Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные блага и общественный выбор




Внешние эффекты и их экономическое содержание

Экономическая роль государства в рыночной экономике

Общественные блага и общественный выбор

Внешние эффекты и их экономическое содержание

Тема 14. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование

До сих пор считалось, что на рынках все затраты осуществляются производителями, а эффекты от продукции получают потребители, которые платят их стоимость. Но так бывает не всегда.

Внешние эффекты (эффекты „третьих лиц”) - это ситуация, когда часть выгод или затрат, связанных с производством или потреблением продукта, влияет на тех, кто не является непосредственным производителем или потребителем продукта.

Отрицательные внешние эффекты состоят в том, что не все затраты имеют воплощение в цене (например, затраты, связанные с обезвреживанием загрязнителей окружающей среды). А значит, часть затрат производитель перекладывает на „третьих лиц”, уменьшая свои собственные затраты. Это приводит к перепроизводству и перепотреблению таких благ, поскольку предложение производителя формируется без учета части затрат, то есть кривая предложения смещается вправо.

Положительные внешние эффекты состоят в получении дополнительных выгод от блага лицами, которые не платят за него. Пасека дает выгоду также фермерам, образование, благоустроенная частная территория, противовоздушная оборона, противопожарная охрана материальных благ являются источниками положительных внешних эффектов. Наличие положительных внешних эффектов служит причиной недооценки полезности блага, то есть не все выгоды от него находят отражение в цене, таким образом не все выгоды учитываются при формировании спроса потребителя. В результате кривая спроса смещается влево, а объем равновесия будет соответствовать „недопотреблению” и „недопроизводству” блага.

Отрицательные внешние эффекты. Введем следующие понятия:

Совокупные внешние затраты (ТЕС) - затраты, которые перекладываются на „третьих лиц” и не возмещаются производителем.

Совокупные индивидуальные затраты ( ТРС) – затраты, которые возмещаются производителем.

Совокупные общественные затраты (TSC) сумма затрат на производство блага и затрат, связанных с отрицательными внешними эффектами, которые возникают при этом:

TSC = TPC + TEC

Предельные внешние затраты (MEC) – изменение совокупных внешних затрат ТЕС, которое приходится на единицу изменения объема производства

MEC = DTEC/DQ

MSC = DTSC/DQ;

MSC = MEC + MPC.

На совершенно конкурентном рынке МС – кривая S; в отрасли n -фирм:

S = S1 + S2 + … + Sn...

MU – кривая D; на рынке n -потребителей:

D = D1 + D2 + … + Dn.....

МРС – отраслевое предложение при условии, что производители не должны возмещать затраты на обезвреживание загрязнителей. Ei – точка равновесия.

MSC – предложение при обязательности обезвреживания загрязнителей за счет производителей. ES – точка равновесия. Тем не менее, рыночное равновесие - в т.Ei, где

MSC ≠ MU. Равновесие характеризуется большим объемом производства и меньшей ценой и не является эффективным с точки зрения общества. Затраты – SDBEsEi. Неэффективность рыночного механизма получила название фиаско рынка. Его причина – отрицательные внешние эффекты.

Положительные внешние эффекты. Термины:

Индивидуальная полезность (PU ) – полезность непосредственного потребления блага.

Внешняя полезность (EU) – дополнительная полезность для „третьих лиц” за счет положительных внешних эффектов.

Общественная полезность (SU): SU = PU + EU

MPU - предельная индивидуальная полезность;

MEU – предельная полезность для „третьих лиц”, которые не платят за блага;

MSU – предельная общественная полезность.

Фиаско рынка является следствием положительных внешних эффектов.

MPU
Q
MSU=MPU+MEU
Эффективный объем Q с точки зрения общества достигается в точке Еs (MSU = MSC), но рынок может достичь только Еі (MPU = MSC). Затраты –- SDBEsEi. Рыночный механизм предлагает обществу заниженные объемы благ и цены по сравнении с общественным равновесием.

Методы исправления недостатков рыночного механизма, причиной которых являются внешние эффекты: административные методы – квоты на производство и загрязнители, налоги, штрафы, запрет выбросов (все, что сдвигает кривую предложения влево) – для отрицательных внешних эффектов.

Для положительных внешних эффектов – корректирующие субсидии (все, что сдвигает кривую спроса вправо), поддержка учебных заведений, стипендии (все, что сдвигает кривую предложения вправо).

Одна из причин возникновения внешних эффектов – общественная собственность. Коуз: интернализация внешних эффектов (преобразование внешних эффектов в стимулирующие или сдерживающие факторы поведения каждого производителя или пользователя) в значительной мере достигается путем введения прав собственности на общественные блага.

Теорема Коуза: когда права собственности определены, а трансакционные затраты равны нулю, проблема внешних эффектов может быть снята с помощью индивидуальных соглашений.

Ограничениеиспользования теоремы Коуза: небольшое количество заинтересованных лиц при заключении соглашений.

Практическое использование выводов теоремы Коуза.

Если достигнуто общее соглашение об уровне вредных выбросов, то возникает возможность требовать от производителей, загрязняющих окружающую среду, чтобы они покупали лицензию или «право» на вредные выбросы.

Государство имеет возможность сформировать рынок прав на загрязнение природной среды: продажа прав на загрязнение в форме лицензий на вредные выбросы установит цену загрязнения, что будет стимулировать фирмы к его снижению.

Q – количество лицензий или количество разрешенных единиц вредных выбросов.

Защитники окружающей среды или общество имеют возможность повышать цену, чтобы купить лицензии у тех, кто ее загрязняет. Это позволит уменьшить количество лицензий в обращении и тем самым влиять на уровень загрязнения.

 

Рыночная конкурентная система способная учитывать только частные потребности, которые финансируются индивидами посредством рынка. Но существуют потребности, которые невозможно удовлетворить, покупая желаемое количество товара или услуги на частной основе.

Отличия между товарами частного потребления и общественными товарами:

Частный товар (или частное благо) – это такое благо, которое выступает в виде достаточно малых единиц и подчиняется действию принципа исключительности.

Принцип исключительности означает, что тот, кто хочет и может платить равновесную цену, получает благо, а тот, кто не может или не хочет платить такую цену, исключается из числа потребителей выгод, которые обеспечивает данное благо.

Общественный товар (или общественное благо) – это благо, которое состоит из таких больших единиц, что в большинстве случаев не может быть продано индивидуальным покупателям и на которое не распространяется принцип исключительности.

Общественное благо неконкурентно, так как предельные затраты дополнительного потребителя равны нулю.

Не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами этих благ с самого начала их возникновения. Выгоду от общественных благ общество получает благодаря производству таких благ, а не благодаря их покупке, как в случае с частным благом. Особенности спроса на общественное благо:

Q – объем общественного блага;

D1 и D2 - индивидуальный спрос; D* - сумма полезности потребителя.

- 1. Невозможность определения цены на каждую единицу общественного блага;

 

- 2. Кривая спроса на общественное благо строится путем сложения предельных полезностей всех потребителей при каждом возможном объеме потребления.

Оптимальное предложение общественного блага.

 

- 1. Кривая MC показывает предельные затраты производства дополнительной единицы общественного блага

- 2. Кривая спроса D показывает предельную общественную полезность каждой единицы общественного блага.

- 3. Эффективный выпуск общественного блага – в т.E, где сумма предельных полезностей общественного блага для индивидуальных потребителей равна предельным затратам производства этого блага.

Основная проблема, связанная с общественными благами, состоит в том, что потребитель может пользоваться выгодами определенного продукта, ничего не тратя на его производство. Общественное благо имеет своеобразный внешний эффект: как только кто-нибудь начинает его потреблять, это благо становится доступным для всех.

Поэтому у потребителя возникает желание избегать выплат, что уменьшает возможности предлагать подобные блага через рыночные соглашения. Чтобы общество пользовалось такими благами, обеспечить их должно государство, а финансировать их производство необходимо с помощью налогов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.