КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необходимость налогов
Вопрос. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ В современной Германии в земле Северная Рейн-Вестфалия находится небольшой город Зигбург. В этом городе есть одна любопытная и редкая достопримечательность - музей истории налогообложения, своеобразная коллекция документов и фактов, рассказывающих о восхождении людей на вершины цивилизации с налоговым бременем на плечах. Что только не служило в прошлом объектами обложения налогами. Общественные туалеты и бороды, женская косметика и драгоценности, балконы, окна и экипажи. Порой специфические налоги следовало платить за определенные действия или отсутствие таковых. Например, в эпоху мрачного средневековья существовал и довольно необычный "налог на убийство", который в качестве штрафной санкции должен был уплачивать ландфогт, если в границах его земельных угодий свершилось нераскрытое за шесть месяцев хотя бы одно убийство. Средневековый философ и теолог (богослов) Фома Аквинский определил налог как «дозволенную форму» грабежа, не отрицая, правда, существование «грабежа без греха», когда собранные платежи употребляются на «всеобщее благо». Налоги исторически являются основным методом формирования доходов бюджета любого государства. С точки зрения формирования бюджетов налоги - являются необходимым экономическим инструментом, при помощи которого государство мобилизует ресурсы необходимые для решения возложенных на него задач. Дефицит государственного бюджета стал характерной приметой развития многих стран на протяжении всего нынешнего столетия. Снова и снова экономисты отправляются на поиски не фантастического «философского камня», способного превращать все металлы в золото и быть универсальным лечебным средством, а сокровенных секретов механизмов налогообложения. Далеко не случайно «налоговые дискуссии» занимают в настоящее время заметное место в политической и экономической жизни, в парламентских дебатах как за рубежом, так и в нашей стране. Налоги - основная форма доходов государства в современном цивилизованном обществе. Это характерно и для России. Доля налоговых доходов в общей массе доходов консолидированного бюджета России стабильно превышает 90% (по оценке исполнения бюджетов она составит в 2003г. – 90,6; 2004г. – 90,4)[2]. С какого же времени существуют налоги, как и где они возникли? Эти вопросы уводят нас в глубь веков, во мрак истории. Поскольку налоги пришли к нам из далекого прошлого, они как бы «были всегда», по крайней мере, в исторически обозримом времени. Правда, их формы и обозначения различались в такой степени, что часто трудно решить, идет ли речь о налоге, аренде, участии в доходе или же просто о дани, штрафе или вымогательстве. Когда возник налог или то, что сегодня под этим понимается, "государства" в современном смысле слова еще не было. Существовали исторически предшествующие и ранние формы государственной организации, например, у германских народов - патриархально организованные объединения племен, в греческом мире и на Апеннинском полуострове - управлявшиеся олигархиями города - государства и, наконец, базировавшиеся на теократии династии в Египте и Передней Азии. Следовательно, в отношении ранних стадий общественного развития совсем непросто говорить о государстве, тем более о налоге или едином процессе развития налогообложения. В лучшем случае можно высказываться лишь о некоторых типичных формах сборов, приношений или услуг, которые оказывались или должны были оказываться общине, властителю или богу. Одной из таких архаичных начальных форм налогообложения было жертвоприношение. Теоретически принесение жертвы базируется на доброй воле, но всем известно, как быстро заканчивается добровольное начало, становясь принуждением, неписанным законом, когда жертва ожидается, то есть отказ от нее будет кем-то плохо воспринят или даже вызовет гнев богов. Один из известнейших исследователей в области налогообложения Вильгельм Герлоф, скончавшийся в 1953 году, писал: "... приношение стало выплатой или сбором"[3] В классической Греции, когда уже существовали города-государства с демократическими конституциями, равно как и в республиканском Риме, жертвоприношения для храмов и богов были, несомненно, наиболее важными, если вообще не единственным прямым сбором с граждан. В своем большинстве храмы были богатыми и располагали значительными доходами и состоянием, совсем также как монастыри полторы тысячи лет спустя, существовавшие в основном за счет сборов. И сегодня каждый волен решать по своему, что же такое так называемый церковный налог: членский взнос, регулярная жертва или налог, ибо никто не обязан платить этот налог, если только он решится выйти из церкви своего вероучения. Итак, в классическом древнем мире, в Риме или Афинах, Спарте или Фивах, прямые налоги, за исключением, пожалуй, тяжелых времен, взимались лишь в редких случаях. Иначе обстояло дело с пошлинами и прочими косвенными сборами, которые взимались с торговцев и купцов с входивших в порты судов, у городских ворот и на рынках в расчете на ввозимые, складируемые и предлагаемые к продаже товары. Эти косвенные налоги, иначе говоря, налоги, взимавшиеся с товаров и услуг и не ложившиеся в первую очередь на лиц, непосредственно их уплачивавших, во многих культурах являлись древнейшими сборами. Разделение на прямые и косвенные налоги имеет принципиальное значение. Подробно классификация налогов будет изучена позднее. В случае с прямыми налогами речь идет о том, чтобы конкретно определить способность лиц осуществлять налоговые платежи, т.е. напрямую обложить налогом лицо, предприятие, организацию. С косвенными налогами дело обстоит иначе. Здесь пытаются достичь той же цели косвенными путями и более тонким способом, а именно: обложить товары налогами, которые будут взиматься с тех лиц, которые считаются способными нести налоговое бремя, поскольку они в состоянии приобрести эти товары. Постепенно окрепло и расширилось государство, распространило систему государственного управления с отдельных областей на всю страну, начало осуществлять свое вмешательство в экономику и деятельность транспорта, в строительство, культуру, образование и, наконец, в сферу поступления доходов, а также образования собственности и имущества. Для всего этого были необходимы все новые и новые учреждения, органы, институты, для функционирования которых требовалось больше средств и, следовательно, больше налогов. Дать государству средства, позволяющие ему предоставить гражданам то, что они ожидают: хорошо развитую сеть дорог, безукоризненную систему управления, широкую совокупность нормально действующих правовых норм, социальное обеспечение и государственное попечение, школы, больницы и многое другое, может только достаточное благосостояние самих граждан этого государства. Только всеобщее благосостояние могло привести к формированию представления о том, что в нормальных условиях любой человек должен располагать значительными доходами, которые станут важнейшим налоговым источником. При этом становится очевидным, что как способность субъекта платить налоги, так и налоговая система, то есть эффективность и виды налогов страны, теснейшим образом связаны с уровнем ее экономического развития. Таким образом, без налогов государство существовать не может, т.к. для функционирования государственных институтов требуются значительные средства. Неналоговые методы мобилизации доходов обеспечивают не более 10% от общих поступлений в бюджетные системы государств. Налоги, как форма изъятия части доходов хозяйствующих субъектов и населения в пользу государства, объективно необходимы. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. «Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства», - отмечал один из основоположников российской финансовой науки Н.И.Тургенев в книге «Опыт теории налогов» (1818 г.). Таким образом история возникновения и развития налогов приводит нас к выводу о том, что необходимость налогов связана с возникновением и развитием государства. По мере расширения и усложнения функций государства изменяются и совершенствуются налоги
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |