Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный менеджмент. Информационные технологии управления. Определение информации. Роль информационных технологий в жизни общества

Лекция №1

Вопросы для самопроверки

 

· Как найти начальное приближение: а) для метода Ньютона; б) для метода градиента?

· В методе скорейшего спуска вычисляется Якобиан (матрица Якоби). Чем отличается Якобиан, вычисленный для СЛАУ, от Якобиана, вычисленного для нелинейной системы уравнений?

· Каков критерий остановки итерационного процесса при решении системы нелинейных уравнений: а) методом Ньютона; б) методом скорейшего спуска?


 

 

В настоящее время человечество переживает постиндустри­альный этап своего развития, который все чаще называют ин­формационным этапом или информационным обществом. В таком обществе информация становится важнейшим ресурсом, воз­можно, даже более важным, чем, например, природные ресурсы.

Термин «информация» не имеет строгого определения, не­смотря на то, что слово «информация» интуитивно понятно ка­ждому человеку и часто встречается не только в научной литера­туре, но и в жизненных ситуациях.

В зависимости от области, в которой ведется исследование, и от класса задач понятие «информация» определяется по-раз­ному. Среди самых общих определений можно выделить сле­дующие.

 

Информация — сведения об объектах и явлениях окружаю­щей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, не­полноты знаний.

 

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, собы­тиях, явлениях и процессах независимо от формы их представ­ления.

 

В практическом смысле под информацией обычно понимают совокупность сведений об окружающем мире, подлежащих хра­нению, передаче и преобразованию.

 

В кибернетике информация или информационные процессы присутствуют во всех самоуправляемых системах, и в ней сложи­лись два определения информации.

Информация есть содержание сигнала, сообщения, получен­ного кибернетической системой из внешнего мира. Здесь сигнал отождествляется с информацией, они рассматриваются как си­нонимы.

Информация — это мера сложности, организации структур [6].

 

Информация характеризуется определенными свойствами, зависящими как от данных (содержательной части информа­ции), так и от методов работы с ними. Перечислим наиболее важные из этих свойств:

• информация предоставляет новые сведения об окружаю­щем мире, отсутствовавшие до ее получения;

• информация не материальна, несмотря на то, что она про­является в форме знаков и сигналов на материальных но­сителях;

• знаки и сигналы могут предоставить информацию только для получателя, способного их воспринять и распознать;

• информация неотрывна от физического носителя, но в то же время не связана ни с конкретным носителем, ни с кон­кретным языком;

• информация дискретна — она состоит из отдельных фак­тических данных, передающихся в виде отдельных сооб­щений;

• в то же время информация непрерывна — она накаплива­ется и развивается поступательно.

Ценность информации определяется двумя параметрами «качеством» и «количеством».

 

Наиболее часто под качеством информации понимают совокупность свойств, отражающих степень пригодности кон­кретной информации об объектах и их взаимосвязях для дости­жения целей, стоящих перед пользователем.

 

Среди основных потребительских показателей качества ин­формации, определяющих возможность и эффективность ее ис­пользования, можно назвать следующие [12]:

• репрезентативность — правильность отбора и формирова­ния информации для адекватного отражения передаваемо­го явления;

• содержательность — семантическая емкость информации, равная отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных;

• достаточность — содержательная полнота сообщаемого на­бора показателей для принятия решения;

• доступность — удобство формы представления информа­ции для восприятия потребителем;

• актуальность — степень ценности информации на момент ее использования в зависимости от срока возникновения и динамики изменения информации;

• своевременность — степень соответствия момента поступ­ления информации назначенному моменту времени;

• точность и достоверность — близость информации к реаль­ному состоянию описываемого объекта или явления;

• понятность — соответствие содержания информации уров­ню знаний потребителя;

• краткость — степень сжатости изложения сообщаемых све­дений;

• устойчивость — способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.

 

Количество информациимера снятия неопределенности од­ной случайной величины в результате наблюдения за другой.

Ко­личественно выраженная неопределенность состояния получила название энтропии (по аналогии с подобным понятием в физике). При получении информации уменьшается неопределенность, т. е. энтропия системы. Самым простым случаем является выбор из двух равновероятных событий.

Автор теории информации К. Шеннон создал базовую еди­ницу измерения информации — бит. Каждому сигналу присваи­валась определенная вероятность его появления. Чем меньше ве­роятность появления того или иного сигнала, тем больше он не­сет информации. Шеннон вывел формулу измерения количества информации:

 

где — количество информации; — вероятность появления /-го сигнала; — количество возможных сигналов.

 

Количество информации здесь представляется как результат выбора из набора возможных вариантов. Однако такая матема­тическая теория не отвечает насущным потребностям — необхо­дима некая мера ценности, полезности информации. Реально оценка значимости информации осуществляется самим челове­ком интуитивно на основе использования интеллекта и опыта. Информация будет полезной, если она уменьшает неопределен­ность использующего ее алгоритма [20].

 

Н. Винер попытался создать семантическую теорию инфор­мации, но наибольшее признание для измерения смыслового (семантического) содержания информации получила тезаурусная мера, предложенная Ю. И. Шнейдером. Суть этой теории состо­ит в том, что количество семантической информации, извлекае­мой потребителем из поступающих сообщений, зависит от сте­пени подготовленности его к восприятию такой информации. Для понимания и использования информации ее получатель должен обладать определенным запасом знаний. По мере роста знаний в той или иной области увеличивается и количество ин­формации, извлекаемой из сообщений, относящейся к этой об­ласти. В случае если пользователь не обладает вообще никакими знаниями, то он не сможет извлечь из принятого сообщения ни­какой информации.

 

Информация как объект исследования очень разнообразна и насчитывает много разновидностей, которые выделяются на ос­нове соответствующих классификационных признаков, связан­ных с технологией обработки, смысловой ценностью, формой представления и т. д. Рассмотрим некоторые из них [12].

По принадлежности к системе управления может быть выде­лена информация:

• о внешней среде;

• управляющей подсистемы;

• управляемой подсистемы;

• о целевой подсистеме.

По форме передачи:

• вербальная (к этому классу относится, например, словес­ная информация);

• невербальная (например, графическая).

По стадии возникновения:

• исходная (первичная, возникающая в источниках инфор­мации);

• производная (сводная, формируемая из исходной по задан­ному алгоритму);

• промежуточная (возникающая в процессе преобразования первичной информации в сводную, содержащая перераба­тываемые и накапливаемые данные для последующего ис­пользования).

По назначению при машинной обработке:

• входная (информация, поступающая в обработку);

• выходная (результат обработки, подлежащий дальнейшей передаче).

По месту возникновения:

• внутренняя информация;

• внешняя информация.

По степени стабильности:

• условно-постоянная (неизменная в течение длительного времени, многократно используемая для обработки);

• переменная (первичная информация за определенный пе­риод времени, изменяющаяся в зависимости от периодич­ности поступления).

По отношению к запросу:

• релевантная информация (соответствующая формулировке запроса);

• перманентная информация (соответствующая информаци­онной потребности лица, сформулировавшего запрос).

По уровню в системе управления:

• информация частных лиц;

• информация предприятий и организаций;

• информация министерств и ведомств;

• информация государственного уровня и т. д.

По периодичности возникновения:

• единовременная;

• ежедневная;

• еженедельная;

• декадная;

• ежемесячная;

• квартальная;

• полугодовая;

• годовая и т. д.

Экономические категории «информация» и «информацион­ные ресурсы» появились сравнительно недавно — в силу своей специфичности эти понятия ранее не рассматривались экономи­ческой наукой, несмотря на то, что информация всегда исполь­зовалась людьми для управления. Нынешний уровень развития общества, объемы и сложность используемой им информации вызвали необходимость создания информационной индустрии.

В настоящее время широкое распространение получило понятие «информационный ресурс».

Выделяют:

1) информационные ресурсы общества – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. В настоящее время не разработано конкретной методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них;

2) информационные ресурсы страны – это отдельные документы и отдельные масси­вы документов, документы и массивы документов в информационных сис­темах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Если речь идет об информационных ресурсах страны, региона, организации, то они должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам;

3) информационные ресурсы организации – это данные, информация, информационные системы организации, организованные таким образом, чтобы достигать цели функционирования организации максимально эффективно.

 

Разделить информационные ресурсы общества на определенные виды (категории) весьма сложно, но можно выделить несколько критериев, по которым можно проводить разбиение на виды.

Первый критерий – по форме представления, т.е. в каком виде зафиксирована или представлена информация: текстовая форма; графическая форма; мультимедиа и т.д.

Второй критерий – по ограничению доступа или защите, здесь можно выделить три вида информационных ресурсов: сведения, составляющие государственную тайну; персональные данные; сведения, составляющие коммерческую тайну.

Третий критерий – разбивка по тематике, самый сложный критерий, так как те или иные информационные ресурсы можно отнести к сразу нескольким видам. Количество видов огромно, например: законодательные ресурсы; статистические ресурсы; образовательные ресурсы; и т.д.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свой­ства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт — совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга — результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или органи­зации в использовании различных продуктов. Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информологией называют область на стыке физики, философии и информатики, изучающую информационные аспекты процессов взаимодействия материальных тел и понятия, использующиеся при описании информационных процессов.

Науку об информации, способах ее обработки, передачи и хранения называют информатикой.

 

В настоящее время выделяют несколько направлений информатики: теоретическую, техническую, социальную, биологическую и т.д.

Основные проблемы и направления исследований в области социальной информатики выделяют следующие:

1. Информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология, потребности общества в информационных ресурсах и степень их удовлетворения.

2. Информационный потенциал общества, его структура, динамика, закономерности формирования и эффективность использования.

3. Информационное общества как очередная исторически неизбежная ступень развития цивилизации, его закономерности и проблемы.

4. Личность и социумы в информационном обществе.

 

Информационная технология (ИТ) — система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

Целью любой информационной технологии является получение нужной информации требуемого качества на заданном носителе. Информационные технологии состоят из трех основных компонентов:

• комплекса технических средств — вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;

• системы программных средств — общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;

• системы организационно-методического обеспечения.

 

Основные задачи информационных технологий:

1. Позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

2. Позволяют оптимизировать и автоматизировать информационные процессы, занимающие все более значительное место в жизни общества.

3. Информационные процессы — важный неотъемлемый элемент сложных производственных или социальных изменений, информационные технологии часто выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий, при этом обычно они включают в себя наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий.

4. Информационные технологии крайне важны для обеспечения информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

5. ИТ занимают центральное место в развитии системы образования и культуры общества. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа-технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.

6. Информационные технологии играют ключевую роль в процессах получения и накопления новых знаний. Современные информационные технологии базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными.

7. Принципиально важным для современного этапа развития общества является тот факт, что использование и активное развитие ИТ может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.

Таким образом, информационные технологии предназначены для оптимизации процесса сбора, хранения и обработки информации, снижения трудоемкости использования информационных ресурсов, повышения обоснованности управленческих решений за счет интеграции и своевременного обновления информации, применения новых форм информационной поддержки любых видов деятельности.

 

Информационный менеджмент – это комплекс методов и средств, предназначенных для управления информацией на предприятиях, в организациях и других социально-экономических системах с целью обеспечения максимального доступа к информации и обеспечения оптимальной реализации всех бизнес-процессов, а также принятии оптимальных управленческих решений.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Замечания. Метод градиента (метод скорейшего спуска) | Технологии сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.