Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетика как философская наука (Тема 1). 4 страница




Основополагающая категория его философии – «существование». Нет вопросов более важных, более значительных, чем вопрос о том, как жить, чем быть, к чему стремиться. Кьеркегор выделяет три стадии человеческого бытия, которые он противопоставляет друг другу: эстетическая, этическая и религиозная.

Эстетическая стадия основана на непосредственном, чувственном образе жизни. Термин «эстетический» употребляется в широком смысле всего того, что в отличие от рассудка относится к чувственным восприятиям и чувствам, ко всей «чувственности вообще». Эстетическое восприятие в том смысле, в каком мы обычно пользуемся этим понятием, и связанное с ним эстетическое наслаждение принадлежит к сфере эстетического в этом более широком значении. Кульминационным выражением эстетической стадии является погоня за сексуальными наслаждениями.

Сомнение, рефлексия, скепсис – неизбежные плоды, вырастающие по мере созревания эстетической стадии. Неминуемое завершение эстетической стадии – тоска, безнадежность, беспредельное отчаяние. Отчаяние – смертельная болезнь, одолевающая всякого, живущего на эстетической стадии, неумолимо поражающая и разъедающая его сознание.

4. Искусство и идеология в эстетических взглядах Маркса. Общефилософской основой марксистской эстетики является диалектический и исторический материализм, методом – материалистическая диалектика. Маркс считал, что невозможно понять искусство, только исходя из его внутренних, имманентных законов развития. Сущность, происхождение, развитие и общественная роль искусства могут быть поняты лишь из целостной общественной системы, внутри которой экономический фактор – развитие производительных сил в сложном взаимодействии с производственными отношениями – играет определяющую, первенствующую роль. Следовательно, искусство представляет собой только часть целостного процесса истории, материальную основу которого составляет развитие производительных сил и производственных отношений. Искусство является одной из форм общественного сознания. Поэтому причины всех его изменений следует искать в общественном бытии людей, то есть в экономическом базисе общества. Экономический базис – определяющий принцип, определяющая закономерность исторического развития литературы, искусства, других надстроечных явлений. Формы идеологии – среди них литература и искусство – выступают в этой связи как нечто вторичное по отношению к базису.

5. Природа искусства и художественного творчества в эстетической теории Фрейда. Этот исследователь был прежде всего психологом. Эстетики как науки о категориях, взаимоотношении видов искусства, художественном методе, стиле, содержании и форме у него не было. Его исследования искусства направлялись и ограничивались потребностями его психологической теории.

Фрейд считал искусство выражением внутреннего мира неудовлетворенного человека, приписывая ему в качестве основного критерия принцип удовольствия, целиком ориентированный на внутренние стремления и потребности. Прежде всего искусство снимает неудовлетворенность сексуальных и агрессивных желаний.

Создатель психоанализа представляет искусство не только как утопическое, идеализированное, упорядоченное бытие, равное «естеству» человека, но он считает, что искусство способно это «естество» очеловечить, окультурить. Искусство – это особый способ рационализации влечений, один из видов сублимации, замещения бессознательных влечений более высокими формами сознания.

Художник по Фрейду отличается от обычного человека силой инстинктивных влечений, которые не могут быть полностью удовлетворены практической действительностью. Поэтому он обращается к миру фантазии, мечты, чтобы там найти замену непосредственному удовлетворению сексуальных желаний. Художник благодаря высокоразвитой способности к сублимации превращает свои неудовлетворенные желания в цели, достижимые на путях душевной деятельности.

Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории ХХ века (Тема 9)

1. Эстетические основания художественной практики модернизма. К двадцатым годам ХХ века сложилась художественно-эстетическая система, получившая название модернизма и объединившая множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и другие). Каждое из этих направлений имело определенную идейно-эстетическую специфику, но вместе с тем обладало принципиальной философско-мировоззренческой общностью с другими. Разбросанные по разным странам, разделенные десятилетиями, модернистские течения были связаны между собой одним: их объединял антиреалистический творческий метод. Это, в свою очередь, определяло общность решения эстетических проблем в различных направлениях модернизма (трактовка соотношения искусства и действительности, формы и содержания, проблемы коммуникативности и другие).

Возраставшая в первом десятилетии ХХ века экономическая, политическая и социальная напряженность в Европе сопровождалась интенсивными исканиями в сфере духовной жизни, в частности в искусстве. К этому же времени относятся попытки расширить изобразительные средства искусства, в первую очередь живописи и скульптуры, путем чисто формальных экспериментов. В результате поисков новых изобразительных средств в искусстве модернизма возникли последовательно три направления — кубизм, футуризм и абстракционизм, которые объединял отказ от принципа отражения действительности, апология "искусства для искусства".

2. Кубизм. Кубисты исходили в своем творчестве из того, что все предметы и явления действительного мира, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Противопоставив, подобно Шопенгауэру, искусство рациональному познанию, кубисты провозгласили задачей искусства воплощение идеи. У Шопенгауэра была заимствована и идея о безличном характере искусства, о деперсонализации художника.

Арсенал своих идей кубисты пополнили, обратившись к философии Бергсона, разработавшего учение об интуиции. У Бергсона кубисты нашли философские аргументы в пользу элитарного, эзотерического, иррационального характера искусства, в защиту особой, "высшей" миссии художника.

Деятели тех видов искусств, которые были наиболее тесно связаны с конкретной образностью, в частности деятели кинематографа, испытали воздействие интуитивизма в гораздо меньшей степени, чем, например, художники. Специфика кино, рассчитанного на широкую аудиторию, требовала опоры на более доходчивые, образно-конкретные теоретические построения, поддающиеся более прямому воплощению в художественных произведениях. Этим требованиям отвечало учение Ницше.

Усиленная эксплуатация идейного наследия этого философа харак- терна для так называемого "массового искусства". Именно с "массовым искусством" ассоциируется образ супермена, сверхчеловека, не стесненного чрезмерной рефлексией относительно моральной стороны своих многочисленных подвигов. Однако влияние Ницше прослеживается уже на более ранних стадиях искусства модернизма, в частности, в таком его направлении, как футуризм.

3. Футуризм. Главное, что привлекло футуристов у Ницше, — это его нигилизм, критика традиционной культуры, христианской морали, истории, то есть всего того, что является причиной и выражением "декаданса". Футуризм как направление модернистского искусства заявил о себе в 1909 году. Рождение искусства будущего (от латинского — футурум) сопровождалось громкими скандалами. Футуристы считали, что произведение искусства не должно отражать действительности. Объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, вносимое художником в материю путем синтеза времени, места, формы, цвета и тона.

Футуризм противопоставил себя реализму, отказавшись от воплощения в искусстве образа человека, его духовной и физической красоты. Отказ от реализма был теснейшим образом связан в футуризме с интуитивизмом, который наряду с элементами ницшеанства являлся философской базой этого направления. Если Ницше давал футуристам положительного героя, то интуитивизм использовался ими как обоснование творческого метода, как своего рода философия творчества.

4. Теория «вчувствования» и экспрессионизм. На рубеже веков в Европе получила широкое распространение теория "вчувствования", отказывавшая художникам в возможности проникновения умом в явления внешнего мира, призывавшая его к перенесению на них своих собственных чувств и настроений. Художник должен был включать в эстетический объект "внутреннее содержание" собственной личности. Теория «вчувствования» оказала заметное влияние на ранний период развития экспрессионизма.

Найденные и развитые экспрессионистами приемы обостренного выражения конфликтов, эмоционального воздействия на зрителя вошли в сокровищницу мирового искусства. Экспрессионизм оказал и продолжает оказывать заметное влияние на мировое художественное творчество. К приемам, выработанным экспрессионистами, прибегают художественные деятели многих стран и в разных видах искусства, чтобы воплотить в своих произведениях конфликты антагонистического характера, показать неразрешимые, с их точки зрения, противоречия личности и общества. Приемы экспрессионизма пытаются применять в отдельных случаях и деятели реалистического искусства для повышения выразительности своего творчества, усиления его воздействия на зрителя.

Идейную основу первых шагов художественной деятельности экс- прессионистов (от латинского — выражаю) составила идеалистическая теория Гуссерля, обещавшая художнику возможность некоего смыслотворчества. В феноменологической теории названного мыслителя человек, в особенности художник, выступает в качестве мирообразующего субъекта, не только определяющего действительность, но и упорядочивающего ее, формирующего из хаоса космос. Искусство ставилось над жизнью, оно рассматривалось как средство "упорядочения" жизни по субъективному усмотрению художника.

С течением времени идеалистическая теория Гуссерля, обещавшая возможность внесения гармонии в действительность "сверху" перестала служить опорой творчества молодых художников. Гуссерль перестал соответствовать интересам перешедшей в наступление агрессивной буржуазии. Для оправдания противоречащих интересам народов действий она нуждалась в другой философской теории, которую и нашла в экзистенциалистской теории Кьеркегора. «Переварив» Кьеркегора, немцы сформировали свой немецкий вариант экзистенциализма, которым стала теория Ясперса.

Лишая искусство функций отражения действительности, Ясперс признавал за ним только компенсаторные функции, которые непосредственно связывал с переходом в "потусторонний мир". Противопоставляя искусство действительности, Ясперс представляет его как средство приближения к подлинному бытию. Человек, подавленный жизненными тяготами, реальностью, не свободен, угнетен. Но он может освободиться от угнетения, достигнув пограничной ситуации. Для этого человек должен пожертвовать всеми своими желаниями, стремлениями, привязанностями, оторваться от жизни, подняться над ней до грани жизни и смерти. Это отреченное, жертвенное состояние и есть пограничная ситуация. Достигший ее человек обретает свободу. Для него не существует больше преград. Но это стоит ему жизни. Таким образом, свобода отождествляется по существу со смертью. Отсюда и пессимизм этого учения, отвергающего право человека на свободное и счастливое земное существование.

Еще в начале века теоретики художественной культуры объявили дегуманизацию одной из главных особенностей искусства модернизма, одной из основных задач творчества художника. Испанский теоретик ис- куссгва и философ Ортега-и-Гассет не только констатировал факт обесчеловечивания произведений нового искусства, но и рассматривал дегуманизацию как основную задачу современных ему художников, как воплощение их социально-эстетических идеалов.

Наиболее полно и очевидно тенденция дегуманизации проявилась в абстракционизме, возникшем в 1910 году и ставшем одним из господствующих направлений современного искусства. Основоположником абстракционизма признается русский художник Кандинский, живший и работавший преимущественно за границей.

Почва для появления абстракционизма была уже подготовлена кубистами и футуристами, нарушившими принцип соответствия содержания и формы художественного произведения предметам и явлениям действительной жизни. Абстракционизм довел до конца начатое кубизмом и футуризмом разрушение формы и содержания произведений искусства.

Своеобразный мост от философии к искусству абстракционизма перекинул все тот же Гуссерль постановкой и идеалистическим разрешением вопроса о соотношении предметов реального мира с сознанием человека. Мыслитель считал, что его учение об интуиции открывает кратчайший путь к невиданному научному прогрессу, плодотворное поле для творческой деятельности, основанной на интуиции. По этому пути и пошел Кандинский, освободившись от всех предрассудков материалистического понимания явлений действительности и признания способности сознания к отражению этих явлений. Исключив из сферы своего сознания окружающий человека материально-предметный мир, он целиком сосредоточил свое внимание на нематериальных исканиях жаждущей души. В поисках новых средств выражения он пошел чисто интуитивным путем, провозгласив необходимость отказа от связи искусства с действительностью и объявил целью творчества самовыражение художника.

В 1913 году в рамках абстрактного искусства возник супрематизм (от французского — господство, превосходство). Инициатором этого течения был наш соотечественник художник Малевич. Супрематисты объявили своей задачей выражение превосходства чистого чувства, воплощенного – ради сохранения его чистоты – без помощи какого бы то ни было обращения к внешнему миру, исключительно с помощью плоскостных геометрических фигур ("Черный квадрат на белом фоне" Малевича).

После первой мировой войны одним из первых послевоенных на- правлений модернизма стал сюрреализм, получивший свое теоретической оформление в манифесте 1924 года. Инициаторами сюрреализма были молодые писатели, поэты, художники (Бретон, Арагон, Элюар, Кокто). Философской основой сюрреализма послужили все те же учения Шопенгауэра и Бергсона.

Было объявлено, что сюрреализм преобразует весь мир, не прибегая к социальной революции. Социальной борьбе противопоставлялась "сюрреалистическая революция" — "революция умов". Сюрреалисты призывали произвести революционное изменение в человеческих представлениях и восприятиях. Для этого, утверждали они, нужно только отказаться от разума и традиционной логики, от привычного восприятия вещей, от абсурдного разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений, о всех основах построения человеческого общества.

У Бергсона сюрреалисты заимствовали точку зрения на искусство как на средство массового гипноза. Нашли они опору и в положении мыслителя о том, что в искусстве заключается "более прямое, более непосредственное видение реальности; и именно потому, что художник менее думает о том, чтобы утилизировать свое восприятие, он и воспринимает большее количество вещей". Последняя мысль этого высказывания оказалась воплощена в творчестве сюрреалистов буквально: в бессмысленном, алогичном сочетании в их произведениях массы не связанных друг с другом явлений, предметов, деталей.

Но сюрреалисты не нашли в учении Бергсона стройной системы, которая могла бы служить психологической основой художественного творчества и помочь им в создании конкретных иррационалистических творческих приемов. Необходимую для их творчества психологическую базу сюрреалисты нашли в трудах Фрейда.

Подобно Фрейду сюрреалисты рассматривали художественное творчество как своего рода убежище для личности, которая испытывает от- вращение к действительности. Восприняли они и фрейдистский тезис об отсутствии четкой грани между психической нормой и патологией, что привело их к признанию сумасшествия состоянием, наиболее перспективным для художественного творчества, поскольку при этом человек освобождается от контроля разума. Погрузившись в глубины бессознательного, сюрреалисты стали создавать алогичные и необъяснимые произведения.

Перегружая свое искусство сценами жестокости и насилия, сюрреалисты следовали идее Фрейда о том, что каждый человек в своем индивидуальном развитии воспроизводит все стадии развития человечества – начиная от животного мира и кончая современной цивилизацией, -- а потому непременно бывает кровожаден и агрессивен. Созерцание картин жестокости должно дать выход подавляемым инстинктам, способствуя очищению человеческих душ.

В начале 1950-х годов во французском театральном искусстве заявило о себе новое направление, получившее широкую известность как искусство абсурда. Его основоположниками явились драматурги Ионеску и Беккет. Название довольно точно определяет сущность этого течения модернизма, выражая основной творческий прием и мировоззрение драматургов, работающих в этом стиле. Создаваемый ими средствами искусства мир абсурда не является адекватным отражением реального мира с его объективными закономерностями. И в то же время мир искусства абсурда не совсем фантастичен, не полностью вымышлен: в деталях он натуралистически копирует действительность. Однако эти детали объединяются произвольно, вне органических законов, образуя реально зримый на сцене кошмарный мир хаоса, мир абсурда.

Культ абсурда и ломка формы художественных произведений, охватившие в 50-х годах изобразительное искусство и театр вызвали к жизни новую концепцию "явлений и реакций". Согласно ей реалистической искусство не обладает общезначимостью ввиду отсутствия единой для всех объективной реальности; реальность дана лишь в форме "явлений", которые вызывают те или иные субъективные "реакции" человека: удивление, смех, возмущение и тому подобное. Замена понятия предметности искусства понятием его вещности позволит художнику освободиться от бесплодных попыток отобразить предмет как некую сущность и перейти к изображению вещей как форм, вызывающих у людей определенные эмоциональные состояния.

Эта теория нашла воплощение в поп-арте, оп-арте, самоуничтожающемся искусстве, боди-арте, динамическом направлении, кибернетическом искусстве. Модернизм раздробился на множество течений и явлений, чтобы собрать которые понадобилась новая концепция — концепция постмодернизма.

Проблема постмодернизма как целостного феномена современного искусства была поставлена на повестку дня уже в 80-х годах западными теоретиками, пытавшимися объединить в единое целое разрозненные явления культуры последних десятилетий. Чтобы объединить многочисленные "постмодернизмы" в одно большое течение, нужно было найти единую методологическую основу и единообразные средства анализа.

Проблема постмодернизма поставила перед исследователями целый ряд вопросов, и самый главный из них — а существует ли сам феномен постмодернизма? Не очередная ли это фикция, результат искусственного теоретического построения, бытующего скорее в воображении некоторых теоретиков искусства, нежели в реальности современного художественного процесса? Тесно связан с ним и другой вопрос, возникающий тут же, как только на первый дается положительный ответ: а чем, собственно постмодернизм отличается от модернизма, которому он обязан помимо всего и своим названием? В каком смысле он действительно "пост" — в чисто временном или еще и в качественном отношении? Все эти вопросы и составляют суть тех дискуссий, которые весьма активно ведутся в настоящее время как сторонниками, так и противниками постмодернизма.

ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Эстетическое сознание и эстетическая деятельность (Тема 10)

1. Происхождение эстетического сознания и эстетической деятельности. Причиной появления эстетически ценных объектов выступает общественно-историческая, прежде всего производственная, практика людей. В результате разнообразной трудовой деятельности сначала стихийно, а потом все более сознательно создаются такие продукты, под влиянием которых зарождается эстетическое чувство, формируется эстетическое сознание.

Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и предметы быта), украшенные, например, орнаментом, а также многочисленные художественные изображения животных были обнаружены археологами при раскопках поселений людей первобытного общества и в пещерах ориньяко-солютрейского периода верхнего палеолита. Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства свидетельствует о зарождении эстетического чувства еще у первобытного человека. Этот вывод подтверждается и исследованием жизни некоторых современных народов, оставшихся на уровне материальной и духовной культуры, сходной с периодом верхнего палеолита.

Почему у первобытного человека зарождается эстетическое чувство, как способность воспринимать и наслаждаться красотой? Откуда у него возникает потребность затрачивать труд и время не только на производство орудий труда и предметов быта, добывание пищи и улучшение условий своего существования, но и на художественное оформление, украшение своей предметной среды, создание произведений искусства?

Раскопки древнейших поселений людей показывают, что в первобытном обществе были созданы орудия труда и предметы быта, имеющие симметричную и пропорциональную форму. Причины возникновения таких предметов лежат в самом процессе их изготовления, в их технологии и назначении.

Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе разнообразной производственной практики формируются новые, присущие только человеку эстетические чувства. Постоянно повторяющийся процесс создания и употребления орудий труда и предметов быта, имеющих симметрию, пропорции частей, ритм элементов, т. е. особую форму, соответствующую содержанию и назначению, постепенно привел человека к пониманию целесообразности, полезности этой формы. На основе этого в его сознании возникает чувственно-наглядное представление о наиболее совершенном предмете.

Создавая новые предметы, человек сравнивал их с этим представлением. Совпадение созданного предмета с представлением о его совершенстве порождало у человека особое переживание — духовное удовольствие и наслаждение. Такой предмет приобретал новую общественную функцию — не только лучше выполнять свое утилитарное назначение, но и эстетически удовлетворять человека; он стал эстетической ценностью, красивым. Человек получил новую способность не просто видеть предметы, но и в процессе восприятия отличать красивые предметы от некрасивых, чувствовать красоту. У него сформировался чувствующий красоту формы глаз, зародилось, возникло эстетическое чувство.

Одновременно с формированием эстетического чувства складывается эстетическая потребность создавать и воспринимать совершенные предметы, вызывающие духовное наслаждение. Осознание, понимание этой потребности вызывает особый эстетический интерес, который порождает эстетическое отношение к этим предметам, направляет человека на сознательное изготовление предметов, удовлетворяющих не только его материальные, но и духовные, эстетические потребности. Но для того чтобы создать красивые предметы, нужно знать, что делает их таковыми. Эстетические интересы людей становятся стимулом познания красоты. Общественная потребность в создании совершенных орудий труда и предметов быта привела к превращению производственной деятельности в эстетическую деятельность, направленную как на создание красивых предметов, так и на совершенствование человека. Создавая красивые предметы, человек одновременно совершенствует, развивает точность руки, остроту глаза, внимательность и наблюдательность, творческое воображение.

2. Структура эстетического сознания. Общественное сознание людей существует в различных формах и имеет различные уровни. Эстетическое сознание— одна из форм общественного сознания, отражающая явления действительности в эстетических чувствах и представлениях, вкусах и идеалах, взглядах и теориях. Эстетические чувства, представления, вкусы, идеалы и по- вседневные взгляды входят в обыденное сознание людей, а эстетические теории относятся к научному сознанию и идеологии.

Далеко не всякое восприятие является эстетическим. Восприятие становится эстетическим, чувствующим красоту предмета, когда оно соответствует представлению о красоте предметов определенного вида, возникающему н сознании человека в процессе практики, и связано с мышлением. Совпадение восприятия красивого предмета с представлением и пониманием его красоты приводит к духовному наслаждению. Это единство восприятия и переживания образует эстетическое чувство, например, чувство прекрасного, возвышенного и т. д. В эстетическом чувстве человек отражает не только красоту предметов, созданных людьми, но и прекрасное в природе и обществе.

Однако человек, у которого в практике общения с произведениями искусства сформировалась способность к эстетическому чувству, воспринимая те или иные явления действительности, может испытать духовное неудовольствие или отвращение. Человек на практике убеждается в том, что такое переживание возникает от восприятия некрасивого или безобразного. Тем самым на основе осознания своих переживаний человек приобретает способность отличать красивое от некрасивого, прекрасное от безобразного. Эта способность к эстетической оценке явлений действительности выступает как эстетический вкус человека. Следовательно, эстетические вкусы людей — это оценка действительности в соответствии с их эстетическими чувствами, потребностями и интересами, — оценка, связанная с их мировоззрением. Эстетические вкусы зависят от практики, от степени общения с произведениями искусства и другими эстетическими ценностями, а поэтому оказываются исторически преходящими, изменчивыми, относительными.

Частью эстетического сознания является представление о прекрасном и возвышенном человеке. Это представление, связанное с мировоззрением, составляет эстетический идеал человека, класса, общества. Эстетические идеалы общества «материализуются» в произведениях искусства, в присущих им художественных образах. Они связаны с политическими, нравственными идеалами людей и являются частью общественных идеалов.

Эстетическое сознание включает в себя взгляды на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в обществе, понимание красоты созданных людьми предметов, произведений искусства и явлений природы. Теоретическое объяснение эстетических явлений действительности и искусства дается в понятиях, категориях эстетики.

3. Эстетическая деятельность и ее виды. Любой человек в современном обществе обладает определенным уровнем эстетического сознания (например, развитым или неразвитым), способностью к эстетической оценке явлений действительности, т. е. эстетическим вкусом, и т. п. Поэтому человек трудится, действует и оценивает результаты своей деятельности во многих областях жизни также и в соответствии со своим эстетическим сознанием, например, эстетическими представлениями о совершенстве продуктов своей деятельности и т. д.

Существуют виды деятельности людей, в которых они сознательно руководствуются своими эстетическими взглядами, представлениями, идеалами и вкусами и ставят своей целью создание эстетических ценностей. Целесообразная деятельность людей по созданию эстетических ценностей, по формированию прекрасного человека называется эстетической. Эта деятельность есть процесс преобразования природы и общества «по законам красоты».

В соответствии с тем, на что направлена эстетическая деятельность, что является ее предметом, выделяют следующие основные ее виды: эстетическое преобразование окружающей человека предметной среды; формирование прекрасного человека; создание художественных произведений.

Характеризуя деятельность по эстетическому преобразованию окружающей человека предметной среды, следует прежде всего остановиться на эстетической деятельности в сфере производства, направленной на создание таких продуктов, которые предназначены одновременно для удовлетворения материальных и духовных, эстетических потребностей людей — красивых орудий труда и предметов быта, а также на эстетическую организацию производства и быта. Первоначально эта деятельность возникает в сфере ремесленного производства.

Развитие научно-технической революции приводит в ХХ в. к возникновению нового вида эстетической деятельности в сфере промышленного производства — к художественному конструированию, или дизайну. Художественно- промышленное конструирование в условиях развитого социализма и строительства коммунизма является важным фактором технического прогресса.

Эстетическую деятельность в сфере промышленного производства осуществляет художник-конструктор (дизайнер), сочетающий в себе одновременно знания инженера-конструктора и проектировщика, а также способности художника. В этой деятельности он основывается, с одной стороны, на учете данных эргономики, бионики, кибернетики, инженерной психологии и т. п., а с другой — на практике художественного творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.