Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и подходы к системам менеджмента качества




В эволюции решения проблемы обеспечения качества выделяют 5 этапов:

-индивидуальный контроль качества;

-цеховой контроль качества;

-контроль качества при приемке продукции;

-статистический контроль качества;

-комплексное управление качеством.

При индивидуальном контроле качества, действовавшем в производстве до конца XIX века, один рабочий или небольшая группа рабочих несли ответственность за изготовление всего изделия и, следовательно, каждый мог полностью контролировать качество результата своего индивидуального труда, обеспечивая тем самым качество изделия.

Начало XX века ознаменовалось переходом к цеховому контролю качества. Для этого этапа характерно появление значительного количества предприятий, на которые большие группы людей выполняли работу по изготовлению продукции. Во главе этих групп стоял цеховой мастер, отвечающий за качество результата их труда.

Накануне второй мировой войны система производства заметно усложняется. Для обеспечения качества продукции возникает необходимость в создании штатных контролеров и специализированных контрольных служб — отделов технического контроля. Это положило начало этапу контроля качества при приемке продукции.

В 20-х и 30-х годах создаются крупные автономные службы контроля, возглавляемые руководителями. Такая организация работ получает широкое распространение и действует до второй мировой войны, когда крупномасштабные заказы на продукцию массового производства положили начало четвертому этапу, который был определен как статистический контроль качества. Наиболее существенной характеристикой статистического контроля качества явился переход от сплошного контроля к выборочному с использованием математической статистики для обработки контрольных данных. Однако область применения статистического контроля качества ограничивалась производственными рамками и расширялась очень медленно.

Обострение конкуренции и действие факторов, связанных с ускорением темпов научно-технического прогресса, в 60-х годах подтолкнуло руководство промышленных фирм к изменению отношения к качеству продукции. Необходимость решения существенных проблем качества породила пятый этап — комплексное управление качеством. (Понятие "комплексное управление качеством" было введено А. Фейгенбаумом, который в 50-х годах работал в фирме "Дженерал электрик" в качестве руководителя, ответственного за качество и оперативное управление производством.)

Переход от традиционного контроля качества к управлению качеством в методическом плане представлял собой переход от обнаружения дефектов продукции к их предупреждению. Механизм комплексного управления качеством ориентировал всю систему мер на достижение заданного уровня качества продукции. При этом комплексное управление дополнило ранее используемые статистические инструменты контроля качества методами метрологии, сбора информации о качестве, стимулирования качества, стандартизации, сертификации и многими другими.

Вопросам системного управления качеством продукции и процессов придавалось очень серьезное значение. В 50-х...90-х годах параллельно с первыми западными системами разрабатывались и проходили теоретическую и практическую апробацию такие системы управления качеством как: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ и др. Венцом этих систем стала разработанная в 70-х годах единая комплексная система управления качеством продукции КС УКП, являющаяся прототипом систем качества, соответствующих стандартам ИСО семейства 9000.

На рисунке 1 представлена иерархическая модель развития систем менеджмента качества.

Принято считать, что в нашей стране системный подход к улучшению качества промышленной продукции применяется с 1955 г., когда на передовых предприятиях Саратовской области были разработаны и внедрены мероприятия по обеспечению качества, получившие в дальнейшем название Саратовской системы бездефектного изготовления продукции и сдачи её ОТК с первого предъявления (БИП). Система включала ряд взаимоувязанных организационных, экономических, социальных, правовых, в меньшей степени технологических мероприятий,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.