КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Негосударственные организации как субъекты политической системы
Государственный аппарат как субъект политической системы. Этот субъект играет решающую роль в полит. системе, т. к. гос. аппарат(ГА) – ядро полит. системы, т.к. он обладает рядом признаков. Признаки (особенности): ГА – обязательный субъект полит. системы. (полит. система = гос-во) Остальные субъекты могут меняться, появляться и исчезать. ГА – единств. субъект полит. системы, кот-й является носителем гос. суверенитета, поэтому среди др-х субъектов полит. системы он обладает верховенством и независимостью. ГА – единств. субъект полит. системы, кот-й предназначен быть выразителем общесоциальных интересов. Это свойство объективно, т.к. он должен выполнять часть общих дел, иные субъекты выражают в первую очередь интересы групп. Единст-й субъект ПС, уполномоч-й принимать решения, в том числе в виде общих правил поведения, кот-е обязательны для всех остальных. Един-й субъект ПС, обладающий монополией на приминение легитимного насилия. Экономически самый мощный субъект Полит. системы, т.к. он контролирует гос. собств-ть и гос. бюджет. Он взаимодействует с другими субъектами. Взаимодействие осущ-ся в зависимости от полит. режима: А) демократия – ГА создаёт нормативно-прав. базу, определяющую требования к негосудар. субъектам ПС и требования к порядку их функц-ния. Б) недемокр. Режим – 1. Также создаёт норм.-прав. базу,.. 2. в тоталитаризме ГА вмешивается в определение хар-ра приним-х решений субъектами, а также ГА начинает втягивать в сферу политики такие соц. институты, кот-е не относятся к полит. системе. ГА может свести к нулю участие в легальном полит. процессе негосуд. субъектов. Но эта хар-ка не полна и не точна (т.к. берётся в общем, не касаясь конкр-х госуд-в), т. к. мы исходим из того, что ГА – один, но есть 3 ветви власти, а между ними создаётся иногда напряжение (противоречия), следов-но это влияет на субъект. состав полит. системы. Обычно: 1) когда мы характеризуем ГА, мы берём несложные случаи – например, простое унитарное гос-во, а не федерацию. 2) Полит. система = гос-во, но этот вывод правилен лишь отчасти, т.к. гос-во может рассматриваться как страна, это хар-ка внутрегосудар-го аспекта. Но есть ещё глобальная полит. система (международ-я – пример, полит. система Европ. Союза), т.е. на мир. арене выступают не гос. аппараты, а гос-ва в целом. Обществен-е объединения – это добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования созданные по инициативе граждан, объединяющиеся на основе общности интересов. Признаки: 1. Добровольность. 2.самоуправление 3. некоммерческие 4. по инициативе граждан 5. на основании общности интересов Виды обществ-х объединений: 1. обществ-я орг-ция 2. обществ-е движение: а) массовость, б) отсутствие членства 3. общест-й фонд: а) не имеет членства, б) цель – формирование имущества 4. общест-е учреждение – для оказания опред. вида услуг 5. орган обществ-й самодеятельности. а) не имеет членства, б) цель- совмест-е решение соц-х проблем по месту жительства (работы, учёбы) Народный фронт – объединение различ-х орг-ций на одной общедемократич-й платформе. Самые важные общ-е объединения – это партии. Партии – это объед., имеющие спец. соц. регул. Основа создания – идеология и полит. взгляды. Полит. Партии содейст-т выявлению воли народа. Задача- участие в формировании органов власти. фиксированное индивид-е членство Типы: критерий – функциональность. партия политический авангард. (лидер) партия – для участия в выборной компании (времен-я) парламентская партия – а) подготовка к выборам, б) контроль за парламентом партия клуб-партия общения. Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории. Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе. как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики. Общественно-политическое движение - это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Отличие общественно-политических движений от политических партий: 2) общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование); 4) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансф-руется в политическую партию); Государство и группы давления Группа давления - общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Группы давления - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например, профсоюзы). 33. Правовое государство: понятие и принципы Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). Первый принцип закреплен в Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданин ну возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов: - разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею; - федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали; - верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти); - взаимной ответственности государства и личности и т.д. Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права. Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. 34. Современное российское государство: функции и форма. Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, следовательно, цели и задачи определяют функции; 2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности). В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка, 2) экономическая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6) культурная. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и тл. форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы государства выступают: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные); 3)-политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств-осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы). Демократический, авторитарный и тоталитарный
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |