Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткосрочном периоде




Фирма в условиях монополистической конкуренции в

Естественная монополия и ее особенности

В отдельных случаях государство разрешает фирме сохранять положение монополиста, однако ставит ее деятельность под строгий контроль и регулирование. Чаще всего это относится к так на-зываемым естественным монополиям.

При некоторых условиях существование только одной, а не нескольких фирм в отрасли более от-вечает общественным интересам. Чаще всего это бывает обусловлено такими особенностями тех-нологии, при которых только крупномасштабное производство является рентабельным. В качестве примера можно привести такие отрасли, как электроснабжение, телефонная связь, водоснабжение. В этих отраслях положительный эффект масштаба можно реализовать в полной мере, лишь при-близив размеры предприятия к уровню рыночного спроса на продукцию отрасли. Как показано на рисунке (таблица 4.1.), общественный спрос могут удовлетворить, как пять малых фирм, так и од-на крупная фирма. Однако долгосрочные средние издержки производства будут наименьшими при оперировании в отрасли одной фирмы-монополиста. Таким образом, фирма, реализующая значи-тельный положительный эффект масштаба, может быть названа естественной монополией. Ее зна-чение для общества состоит в минимизации издержек производства.

Для естественной монополии характерны также высокие первоначальные капитальные вложе-ния, высокие финансовые издержки. Далеко не каждый предприниматель в состоянии осущест-вить такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Одновременно следует отметить, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки. Осуществив первоначальные вло-жения капитала, фирма может далее наращивать производство услуг при незначительных допол-нительных затратах.

Из изложенного выше, вытекает, что средние издержки фирмы будут неуклонно понижаться, что отличает их от динамики средних издержек обычной конкурентной фирмы или от обычной моно-полии.

 

Монополистической конкуренцией называется такая промежуточная рыночная модель, для кото-рой характерны следующие классификационные признаки.

Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кри-вая совершенно конкурентной фирмы, но более эластичная, чем кривая спроса монополии.

В краткосрочном периоде предельный доход фирмы не равен цене, поскольку фирма осущест-вляет некоторый контроль над ценой. Фирма может повысить цену на продукт, не потеряв при этом спрос на него. Чтобы продать больше своего продукта, фирма должна понизить на него цену, поэтому кривая ее предельного дохода лежит ниже кривой спроса. Точка равновесия фирмы (Е) определяется пересечением кривых MC и MR, т.е. MC = MR есть условие максимизации прибыли (таблица 4.2.).

Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурент-ной фирмой (P>MC).

Есди спрос на продукцию фирмы очень низок, фирма может нести убытки. Если при этом цена равновесия фирмы покрывает средние переменные издержки, фирма может минимизировать поте-ри, продолжая функционировать и производя продукцию в объеме, при котором MC = MR (табли-ца 4.3.).

- 19 -

Если же спрос совсем мал и цена равновесия не покрывает даже средних переменных издержек, фирма прекращает производить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.