КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поверхностная закалка ТВЧ
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ВИДЫ ТЕРМИЧЕСКОГО И ТЕРМОХИМИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС Основными материалами для изготовления колес являются – стали.
По степени твердости (или технологии термообработки) зубчатые колеса подразделяются на 2 группы:
1. Колеса с твердостью ≤ НВ 350; В этом случае обработка колес, в том числе и чистовая, осуществляется после термообработки; ТО – нормализация, улучшение; → твердость по Бринеллю Стали: Сталь 40, 50; 45Г; 40ХН; Достоинство колес 1-й группы: - получение высокой точности без применения дорогостоящих отделочных операций (шлифовки, притирки и др.); - колеса хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению при динамических воздействиях; для обеспечения приработки рекомендуется твердость шестерни брать больше (min на 20…30 НВ) по сравнению с колесом; Применение: в условиях индивидуального и мелкосерийного производства, в мало- и средненагруженных передачах, а также в передачах с колесами больших размеров, термообработка которых затруднена;
2. Колеса с твердостью ≥ НВ 350; Обработка осуществляется в 2 этапа: 1. - нормализация → черновая обработка зубьев (нарезание); 2. - поверхностное упрочнение (размеры зубьев – меняются); чистовая обработка зубьев; Достоинства: - уменьшение размеров колес и габаритов передачи в целом; - позволяет увеличить допускаемые напряжения до двух раз, при этом нагрузочная способность передачи увеличивается до 4-х раз; - возрастает износостойкость и стойкость против заедания;
Объемная закалка + низкий отпуск (прокаливается и сердцевина детали) Твердость 40…55 HRC; Стали: Сталь 40, Сталь 45; Сталь 40ХН; Недостатки метода: - значительное коробление зубьев и необходимость отделочных операций; - снижение изгибной прочности (с возможностью хрупкого разрушения при ударных нагрузках); - ограничение по размерам колес, связанное со скоростью охлаждения При малой скорости охлаждения происходит мягкая закалка с пониженной твердостью;
Твердость 48…54 HRC; Стали: Сталь 40Х, 45; 40ХН; Метод хорошо себя зарекомендовал для относительно крупных зубьев (m ≥ 5)/ При мелких модулях возникает опасность сквозного прокаливания, с охрупчиванием и короблением зуба. При относительно тонком закаливании зуб искажается мало. Достигаемая точность – не выше 8-й. Требует специального оборудования (кондуктора – соленоида) и строгого соблюдения режимов обработки. При увеличении размеров колес стоимость ТВЧ – значительно возрастает.
Цементация (насыщение поверхностного слоя углеродом с применением различных технологий, с последующей закалкой) – процесс весьма длительный и дорогостоящий. Твердость 58…63 HRC; Стали: Сталь 15, 15Х, 18ХГ, 20; 20Х; 12ХН3А и др. Применение легированных сталей повышает прокаливаемость, а также обеспечивает повышенную прочность сердцевины, что предохраняет продавливание хрупкого поверхностного слоя в условиях перегрузок. Обеспечивает хорошее сочетание высокой контактной и изгибной прочности. Высокая твердость позволяет снижать габариты и массу колес. Требует применения отделочных операций, т.к. при закалке после цементации имеет место искажение формы зуба. Глубина цементированного слоя: составляет 0,1…0,15 от толщины зуба, не более 1,5…2,00 мм (hцем≤ 1,5…2,00 мм); Газовая цементация – основной процесс в массовом производстве; цементация в твердом карбюризаторе используется в мелкосерийном производстве. Закалка после цементации кроме упрочнения поверхностного слоя исправляет структуру перегрева, возникающую из-за многочасовой выдержки стали, при температуре цементации. Остаточные напряжения после процесса цементации, достигающие 400…500МПа, повышают предел выносливости детали.
Цианирование и нитроцементация (процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя стали углеродом и азотом в расплавленной цианистой соли – цианирование; в газовой среде - нитроцементация). Твердость 59…61 HRC; Стали: 25ХГМ, 25ХГТ и др. Толщина слоя при нитроцементации hнитроцем ≈ 0,3…0,8мм; По сравнению с газовой цементацией нитроцементация имеет следующие достоинства: - ниже температура процесса (меньше рост зерна); - выше износостойкость; - малое коробление (не требует отделочных операций); - отсутствуют ядовитые среды; - процесс более дешевый; При этом толщина упрочняемого слоя – меньше, необходим строгий контроль среды; Азотирование (процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя стали азотом); Твердость 60…65 HRC (до HV 12000 МПа); Стали: молибденовые стали 38ХМЮА, 38ХВФЮА, 38ХЮА и др. В легированных среднеуглеродистых сталях азот образует с алюминием, хромом, ванадием и др. дисперсные легированные нитриды, обеспечивающие высокую твердость упрочненного слоя. Малая толщина слоя hазот ≈ 0,1…0,6мм обуславливает высокую чувствительность зубьев к перегрузкам и динамическому воздействию (с хрупким отслоением слоя) и непригодными для работы в условиях абразивного изнашивания. Время операции азотирования: от 24 до 60 часов; Обладает малой степенью коробления, поэтому этот метод целесообразно применять в тех случаях, шлифование затруднено (например, для колес с внутренними зубьями). Для работы в отсутствии абразивного изнашивания применяется мягкое азотирование на глубину hазот ≈ 10…15 мкм (0,010…0,015 мм). Оно технологически проще, обеспечивает минимальное коробление, позволяет получать зубья 7-й степени точности без отделочных операций. Применяются улучшенные хромистые стали: 40Х, 40ХФ, 40Х2НМФ
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |