Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостатки наблюдения




Достоинства наблюдения

1. Позволяет изучать предмет в его целостности;

2. Позволяет изучать предмет в его естественном функционировании;

3. Позволяет изучать предмет в его многогранных связях и проявлениях.

1. Не позволяет активно вмешиваться в изучаемых процесс, изменять его;

2. Не позволяет намеренно создавать определенные ситуации;

3. Не позволяет делать точные замеры.

4. Требует много времени.

5. Трудно дать количественную оценку результатам. Сложно сравнивать разных людей по наблюдению.

6. Крайний субъективизм результатов. Сам человек является измерительным инструментом.

Исследовательская беседа дает возможность ученому выяснить мнение и отношение как учащихся, так и педагогов к тем или иным педагогическим фактам и явлениям, что позволяет ему составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков

ребования к беседе:
- предварительная подготовка;
- умение вызвать собеседника на откровенность; с
- нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»;
- четкость вопросов, тактичность, доверительность.

Интервьюирование (интервью) – разновидность беседы, когда исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, а ответы при этом может открыто записывать.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрыты е, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полуоткрытые (полузакрытые) – даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные без указания автора ответов.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Тест (от англ. test – испытание, исследование) – стандартизированная процедура измерения. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Качество теста определяется его надежностью ( устойчивостью результатов), валидностью (соответствие теста целям диагностики ), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях; активное вмешательство в предмет исследования с заранее заданными исследовательскими целями.

Эксперимент может быть констатирующим, когда изучаются существующие педагогические факты, и формирующим (преобразующим, созидательным), когда на основе констатации и теоретического осмысления выделяются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их ценность. Требования к педагогическому эксперименту:
=не допускать риска для здоровья детей;
= не проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

При проведении педагогического эксперимента организуются как минимум две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности тех нововведений, которые включены в педагогический процесс.

Изучение документации и продуктов деятельности также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

К письменной документации относятся классные журналы, дневники учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы и др.

К методам педагогического исследования относится также метод обобщения независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя, классного руководителя, родителей, сверстников и т.д.

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в поведении личности, коллективную выработку способов преодоления обнаруженных недостатков.

Изучение и обобщение педагогического опыта также относят к методам педагогического исследования. Объектом изучения может быть массовый опыт – для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных ошибок и недостатков; передовой опыт для выявления и обобщения элементов нового, эффективного в деятельности педагогов.

Критерии передового опыта:
= результативность и эффективность: высокий уровень обученности, воспитанности и развития детей;
=стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования;
=воспроизводимость опыта: возможность повторения другими педагогами с таким же результатом;
=оптимальность опыта: достижение высоких результатов при минимальной затрате сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимости отказа от решения каких-то других не менее важных педагогических задач.

Выделяют два вида передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики. Новаторство это собственные методические находки, новое содержание.

В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, позволяющий установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому его называют также методом структурного анализа коллектива.

Структура педагогического исследования включает ряд этапов.

1ЭТАП. Знакомство с проблемой исследования.

*обоснование актуальност и исследования. При выборе темы следует иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.

*определение проблемы, которая выбирается для специального изучения. Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки или конкретными исследованиями.

* конкретизация темы исследования. Тема – это лаконичная формулировка проблемы исследования. Сформулировать тему не просто. Ее следует так обозначить, чтобы в ней нашло отражение движение от достигнутого наукой к новому, неизвестному.

* цель исследования. Цель – это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цели могут быть разными: выявить зависимости, существующими между факторами; определить связи между явлениями; разработать условия для устранения недостатков; раскрыть возможности усовершенствования процесса и т.д.

*выбор объекта исследования. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Им может быть педагогический процесс, область педагогической деятельности или какое либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объект – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования. Это часть, сторона объекта, которая подлежит непосредственному изучению. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании.

Задачи исследования. Они конкретизируют цель исследования, дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

2 ЭТАП. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.

В современных педагогических исследованиях реализуются различные подходы:

-системный – раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений;

- личностный - отношение к воспитаннику как к личности, как к субъекту собственного развития и как субъекту воспитательного взаимодействия.

-сущностный - выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.