Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование человека - проблема комплексная в сборнике

1. "Методологическая проблема коммунистического воспитания" М. 1986 г.;

2. "Человеческий фактор: содержание и стимулы активизации". "Знание". 1983 г.

3. "Марксова концепция человека в интерпретации гуманистического психоанализа Э. Фромма".

4. В книге "Критика фальсификаторов истории и теории марксистско-ленинской философии". М. 1979.;

5. Действенность социалистического гуманизма. Изд-во "Мысль". 1979 г.;

6. Человек в мифологической картине мира. М. 1990;

7. К проблеме комплексного изучения человека. Философские науки. 1991, № 1;

Сущность человека - диалектический синтез естественного, общественного и духовного опыта человека.

В книге Бог - человек - Вселенная. Долгопрудная. 1996 г.; Мир человека и человек в мире В соавторстве 1997г.;

Социальная философия ч. 1, гл.5. М. 1996, ч 2-я, 1997, гл. 10;

Гуманизм и права человека.

В сборнике научных трудов "Личность и общество". Калининград 1998 г.;

Гегель и Маркс о родовой сущности человека. В сборнике "Карл Маркс и современная философия". И.Ф. РАН 1999 г.

Человек как предмет научного анализа - проблема комплексная. Формирование целостного человека как практическая задача всей системы воспитания и образования достигается совокупностью усилий общественного и индивидуального характера. Достижение этого, эмпирического уровня проблемы предлагает создание целостной концепции человека. Этот теоретический уровень проблемы возможен как диалектический синтез всех конкретных наук о человеке - физиологии, медицины, психологии, социологии и других наук.

Все эти науки участвуют в создании целостной концепции человека, но ни одна из них в отдельности не в состоянии решить эту задачу. Это проблема философская. Только на философском уровне, на уровне отношения человек-мир возможно отвлечься от частных аспектов проблемы человека и уберечь исследование от односторонних толкований. История науки и философии богаты примерами подобного подхода: концепция человека-животного в антропологии М. Шелера, в философии Ф. Ницше, человека - "веселого" робота в социологии Маршала Маклюэна и др. Это значит, что любая концепция человека теряет статус целостной философской концепции, как только она станет на позицию какой-либо конкретной науки о человеке.

Эта целостная концепция человека формировалась в русле марксистской философии, широко представлена в трудах современных философов России:

1. Б. Г. Ананьева ("Человек как предмет познания. Л-д 1969);

2. Фролова ("Перспективы человека", М. 1983);

3. Буевой Л. П. ("Человек: общение и деятельность" М. 1976) и других.

Философская концепция человека широко представлена в современной западной философии (Сартр, Хайдеггер, Камю, Ясперс, Ортега-и-Гассет и др.). Эти авторы представлены в коллективной монографии "Проблема человека в западной философии" (М. 1986г.).

На качественно ином уровне по сравнению с проблемой человека осуществляется исследование проблемы потребностей. Изучение большого массива литературы по проблеме потребностей убеждает нас в том, что основным недостатком в этой области является исследование потребностей вне связи с социальной философией: в большинстве случаев эти потребности рассматриваются вне человека и общества, в котором он живет, "по правилам математической логики и здравого смысла".1

Казалось бы, приятным исключением из этого правила может быть названа книга П. М. Ершова "Потребности человека" (Изд-во "Мысль", 1990г.). Эта книга объемом в 23 печатных листа, изданная тиражом в 3035 экземпляров подкупает своей содержательностью, многочисленными ссылками на различные источники - от художественной и драматургической литературы до биологии и философии. Но, к сожалению, в книге нет концепции, упорядочивающей весь набор литературных источников. Неоднократно ссылаясь на физиологические исследования П. В. Симонова о влиянии четырех мозговых структур на динамику потребностей и поведения человека, П. М. Ершов склоняется к биологизаторской трактовке потребностей. В целом же его книга носит фрагментарный нелогичный характер. Все позитивное в этой книге можно свести к изложению проблемы классификации потребностей. В силу высказанных здесь соображений, я воздерживаюсь рекомендовать студентам книгу П. М. Ершова в качестве учебного пособия к нашему учебному курсу.

Как более зрелыми исследованиями потребностей можно считать те работы, в которых используется деятельностный подход, а сама потребность, как фрагмент системы ценностей, интересов, целей человека в определенном обществе. По преимуществу это - социологические исследования советских и зарубежных авторов:

1. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности... М. 1986.;

2. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - 1974 г.;

3. А. И. Самсин. Социально-философские проблемы исследования потребностей. 1987.; Фромм Э. Быть или иметь (То be or to have. N. Y. 1976).

4. Фромм Э. Социалистический гуманизм. 1965 и др.

Сегодня в Россию из Запада хлынула волна развлекательных шоу, безудержная пропаганда секса, жевательных резинок и прочих "прелестей" "свободного" мира. В этих условиях широкое распространение среди молодежи получает образ жизни, согласно этическому принципу гедонизма. Основателем концепции гедонизма был античный философ Эпикур (391-270 гг. до н. э.). Согласно этому принципу цель жизни: избегать страданий и стремиться к наслаждениям. В различные исторические эпохи расцвета безответственности и свободы в духе "что хочу, то и делаю", этот принцип становился руководством к поведению. Его провозглашали отдельные представители гуманизма эпохи Возрождения (Лоренцо Валла, Боккаччо, Петрарка), в эпоху просвещения - французские энциклопедисты Ламетри, Тольбах и др. В то же время социалисты и прогрессивные общественные деятели подвергли редкой критике принцип гедонизма как смысл жизни. Французский социальный философ 18 века Габриэль Мабли писал: "Чем меньше люди заняты своим богатством, своей роскошью и своими наслаждениями, тем более они заинтересованы в общественном благе".2

Сегодня гедонизм становится нормой безответственного легкомысленного поведения во всех странах цивилизованного мира. Руководствуясь принципом "избегать страданий, стремясь к удовольствиям" многие молодые люди употребляют наркотики, не думая о том, что вместо сиюминутных удовольствий их ждет мучительная, медленная смерть. В разделе "Классификация потребностей" настоящей книги будет уделено значительное внимание раскрытию пагубности следования принципу гедонистической этики на примерах бездумного удовлетворения извращенных потребностей (алкоголизм, наркомания, гомосексуализм, лесбиянство). Проблему можно сформулировать так: не получать наслаждения и удовольствия путем ухода от страданий, а, наоборот, через посредство преодоления трудностей и жизненных невзгод. "Удовольствия, - писал немецкий философ Кант, - есть чувство, споспешествующее жизни, а страдание - чувство, затрудняющее ее... Всякому удовольствию должно предшествовать страдание, страдание всегда первое".3

Именно преодоление трудностей приносит подлинное удовлетворение собой, радость победы над своей косностью, над своими недостатками и извращенными потребностями. И тогда у молодого человека, вступающего в жизнь, будет одна главная потребность: всестороннее развитие своих способностей и дарований.

А что будет, если сохранится тенденция, сформировавшаяся в современном мире с наступлением техногенной цивилизации? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал директор Института философии АН России Степин В. С. на научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К. Маркса. "Если будет продолжаться путь техногенного прогресса, основанного на идеалах потребительского общества, насилия и технократического отношения к природе?" - ставит вопрос В. С. Степин и отвечает: "Тогда можно предсказать нарастание глобальных кризисов и человечество в этом сценарии ожидают необратимые катастрофы".4

 

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

 

Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель раннеитальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный".5 Это высказывание Мирандолы – стержень ренессансного мировоззрения антропоцентризма. Многочисленные попытки определить человека сводились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. "Человек, - писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, - находится на высшей ступени развития потому, что человек ходит прямо - иной причины нет".6

Эта идея Тердера была популярно преобразована в XX в. в следующее определение: человек - существо, которое ходит прямо. Он идет и падает, поднимается и идет дальше. И снова падает, и снова поднимается... Аналогично этому и такое определение: человек - это петух без перьев. В каждом из приведенных здесь определений человека содержится относительная истина, но ни одно из них не может претендовать на всеобщность определения. Потому, что ни одна дефиниция не в состоянии выразить всего многообразия проявлений человека. Это многообразие может найти более адекватное отражение в понятиях, соответствующих масштабу человеческого мира. Это понятия "бытие", "сущность", "существование", "природа человека" и др.

 

Глава 1. Бытие человека

Бытие человека - наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методологическому потенциалу бытие человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представляет собой фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неизбежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла

бытию мира.

С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается другим

человеком, в бытии последующих поколений. В бесконечной смене

поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты -

залог бессмертия человечества, смысл жизни человека как

представителя рода.

Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется

качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего

мира. Дифференциация человеческого бытия на отдельные формы

открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека,

которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по

многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. В

рамках темы курса "Человек и его потребности" выделение видов бытия

человека будет играть роль исходного методологического принципа для

осуществления классификации потребностей, их взаимовлияния и

трансформации. Мы выделяем три вида бытия человека: биологическое,

социальное и бытие человека как духовного феномена. От уяснения

связи и субординации этих трех видов вытекает определение сущности

человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек и его потребности | Биологическое бытие человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.