Q0 проводим вспомогательную бюджетную линию (линию Слуцкого) К'L’, параллельную новойбюджетной линии KL1 Линия Слуцкого – касательная к более высокой, чем i0, кривой безразличия i’ в точке Q2. Поскольку Q2 и Q0 принадлежат одной бюджетной линии К'L’, реальный доход по Слуцкому остается неизменным.

Но, так как К'L’ параллельна KL1, она также отражает новое соотношение цен на хурму и апельсины. Значит, увеличение потребления хурмы, равное x2-x0 - эффект замены.

Новая равновесная точка Q1 принадлежит более высокой бюджетной линии, чем точка вспомогательного оптимума Q2. Но соотношение цен на хурму и апельсины в точках Q2 и Q1 одинаково. Следовательно, увеличение потребления хурмы, равное x1-x2 - эффект дохода.

Выводы: 1. Линия Слуцкого всегда расположена выше линии Хикса, так как первая – секущая к исходной кривой безразличия, а вторая – касательная к ней. Поэтому эффект замещения по Слуцкому всегда больше эффекта замещения по Хиксу, а эффект дохода – меньше.

2. Метод Хикса в большей степени соответствует основным положениям порядковой теории полезности и предполагает знание потребительских предпочтений (кривых безразличия), в то время, как метод Слуцкого этого не требует и позволяет дать количественное решение на основе наблюдаемых фактов поведения потребителя на рынке.

Разделение эффекта замещения и эффекта дохода при изучении влияния снижения цены на потребление благ дает возможность установить связь между нормальными благами, благами низкой потребительной ценности, обычными благами и благами Гиффена.

Нормальные блага характеризуются цепочкой: I­(¯) ® C­(¯),

а блага низкой потребительской ценности: I­(¯) ® С¯(­),

где I - доход, С – потребление.

Для обычных благ: P¯(­) ® C­(¯),

для благ Гиффена: P¯(­) ® C¯(­).

Учитывая эффект замещения и эффект дохода, полученная цепочка может быть детализирована.

Будем считать, что эффект замещения увеличивает (уменьшает) потребление при снижении (повышении) цены.

 
 

Для нормальных благ направление действия эффектов дохода и замены одинаково.

Отсюда вывод:

1. Все нормальные блага являются обычными.

2. Если сила эффекта замены превышает силу эффекта дохода для блага низкой потребительной ценности, оно также будет обычным.

3. Если для благ низкой потребительной ценности сила эффекта дохода превышает силу эффекта замены, это благо будет благом Гиффена.

4. Все блага Гиффена – блага низкой потребительной ценности.

 

 

Эффект дохода Эффект замены

нормальный товар

 

Эффект замены

 

общий эффект эффект дохода Товар низкой потребительной ценности–обычный

 

Эффект замены

эффект дохода

 

Общий эффект Товар Гиффена.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.