Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость налогов




Вопрос. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

В современной Германии в земле Северная Рейн-Вестфалия нахо­дится небольшой город Зигбург. В этом городе есть одна любопытная и редкая достопримечательность - музей истории налогообложения, своеобразная коллекция документов и фактов, рассказывающих о вос­хождении людей на вершины цивилизации с налоговым бременем на пле­чах. Что только не служило в прошлом объектами обложения налогами. Общественные туалеты и бороды, женская косметика и драгоценности, балконы, окна и экипажи. Порой специфи­ческие налоги следовало платить за определенные дейс­твия или отсутствие таковых. Например, в эпоху мрачного средневековья су­ществовал и довольно необычный "налог на убийство", который в ка­честве штрафной санкции должен был уплачивать ландфогт, если в границах его земельных угодий свершилось нераскрытое за шесть ме­сяцев хотя бы одно убийство.

Средневековый философ и теолог (богослов) Фома Аквинский определил налог как «дозволенную форму» грабежа, не отрицая, правда, существование «грабежа без греха», когда собранные платежи употребляются на «всеобщее благо».

Налоги исторически являются основным методом формирования доходов бюджета любого государства. С точки зрения формирования бюджетов налоги - являются необходимым экономическим инструментом, при помощи которого государство мобилизует ресурсы необходимые для решения возложенных на него задач.

Дефицит государственного бюджета стал характерной приметой развития многих стран на протяжении всего нынешнего столетия. Сно­ва и снова экономисты отправляются на поиски не фантастического «философского камня», способного превращать все металлы в золото и быть универсальным лечебным средством, а сокровенных секретов ме­ханизмов налогообложения. Далеко не случайно «налоговые дис­куссии» занимают в настоящее время заметное место в политической и экономической жизни, в парламентских дебатах как за рубежом, так и в нашей стране.

Налоги - основная форма доходов государства в современном цивилизованном обществе. Это характерно и для России. Доля налоговых доходов в общей массе доходов консолидированного бюджета России стабильно превышает 90% (по оценке исполнения бюджетов она составит в 2003г. – 90,6; 2004г. – 90,4)[2].

С какого же времени существуют налоги, как и где они возник­ли? Эти вопросы уводят нас в глубь веков, во мрак истории. Пос­кольку налоги пришли к нам из далекого прошлого, они как бы «были всегда», по крайней мере, в исторически обозримом времени. Правда, их формы и обозначения различались в такой степени, что часто трудно решить, идет ли речь о налоге, аренде, участии в доходе или же просто о дани, штрафе или вымогательстве. Когда возник налог или то, что сегодня под этим понимается, "госу­дарства" в современном смысле слова еще не было. Существовали истори­чески предшествующие и ранние формы государственной организации, например, у германских народов - патриархально организованные объ­единения племен, в греческом мире и на Апеннинском полуострове - управлявшиеся олигархиями города - государства и, наконец, базиро­вавшиеся на теократии династии в Египте и Передней Азии. Следова­тельно, в отношении ранних стадий общественного развития совсем непросто говорить о государстве, тем более о налоге или едином процессе развития налогообложения. В лучшем случае можно высказы­ваться лишь о некоторых типичных формах сборов, приношений или ус­луг, которые оказывались или должны были оказываться общине, влас­тителю или богу. Одной из таких архаичных начальных форм налогооб­ложения было жертвоприношение. Теоретически принесение жертвы ба­зируется на доброй воле, но всем известно, как быстро заканчивает­ся добровольное начало, становясь принуждением, неписанным зако­ном, когда жертва ожидается, то есть отказ от нее будет кем-то плохо воспринят или даже вызовет гнев богов. Один из из­вестнейших исследователей в области налогообложения Вильгельм Гер­лоф, скончавшийся в 1953 году, писал: "... приношение стало выпла­той или сбором"[3] В классической Греции, когда уже существовали города-государства с демократическими конституциями, равно как и в республиканском Риме, жертвоприношения для храмов и богов были, несомненно, наиболее важными, если вообще не единственным прямым сбором с граждан. В своем большинстве храмы были богатыми и распо­лагали значительными доходами и состоянием, совсем также как мо­настыри полторы тысячи лет спустя, существовавшие в основном за счет сборов. И сегодня каждый волен решать по своему, что же такое так называемый церковный налог: членский взнос, регулярная жертва или налог, ибо никто не обязан платить этот налог, если только он решится выйти из церкви своего вероучения.

Итак, в классическом древнем мире, в Риме или Афинах, Спарте или Фивах, прямые налоги, за исключением, пожалуй, тяжелых времен, взимались лишь в редких случаях.

Иначе обстояло дело с пошлинами и прочими косвенными сборами, которые взимались с торговцев и купцов с входивших в порты судов, у городских ворот и на рынках в расчете на ввозимые, складируемые и предлагаемые к продаже товары. Эти косвенные налоги, иначе гово­ря, налоги, взимавшиеся с товаров и услуг и не ложившиеся в первую очередь на лиц, непосредственно их уплачивавших, во многих культурах являлись древнейшими сборами.

Разделение на прямые и косвенные налоги имеет принципиальное значение. Подробно классификация налогов будет изучена позднее. В случае с прямыми налогами речь идет о том, чтобы конкретно опреде­лить способность лиц осуществлять налоговые платежи, т.е. напрямую обложить налогом лицо, предприятие, организацию. С косвенными на­логами дело обстоит иначе. Здесь пытаются достичь той же цели кос­венными путями и более тонким способом, а именно: обложить товары налогами, которые будут взиматься с тех лиц, которые считаются способными нести налоговое бремя, поскольку они в состоянии приоб­рести эти товары.

Постепенно окрепло и расширилось государство, распространило систему государственного управления с отдельных областей на всю страну, начало осуществлять свое вмешательство в экономику и дея­тельность транспорта, в строительство, культуру, образование и, наконец, в сферу поступления доходов, а также образования собс­твенности и имущества. Для всего этого были необходимы все новые и новые учреждения, органы, институты, для функционирования которых требовалось больше средств и, следовательно, больше налогов.

Дать государству средства, позволяющие ему предоставить граж­данам то, что они ожидают: хорошо развитую сеть дорог, безукориз­ненную систему управления, широкую совокупность нормально действу­ющих правовых норм, социальное обеспечение и государственное попе­чение, школы, больницы и многое другое, может только достаточное благосостояние самих граждан этого государства. Только всеобщее благосостояние могло привести к формированию представления о том, что в нормальных условиях любой человек должен располагать значи­тельными доходами, которые станут важнейшим налоговым источником. При этом становится очевидным, что как способность субъекта пла­тить налоги, так и налоговая система, то есть эффективность и виды налогов страны, теснейшим образом связаны с уровнем ее экономичес­кого развития.

Таким образом, без налогов государство существовать не может, т.к. для функционирования государственных институтов требуются значительные средства. Неналоговые методы мобилизации доходов обеспечивают не более 10% от общих поступлений в бюджетные системы государств.

Налоги, как форма изъятия части доходов хо­зяйствую­щих субъектов и населения в пользу государс­тва, объективно необходимы. Государству соби­раемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения са­мого общества. «Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для госу­дарства», - отмечал один из основоположников российской финансовой науки Н.И.Тургенев в книге «Опыт теории налогов» (1818 г.).

Таким образом история возникновения и развития налогов приводит нас к выводу о том, что необходимость налогов связана с возникновением и развитием государства. По мере расширения и усложнения функций государства изменяются и совершенствуются налоги




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.