Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект дохода и эффект замещения при изменении цены товара




Лекция 3.

Максимизация полезности потребителя

Спрос зависит от цен на товары и услуги, от дохода, от вкусов и предпочтений потребителя. Рассмотрим, как предпочтения потребителя, выраженные через кривые безразличия, взаимодей-ствуют с бюджетными ограничениями и каким образом осуществляется выбор оптимального со-четания товара Х и товара Y. В (таблице 2.11.) изображены линии бюджетного ограничения и карта предпочтений потребителя.

Потребитель желает выбрать такую комбинацию товаров Х и Y, которая обеспечит максималь-ную совокупную полезность и при этом позволит не выйти за пределы своего бюджета. Решая эту задачу графически, потребитель будет продвигаться по линии бюджетного ограничения от точки ее пересечения с горизонтальной осью вверх. При этом линия бюджетного ограничения будет по-очередно пересекать кривые безразличия, обеспечивающие все более высокие уровни общей по-лезности. Такое движение будет осуществляться до тех пор, пока бюджетная линия не коснется

- 12 -

наивысшей кривой безразличия, доступной для касания. В этой точке касания двух кривых (Е) до-стигается оптимальный выбор потребителя, при котором совокупная полезность в пределах данно-го бюджета максимизируется.

Если продвигаться далее вверх по бюджетной линии за пределами точки Е, бюджетная линия начнет пересекать поочередно кривые безразличия, обеспечивающие все более низкий уровень со-вокупной полезности, удаляя тем самым потребителя от искомой цели.

Таким образом, равновесие потребителя, или рациональный выбор потребителя, достигается в точке касания бюджетной линии с наивысшей доступной для касания кривой безразличия.

 

 

- 13 -

3.1. Эффект дохода и эффект замещения при изменении цены товара

3.2. Кривая «доход-потребление». Кривая Энгеля

3.3. Краткосрочный период производства

3.4. Производство в долгосрочном периоде.Изокванта

3.5. Изокоста. Кривая издержек

3.6. Фиксированные, переменные и совокупные издержки в краткосрочном периоде

3.7. Взаимосвязь средних и предельных издержек производства в долгосрочном периоде

3.8. Фирма в условиях чистой монополии

3.9. Равновесие в условиях монополии и совершенной конкуренции

3.10.Потери общественного благосостояния при монополии

 

В (таблице 3.1.) изображена ситуация, при которой цена на нормальный товар Х поднялась, следовательно, бюджетная линия сделала поворот от В1 к В2.

Точка оптимального потребления передвинулась с f до h. Часть этого сдвига обусловлена эф-фектом замещения, часть – эффектом дохода. Эти два эффекта можно графически различить. Для этого проведем пунктиром новую бюджетную линию (В1а) таким образом, чтобы она была параллельна В2, но при этом являлась касательной к кривой безразличия I1. Будучи параллель-ной кривой В2, она выражает новое ценовое соотношение двух товаров. Будучи касательной к той же самой кривой безразличия, она позволяет потребителю получить то же количество полез-ности, что и ранее. Поскольку в данном случае потребитель ничего не теряет и его реальный до-ход в точке g останется прежним, данное измерение потребления товара Х (от точки Х1 до точки Х2) не является эффектом дохода. Здесь в чистом виде отображен эффект замещения в силу от-носительного удорожания товара Х.

Между тем в действительности бюджетная линия продвинулась не в положение В1а, а в поло-жение В2. В результате точка оптимума потребителя (точка его рационального выбора) находит-ся теперь на кривой безразличия I2 – это точка h. Реальный доход потребителя при этом сокра-тился, так как данная кривая находится ближе к началу координат, чем прежняя. Обусловленное этим изменением в объеме потребления товара Х есть не что иное, как эффект дохода, равный разности Х2 и Х3.

В случае нормального товара эффект дохода и эффект замещения имеют одинаковую направ-ленность и усиливают действие друг друга. Обычно оба эффекта имеют отрицательный знак (т.е. по мере роста цены товара его потребление сокращается, что соответствует закону спроса). При этом чем сильнее выражено действие этих эффектов, тем выше ценовая эластичность спроса на продукт Х.

 

3.2. Кривая «доход-потребление». Кривая Энгеля

Увеличение дохода графически отображается в параллельном перемещении бюджетной линии вправо от начала координат. При этом новая бюджетная линия выступит касательной по отноше-нию уже к иной кривой безразличия, отстоящей далее от начала координат и отвечающей боль-шей совокупной полезности. Новая точка касания продемонстрирует изменения в потреблении в связи с ростом дохода. Если рассмотреть несколько уровней дохода и определить соответствую-щие им точки оптимального выбора потребителя, то линия, соединяющая эти точки, будет кри-вой «доход-потребление» (таблица 3.2.).

На основе кривой «доход-потребление» можно вывести так называемую кривую Энгеля (таб-лица 3.3.).

Кривая Энгеля показывает, как меняется количество потребляемого продукта при различных уровнях дохода. Кривая Энегеля также может иметь разные формы в зависимости от категории товара. Для нормальных товаров наклон кривой обычно положительный, для товаров низшего класса – отрицательный.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.