КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика внимания
Психологические особенности младших школьников Внимание — сквозной психический процесс, пронизывающий все интеллектуальные функции и обеспечивающий успешность интеллектуальной деятельности. «Внимание — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач» [19, с. 74-75]. Па развитие внимания оказывают влияние физиологические факторы. Известно, что в основе нейрофизиологических механизмов внимания лежит сложное взаимодействие ряда нервных центров — подкорковых и высших корковых. Произвольное управление поведением вообще и внимания в частности становится возможным в результате регулирующей, управляющей деятельности высших корковых центров. Последняя достигается постепенно, подвергаясь различным преобразованиям в течение всего школьного детства. Каковы же возрастные особенности внимания младшего школьника [1, 9,1 9,2 1,2 7,2 8, 36, 37, 52, 53, 55, 57, 64,6 7]? 1. Одна из особенностей — сравнительная слабость произвольного внимания, возможности управления им в младшем школьном возрасте ограниченные. Несовершенство тормозных механизмов, являющихся основой регулирующего влияния высших корковых центров на низшие подкорковые, собственная незрелость высших центров приводят к тому, что дети дошкольники и младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью. Они с трудом могут подолгу сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. 2. Так же одной из особенностей произвольного внимания младшего школьника является отсутствие узкой специализированности, нацеленности на необходимый для решения задачи аспект [28]. Старательный младший школьник, слушая учителя, стремится с равным успехом вобрать в себя все, что тот излагает, — и главное, и второстепенное. Таким образом, возрастное своеобразие нейрофизиологических механизмов внимания существует и накладывает определенный отпечаток на проявление и функционирование произвольного внимания. 3. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, — неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные моменты только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями. 4. К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость. Дети особенно в начале обучения — 1-2 классы — еще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. Их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложениях. 5. Для большинства первоклассников характерна единая динамика устойчивости внимания в течение дня. Начиная работу с высокого исходного уровня, они демонстрируют тенденцию к спаду внимания уже после 1-го урока. Таким образом, устойчивость внимания первоклассников хватает на 40 - 45 минут первого урока. При обучении во втором классе динамика внимания в течение дня выглядит по-другому. У большинства из детей пик активности приходится на 2 - 3 уроки. Такая же динамика и у учеников в третьем классе. Такова основная возрастная тенденция в динамике внимания младшего школьника. На этом фоне имеются и некоторые индивидуальные различия. Есть школьники, у которых наиболее устойчивое продуктивное внимание проявляется в ранние часы. Это «жаворонки». У других — наоборот, это «совы». 4. В младшем школьном возрасте недостаточно развито такое свойство внимания как распределение. Распределение внимания предполагает наличие в процессе работы не одного, а, по крайней мере, двух фокусов сосредоточения, существующих, одновременно. Эффективное распределение внимания играет большую роль в учебной деятельности. Учащимся приходится одновременно выполнять различные по характеру действия: слушать учителя и письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения, контролировать, насколько правильно они поняли объяснение и отразили это в тетради. Очевидно, что параллельное выполнение различных действий требует хорошо тренированного распределения внимания при соблюдении высокой точности всех выполняемых операций. Младшие школьники испытывают чрезвычайные трудности в выполнении такого рода действий. Лишь постепенно, к 3 - 4 классу у детей вырабатываются эти умения. 5. В процессе школьного обучения складываются и совершенствуются свойства переключения внимания. Известно, что первоклассники, особенно в начале обучения, как только заговорит учитель, или прекращают работу, или же не понимают ни одного слова из того, что он говорит, так как их внимание всецело направленно на выполняемое задание. 6. Одной из особенностей детей данного возраста является низкая концентрация внимания. Учащиеся младшего школьного возраста могут долго сосредотачивать свое внимание на объекте лишь тогда, когда этот объект интересен для него. Так, слушая яркий, эмоциональный рассказ учителя, дети могут не заметить звонка. Однако продолжительность таких состояний невелика. Способность к высокой степени сосредоточения внимания в результате волевого усилия наиболее интенсивно развивается в подростковом возрасте. 7. В целом, младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех свойств внимания. Особенно резко увеличивается объем внимания (в 2,5 раза), повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения внимания. К 9 - 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Психологу постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста. Наиболее часто такую характеристику получают дети 6-7 лет, то есть первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем. Плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процесс внимания, начальным этапом в овладении навыками организации учебной деятельности и прочими причинами, связанными с пе- риодом адаптации к новым условиям школы. Невнимательность младших школьников — одна из распространенных причин сниженной успеваемости. Ошибки по «невниманию» в письменных работах и во время чтения — самые обидные для детей. К тому же, они являются предметом для упреков и недовольства со стороны учителей и родителей. Таким образом, нарушение различных характеристик внимания обуславливает и различные трудности в учебе. Как правило, успеваемость лучше у детей внимательных. Специальные исследования показали, что у детей внимательных более высокие значения всех психологических характеристик: у них лучше память, выше способности, они более дисциплинированны на уроках. При этом различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой объем внимания занимает ведущее место, мри усвоении русского языка особое значение имеет распределение внимания и его объем, а обучение чтению связанно с устойчивостью внимания. Однако относительно слабое развитие свойств внимания не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, то есть навыку своевременного, адекватного и эффективного применения свойств внимания в процессе выполнения различной деятельности. И при объективно слабых свойствах внимания ученик может неплохо им владеть. Однако в этих случаях управление вниманием сводится главным образом к постоянно возобновляемым усилиям поддерживать свое рассеивающееся внимание на должном уровне, а также к более или менее успешному самоконтролю. Иной по своей сущности должна быть организованность внимания учащихся с хорошо развитыми его свойствами. Главное, что отличает таких учеников — это умение приспосабливать свое внимания к специфике выполняемой задачи, гибко оперируя отдельными его свойствами. Их равно высо- кое развитие позволяет активизировать то или иное свойство в зависимости от конкретных особенностей ситуации.
Раздел 4. Семейная педагогика Семейная педагогика - отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, то есть по тому социальному институту - семье, который занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения. Это наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.
Становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. Определены объект и предмет семейной педагогики. Объектом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет семейной педагогики - сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка. Семейное воспитание и семейная педагогика В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают. Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре - последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к психологу, как правило, по поводу возникшей "вчера", "неделю назад" тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай. Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности в друг друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром - проблема их общения и отношений. В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово "контакт" в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Однако, как предусмотрительно заметил Л. Н. Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Типичные варианты отношений включают несколько вариантов. Вариант А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Чем же характеризуются такие отношения? Прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Умением родителей чутко понять мир ребенка, его возрастные запросы. Вариант Б. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними. Это менее полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены. Наметилась едва ощутимая "трещинка" в душевных связях между родителями и детьми. Фактические данные дают основание обозначить три наиболее частых причины этой "трещинки". Некоторые (пока еще именно некоторые) расхождения между характером требований и личным поведением ("А вы сами всегда так поступаете?"). Немного тревожно уже то, что появился повод-сомнение для такого вопроса. Недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью. Подчас родители психологически не "поспевают" за динамизмом развития детей. "Отстающие" родители встречаются не реже, чем отстающие ученики. Вариант В. Скорее родители стараются вникать в интересы и заботы детей, чем дети делятся с ними. Эта стадия отношений наиболее противоречивая и, на первый взгляд, странная. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых искренних чувств любви и внимания. Дети это понимают. Но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Вариант Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей. Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями. Вариант Д. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям жестокий физический или моральный вред. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, они стараются объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям. Вариант Ж. Скорее правы дети. Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Что же - вопреки этому - влечет за собой обоюдные огорчения? Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на нарушение, на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется отсутствием общей культуры. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями - многолетней детской обидой, способной бросать тень на отношения детей и родителей, вызывать их разобщенность. Вариант 3. Конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии "глухой обороны" сначала в эпизодические "контрнаступления", а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в наступление по всему "фронту отношений": это "холодная война" повседневных нервозных стычек. Вариант И. Кого ты больше любишь? В немалом числе семей у родителей нет необходимости единства действий в воспитании детей. Это касается самых различных сторон отношений с детьми: интереса к их жизни; содержания требований и тона их выражения; содержания общения и опять-таки его тона; выражения чувств; характера поощрений и наказаний. Это ведь неправда, что все родители одинаково, поровну любят своих детей. И с детьми отношения могут складываться по-разному. Когда отношения у отца и матери к детям складываются по-разному, колебания в сути и характере отношений могут быть самыми различными: от потребности в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим. Какую-либо зависимость тут проследить трудно. Вариант К. Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии. Педагогическая несостоятельность родителей. Жестокие, варварские методы "воспитания", в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Сотворение в семье кумира - обычно единственного ребенка - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |