КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии применения норм права
Понятие применения норм права как особой формы их реализации. Применение - организ-ная деят-ть компетентных органов и должн. Лиц, кот-рые наделены гос-власт. полномочиями по реализации юр.норм путем разрешения на их основе конкрет. дел и вынесения индивидуальных властных предписаний (акты применения права) Особенности этой формы реализации: факт наличия у субъектов, осущ-щих правоприменение, гос.- властных полномочий. (вмешат-во гос-ва в процесс реализ-ции) правоприм-е осущ-ся в особых процедурных или процессуальных формах(но есть искл.-я), чтобы гарантировать законность этого процесса, оградить участников от произвола носителей власти; помогает более полно и точно определить все обст-ва разрешаемого дела. По характеру правоприм. деят-ть направлена на создание условий для реализации субъекти. Юр. прав и обязан-й, закрепленных в норме. Результатом явл. Индивид-е властные юр-ие предписания, кот-е обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы. Случаи, порождающие применение права: потребность возникровения: когда необходимо проконтролировать закон-ть возникн-я, измен-я или прекращения правоотношений, имеющих особое значение для гос-ва, общ-ва, отдельных граждан. Возникновение спора м/у участниками п/отношений, кот-й они не могут разрешить путем договора, переговоров самостоятельно. Возникло препятствие на пути нормал. Развития п/отношения. Возложение санкций юр. норм за правонарушения и за иные нарушения. Не всякая санкция юр. нормы явл-ся юр. отв-тью. Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл. Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса. 1) установление фактической основы дела, 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела. На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу. На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние. На третьей стадии принимается решение и выносится право- применительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитое правоотношений. Установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано. 90. Акты применения норм права: понятие и виды. Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического деда. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями. - исходит от компетентных органов; - носит государственно-властный характер, - носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями, Акты применения норм права(АПП): понятие и виды. Виды: 1) по субъекту, принявшему акт: АПП издаваемые гос-вом и иными субъектами правоприменительной деят-ти. 2)По порядку принятия: АПП коллегиальных и единоличных органов, 3)по форме изложения: устные акты применения права(не имеют материал. Фиксации(указания руководителей) письменные(суд. решения) конклюдентные – знаковые акты(сигналы светофора) Письменные акты – 4 элемента: вводная часть описательная(излагается фабула дела) мотивировочная(установленные юр. факты и т.п.) регулятивная (фиксирует решение правоприменит. органа) 4)по хар-ру их влияния на общ-е отношения: регулятивные – принимаются на основании диспозиции логических юр. норм, регулируют правомер. поведение субъектов, оценивают поведение охранительные – выносятся на основании санкций логич. юр. норм, определяют те неблагоприят. последствия…. 91. Толкование норм права: понятие и виды. Толкование – мыслит. Деят-ть по уяснению и разъяснению юр. норм. Потребность объясняют объективными, субъективными причинами, системностью юр. норм и низким уровнем юр. техники, многозначностью юр. терминов. Процесс толкования сводится к разъяснению юр. норм. Виды толкований: 1)по объему рез-тов толкования: буквальное - смысл юр. нормы соотв-т её текстуальн. словесному выражению.(ст.80 К.) расширительное – смысл статьи шире её словесного выражения.(ч. 2 ст. 11) ограничительное толк-е – смысл толкуемой нормы уже её словесного выражения. Ст. 151 УК РФ не указ-ся субъект. 2)юр. сила результатов толкования: официальное (обязательное). Оно делится на -- нормативное(толк-е судом статей К., результаты – нормы) и -- казуальное – для конкрет. Случая (решение суда по конкрет. Делу). По субъекту норматив. офиц. Толкование м. б.: аутентическим(норму толкует сам принявший её субъект) и легальное (спец. уполномоченное лицо дает) неофициальное (необязательное) 3)от уровня (научного) результатов толкования: обыденное – даёт любой гражд-н, не имеющий спец. подготовки. Компетентное(научное) – дается профессионалами Как способы толкования: - грамматический – содерж-е толкуемой юр. нормы выясняется путем использования правил грамматики. - систематический – выясняется место толк-й нормы в системе др. норм, выясняя логич. связи исторический – знач-е толк-й нормы выясн-ся путем привлечения материала, кот-й позволяет выяснить историю создания толкуемой нормы. Телеологический – толков-ль уясняет содер-е юр. нормы, цель ради кот-й она приним-сь. 92. Пробелы в законодательстве: понятие и способы преодоления. Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности. 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования, 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого. процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Виды пробелов в объектив. праве: по времени обнаружения пробела: предварительные – о них было известно ещё заранее, но их не регулирует зак-ль последующие – обнаруж-ся в процессе их реализации. в зависимости от объектив-ти сущест-я пробелов: подлинные – фактически существуют, объективно. Мнимые – реально их нет, но кот-е субъект считает существующими, т.к. он не обладает инф-ей или низкий уровень знаний. Борьба с пробелами: восполнение их нормотворческой деятельностью. Способы преодоления пробелов: (близость разных видов однородных общ. отношений позволяет это сделать) аналогия закона – применяются нормы, регулирующие сходные общ. отношения аналогия права – прибегают в том случае, если нет возм-ти применения аналогии закона, используются принципы права (общие и межотраслевые). Он требует большого опыта правоприменителя, особ-но юр. подготовки. Применение аналогии невозможно при применении санкции(устан-ей юр. обязанности): нет правонаруш-я и наказания, если об этом не указано в юр. норме. Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |