Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Человек как предмет научного изучения

§ 1. Понятие «человек» и его интерпретация

§ 2. Антропологический принцип в современном познании

Глава 2. Педагогическая антропология и история ее становления

§ 1. Педагогическая антропология как методология педагогики

§ 2. История развития педагогической антропологии

Развитие педагогической антропологии за рубежом

Развитие антрополого-педагогических идей в России XIX в

Гуманизация педагогики и развитие идей педагогической антропологии в России XX в

§ 3. Отечественная педология в истории педагогической антропологии

Глава 3. Антропологическое понимание культуры

§ 1. Культура -- среда, созданная человеком и формирующая человека

§ 2, Культура и образование

§ 3. Культура -- образование -- человек

Глава 4. Индивид, индивидуальность, личность

§ 1. Личность и развитие человеческой индивидуальности

§ 2. Я-концецция в структуре личности

§ 3. Теории развития личности

Глава 5. Возрастная педагогика

§ 1. Возрастная периодизация

§ 2. Категория детства и его проблемы в современном мире

§ 3. Психология и педагогика ребенка от рождения до школы

§ 4. Психология и педагогика младшего школьника

§ 5. Психология и педагогика подросткового возраста

§ 6. Психология и педагогика ранней юности

§ 7. Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Глава 6. Антропологические модели и технологии образования

§ 1. Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия

§ 2. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

§ 3. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии

Антропоориентированные педагогические установки

Зарубежные модели антропоориентированных образовательных учреждений

Антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России

Антропологические и андрагогические основы обучения взрослых

Пространство образовательного учреждения в гуманизации педагогического процесса

Словарь

1.ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ по разделу «Педагогическая антрополотия».

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время.

Ф.М.Достоевский

Учебный курс «Педагогическая антрополотия» находится в стадии становления и развития. Государственный образовательный стандарт определил основные аспекты этого курса, но их раскрытие немногочисленными пока авторами пособий по педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, И.А. Бирич, В.Б. Куликов, В.И. Максакова, Л.К. Рахлевская, Ю.И. Салов, Ю.С. Тюнников) осуществляется исходя из собственных представлений и понимания. В данном пособии дается еще один из возможных подходов к разработке подобного курса.

Б.М. Бим-Бад целью данного курса считает иеторическое и теоретическое введение обучающихся в современную научную дискуссию о человеке, раскрытие проблем и методов этой науки, снабжение содер-жательным материалом для развития профессиональноrо мышления будугцих педагогов (Преподавание педагогической антропологии в высшей школе // Психолого-педагогическая подготовка специалистов: Тезисы докл. на конф. М., 2001. С. 3).

Л.К. Рахлевская придерживается мнения, что курс психолого-педагогическо.й антропологии «сумеет повернуть направление в изучении человековедения от привычных способов философствования, от сухой теоретической рассудочности к экзистенциаэтьным, гуманитарно-ценностным проблемам жизненного мира человека, с тем чтобы облегчить ему выработку духовной ориентации в поисках смысла жизни и своего назначения», и предлагает ввести в педагогических вузах целый комплекс антропологических наук с первого года обучения (Ракпевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования (история, теория, В.И. Максакова рассматривает необходимость изучения педагогической антропологии в широком аспекте перестройки самойпарадигмы высшего образования, обращенности специа.листа на собственную человеческую сущность и умение относиться к другим людям и к себе как к целостному человеку, а не только как к исполнителю лрофессиональных функций.

В своеобразной и интересной книге Й.А. Бирич «Философская ан-тропология и образование (на путях к новому педагогическому созна-нию)» автор в обращении к читателям пишет: «Наша глобальная не - любовь к детям обернулась небывалыми размерами гуманитарной катастрофы в мире. Вот почему проблемы образования и гуманной педагогики вырастают сегбдня до масштабов спасения жизни на планете» (М., 2003. С. 14). Столь же значимо определены цели и задачи психолого-педагогической антропологии В.Б. Куликовым, Ю.И. Саловым и Ю.С. Тюнниковым,

Целью курса педагогичёской антропологии, на наш взгляд, действитёльно выступает гуманизация педагогического сознания, так как весь курс направлен на раскрытие и осмысление именно антропологически ориентированной интерпретации того, что студент изучал до этой дисциплины. В силу междисциплинарного характера данного учебного предмета, в основе базовых положёний которого лежат положения и выводы таких отраслей научного знания, как философия, культурология, история, антропология, ггсихологин, этнология, социология, юриспруденция, физиология, общая и возрастная педагогика и др., его следует читать на старших курсах. Он систематизирует, обобщает, гуманизирует всю систему ранее приобретенных знаний у будущего специалиста, которому придется работать в системе «человек - человек». Такой широкий охват областейчеловекознания объясняется не стремлением «объять необъятное», а желанием все ранее изученное соединить в некоторое единство знаний о человеке и специфике его воспитания и обучения, исходя из сущностных основ его природы и назначения в этом мире.

Станет ли педагогическая антропология таким методологически значимым учебным предметом в профессиональном становлении специалистов гуманитарной сферы, покажет время, но попытка «очеловечить» сознание Специалиста, сформиройать у него установку на неловека как на высочайщую ценность, показать возможность и необходимость построения образовательных систем во имя человека и для человека является плодотворной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессия социального работника | Понятие «человек» и его интерпретация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.