КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Графика как вид изобразительного искусства. Основные выразительные средства графики
Графика – искусство, в основе которого контраст тоновых отношений, цвет в графике может включаться в композицию, но не является главным. Основными выразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия –это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные. Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью. Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в формировании пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох. Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.). Наиболее отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.Л.Фаворского, «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности. Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и оперировать цветовым богатством, доступным только одной живописи. И все же искусство графики использует цвет и решает проблемы цветовых отношений в своих произведениях. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике условны, символичны. В графике цвет используется как ассоциативный символ, как ключ к более богатой трактовке черного, белого и серого. Кроме того, при работе с основным в графике черным цветом на белой бумаге различают множество оттенков черного – от самых теплых до холодных. Бумага также никогда не бывает абсолютно белой и однородной по фактуре, практически всегда имеет лёгкий цветовой оттенок. График подбирает, в каждом отдельном случае, цвет и фактуру бумаги, используя ее отличительные качества в своих целях. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значимым, возлагая на себя роль цветового идентификатора, цветовой ассоциации произведения. При участии двух-трех цветов (редко больше) в графическом произведении актуализируется проблема меры, силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, проблема взаимодействия соседних цветов, возможных наложений их друг на друга в случае печати одного графического листа с нескольких матриц, печатных форм. Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено задачами графики как искусства и как вида деятельности, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении. Характерным признаком графического искусства является его связь с процессами печати, также то, что главным материалом для создания и тиражирования графических произведений является бумага. Печатная форма, с которой производится печать, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений. Следовательно, важнейшим качеством искусства графики является массовость. Кроме того ясность и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства. В заключение необходимо отметить, что рисунок, несомненно, является фундаментом графики и частью ее. Многоликость и многозначность рисунка бесконечна. Учебный рисунок - необходимый этап в подготовке художника-графика к общению с искусством глобальным, иносказательным, ассоциативным – искусством графики. Итак, основные особенности искусства графики сводятся к следующему: - графика – такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок; главными выразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура, светотень; - цвет в графике применяется более ограниченно и условно, - изобразительный язык графики отличается лаконичностью в применении художественных средств; - основным материалом, на котором исполняются и тиражируются произведения графики, является бумага; - значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с возможностью тиражирования произведений; - создание произведений в графике требует относительно меньшего времени, чем в других изобразительных искусствах; - относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения – самым массовым видом изобразительного искусства.
Современное графическое искусство можно условно разделить на три основные группы (виды): станковая графика, книжная графика, прикладная графика. Отдельной группой можно считать компьютерную графику. Современный человек каждый день сталкивается с видами графики: - это дорожные знаки и указатели, плакаты и афиши, книги и этикетки, упаковка товаров и реклама, газеты и журналы. Появление компьютера только упрочило позиции и значение графического мышления. Используя компьютер, как инструмент, художники создают графику любого назначения. Компьютерная графика, обладая уникальными возможностями, способна решать задачи, любого уровня сложности. Созданные художниками персонажи переплетаются в современном кино с игрой актеров настолько искусно, что мы уже иногда не видим границу, а только лишь догадываемся о ней.
Вопросы для контроля знаний.
1. Что есть искусство графики? 2. Отличительные черты графики от других видов изобразительных искусств. 3. Графика как учебный предмет - цели и задачи. 4. Графика как вид изобразительного искусства. 5. Историческое развитие искусства графики. 6. Основные выразительные средства графики. 7. Цвет в графике.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 30607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |