Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Василий Макарович Шукшин (1929-1974)

После армии хочет стать актёром, поступает сразу в два вуза. Стал учиться на актёра.

Первые рассказы – мастерски сделанные зарисовки о «простом человеке», показывает себя как балагур.

В конце 1960-х годов – в его прозе произошёл серьёзный переворот. Сложились разные типы героев. Критика выделила у Шукшина два типа героев:

1) «чудик»

2) «крепкий мужик»

 

Рассказ «Чудик» – «большой ребёнок», работает киномехаником, любит фильмы про шпионов. В отпуск едет к брату в город. Он теряет деньги. Чтобы понравиться жене брата, он расписывает народными узорами коляску, та не оценила – «не любит она народного творчества» => у Шукшина «чудик» – тип неподготовленный к жизни, к быту человека. Он всё воспринимает радостно и празднично. Он не дурак. Ничего не хочет в мире менять.

«Крепкий мужик» – абсолютная противоположность «чудику». Он абсолютно уверен, что жизнь требует вмешательств. Бригадир Шулыгин Николай Сергеевич. Что решил – обязательно сделает. Он завершает разрушение церкви, которое начали в 70-е годы. Противостояние «чудика» и «крепкого мужика» – грустное. Ни один, ни другой никакого серьёзного позитивного знания не несут.

У Шукшина нарастают горькие ноты, всё чаще появляется у него человек без корней.

1960-е годы – рост городов за счёт деревенских жителей. Стремительная маргинализация населения – новое социальное явление.

Рассказ «Профиль и анфас» – главный герой Иван в очередной раз собирается уехать из деревни. Выходит за калитку, садится со стариком. Тот спрашивает: «Чего тебе дома не сидится?» Тот отвечает: «Ну вот наелся я, а дальше то что». Материальные проблемы он решил, а дальше-то что. Обездуховленность человека, который оказался вне привычного бытового окружения.

Человек без корней оказался в окружении иной культуры. Отсутствие цели, нравственной мотивации лишает этого героя корней.

Об этом впервые заговорил ещё Распутин в повести «Последний срок». Сын понимает, что умирает всеми уважаемый, достойный человек, а не просто мать. «Жизнь теперь совсем другая». Но переменив жизнь, он оказался не готов к тем добавкам, которые потребует от него другая жизнь.

Герой Шукшина острейшим образом ощутил недостаток своей духовной укоренённости.

Повесть «Калина красная» – абсолютно трагическое звучание => Егор Прокудин сознательно три раза идёт на самоубийство.

Герой Шукшина не может жить, потому что он чувствует разлом важнейших онтологических понятий того мира, который его сформировал.

Прокудин очень остро чувствует свою вину перед жизнью, он поверил, что законом жизни является зло (сцена с Куделихой).

 

«Городская» тема в прозе 1960-70-х годов.

 

1. Андрей Битов и его герой.

2. «Московские повести» Юрия Трифонова.

 

Тема города в 60-е годы занимала важное место, так как:

– страна, освобождённая от колхоза, быстро стала становиться страной с городским населением;

– промышленность требовала рабочих рук;

– психологические причины – очень тяжёлая жизнь людей в колхозах.

 

У деревенских жителей появилась свобода выбора (Пелагея была прикована к деревне, а Алька уезжает в город). У Альки не складывается личная жизнь, но она не пропадает. Работает официанткой (как мать, желание быть поближе к хлебу). Мечта стать стюардессой. Расслоение в 60-е годы на городское и негородское население. Тема маленького человека была у Достоевского, Гоголя; «маленький человек», только в городе.

Эта тема дожила до ХХ века, пережила модернистские течения. В 60-е годы приходит в литературу как тема массовая, не вызывала большого интереса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эстрадная лирика | Андрей Битов (1937 года рождения)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.