Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество УР




Лекция 7. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УР

Качество УР — интегрированный показатель, включающий качество продукции, технологии, эконо­мики, организации производства, профессионализма и культуры управленческих решений.

Достижение необходимого качества продукции свя­зано с постоянным процессом по ее совершенствованию, который называется управлением качеством. Это управ­ление имеет три варианта реализации.

Системный подход (А) предусматривает первостепен­ное внимание общему качеству управленческой деятель­ности и затем — качеству технологии производства. Ком­плексный подход (Б) основан на приоритете качества тех элементов производства и управления, которые непосред­ственно влияют на качество продукции. Локальный под­ход (В) основное внимание уделяет технологии произ­водства. Вариант В самый распространенный и методи­чески хорошо разработан. Вариант Б только внедряется, и для него существует набор стандартов как на техноло­гии производства, так и на систему управления качеством продукции (например, ИСО 9000). Вариант А — это пер­спектива развития компании.

Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установлен­ные или предполагаемые потребности. Качество иногда интерпретируется как «пригодность к действию». Его оце­нивают по функциональной пригодности, эксплуатаци­онным характеристикам, степени безопасности и надеж­ности и т.д.

Качество управленческой деятельности (УД) — это сте­пень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. Общее качество УД является интегральным (суммарным) итогом достижения качества в двух группах деятельности: основной и фоновой.

Основная группа: технологическая, организационная, экономическая, социальная, правовая, экологическая дея­тельность.

Фоновая группа: этическая, психологическая, поли­тическая и партийная деятельность.

Качество технологической деятельности — это обеспе­чение технологической готовности компании к выпуску продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме и конкурентоспособности. Качество оце­нивается по достижению показателей мирового или на­ционального уровня.

Качество организационной деятельности — это совер­шенствование и развитие регламентирования труда в организации. Эта регламентация может осуществляться на базе общепринятых должностных инструкций, поло­жений об отделах и службах, уставных документов ком­пании и др. 3 основных подхода профессиональной рег­ламентации:

— создание специальной централизованной структу­ры в компании по регламентации труда (например, отдел труда, отдел по регламентации труда, отдел развития);

— формирование децентрализованных структур ПО главным направлениям деятельности (например, ПО тех­нологической, экономической и др.);

— приглашение на договорной основе специализи­рованных консультационных или аудиторских фирм.

Качество экономической деятельности — это совокуп­ность используемых методов анализа и синтеза экономи­ческих процессов (экономические модели, теория рисков, исследование операций и др.). Применяются сертифици­рованные методы экономического анализа и синтеза.

Качество социальной деятельности — это соблюдение социальных норм. Социальные нормы — набор требова­ний к условиям жизнедеятельности человека и социаль­ных групп. Большинство норм приведено в Трудовом кодексе РФ в разд. 2 «Социальное партнерство в сфере труда». Такие нормы имеют количественные или качест­венные характеристики. Они касаются соблюдения прав человека, социальной справедливости, удовлетворения социальных потребностей и интересов работников, в том числе социально незащищенных работников.

Качество правовой деятельности характеризуется сте­пенью использования средств и форм юридического воз­действия на органы и объекты управления. Это касается соблюдения, исполнения и применения норм действу­ющего законодательства, разработки и утверждения ло­кальных нормативных актов организационного и эко­номического характера. Базой для формирования каче­ства правовой деятельности являются ГК РФ, ТК РФ и КоАП РФ.

Качество экологической деятельности определяется степенью экологической чистоты выпускаемой продук­ции, технологического процесса и отходов производству. Мерилом качества экологической деятельности является соблюдение стандартов ИСО 14000 и выполнение условии стратегии устойчивого развития.

Качество этической стороны деятельности формиру­ется за счет соблюдения руководителем этических норм. Они представляют систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых является обязательным для всех работников организации.

Качество психологической стороны деятельности опре­деляется уровнем учета и использования личностных качеств работника в социально-трудовых отношениях. Критерием качества является соотношение между отно­шениями взаимодействия и противодействия по верти­кали и горизонтали коммуникаций. Чем больше пози­тивного взаимодействия, тем выше качество психологи­ческой стороны деятельности.

Качество политической стороны деятельности — это лояльность и поддержка руководителем государственного курса развития страны и стратегии развития своей ком­пании.

Качество партийной стороны деятельности — это сте­пень реализации партийной программы в компании при производстве продукции или проведении политических мероприятий.

Организаторская деятельность (ОД) является связующей для всех видов управленческой деятельности. Она фор­мирует функционирование этих видов деятельности и раз­вивает связи между ними. Низкое качество ОД может свести на нет высокое качество какой-либо управленче­ской деятельности.

Стимулирующие условия для эффективной работы коллектива:

— обеспечение разработчиков полной и своевремен­ной информацией;

— использование современных информационных тех­нологий;

— профессиональное проведение в коллективе разра­ботчиков мозговой атаки и фиксация полученных резуль­татов;

— использование опыта и знаний наиболее профес­сиональных по решаемой задаче специалистов;

— разностороннее рассмотрение всех этапов процес­са ПРУР, особенно ситуации;

— преодоление местничества, субъективизма и пока­зухи (сиюминутного эффекта);

— отражение в решениях главных достижений кол­лектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;

— осуществление мониторинга решений.

Успешная деятельность организации в первую оче­редь зависит от профессионализма руководителей и спе­циалистов в области управления.

Типовая схема управления качеством УР:

— разработка методологических основ управления качеством;

— анализ основных элементов, определяющих ка­чество УР;

— стандартизация ключевых элементов, составляющих процесс ПРУР;

— формирование организационных основ управления процессом ПРУР;

— сертификация процессов ПРУР.

Основное внимание уделяется качеству процессов под­готовки и реализации управленческих решений. Состав функций подготовки и реализации УР: паблик рилешнз; информационная подготовка; разработка вариантов УР (более 2-х); внешнее и внутреннее согласование вариан­тов с необходимыми специалистами; выбор одного УР; выбор формы представления УР; утверждение одного УР; паблик рилейшнз; выбор формы реализации УР; органи­зация выполнения; контроль; информирование; архива­ция данных об УР.

Системный подход к формированию высокого каче­ства процесса ПРУР — это обязанность, долг и естест­венная потребность профессионального руководителя. Качество УР — это степень соответствия УР внутрен­ним требованиям (стандартам) организации. При под­готовке и реализации УР руководитель должен уделять внимание каждому этапу этого процесса. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшее качество УР — 0, а высшее — 1. Алгоритм общего качества УР:

— если операции, составляющие какой-либо процесс, выполняются последовательно друг за другом, то общее качество процесса будет равно произведению значений качеств всех составляющих ее операций;

— если операции, составляющие какой-либо процесс, выполняются параллельно, то общее качество процесса будет равно минимальному из значений качеств всех со­ставляющих ее операций;

— если операции выполняются смешанно друг по от­ношению к другу, то операции следует сгруппировать на последовательные и параллельные. После этого для каж­дой группы и в целом подсчитать общее качество.

На качество процесса подготовки и реализации УР влияют: информация, набор целей управления, методы разработки УР, набор объектов, входящих в концептуаль­ную модель предприятия, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР, а также общесистемные элементы: законы управления и органи­зации, законы для организаций. В среде этих законов и

осуществляется процесс подготовки и реализации УР. Все элементы должны усиливать действие друг друга, т.е. составлять систему.

31. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УР

Эффект — это впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь органи­зационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую, технологическую и социальную окраску.

Соотношение эффекта (результата) и затрат характери­зует эффективность какой-либо деятельности или явле­ния. Эффективность может быть положительной и отри­цательной. Эффективность компании в целом складывается из эффективности УР, эффективности продукции, спо­собности компании к ее производству, высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиентов.

Эффективность УР — это ресурсная результативность, полученная по итогам подготовки или реализации управ­ленческого решения в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др.

Организационная эффективность УР — это факт дости­жения организационных целей за счет меньшего числа работником или меньшего времени. Организационные цели связаны с реализацией следующих потребностей человека: потребность в организации жизни и безопас­ности, управлении, стабильности, порядке. Организаци­онная эффективность и качество УР неразрывно связаны между собой.

Экономическая эффективность УР — это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного за счет реализации конкретного УР, и затрат на его подготовку и реализацию.

Социальная эффективность УР — это факт достижения социальных целей для большего количества человек и об­щества за более короткое время, меньшим числом работ­ников, меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют следующие потребности человека: потреб­ности в информации, знаниях, творческом труде, само­выражении, общении, отдыхе.

Технологическая эффективность УР — это факт дости­жения определенных результатов (отраслевого, нацио­нального или мирового технологического уровня произ­водства), запланированных в бизнес-плане, за счет более короткого времени или меньших финансовых затрат. '

Психологическая эффективность УР — это факт дости­жения психологических целей для большего числа работ­ников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затра­тами. Психологические цели реализуют следующие; по­требности человека: потребности в любви, семье, свобод­ном времени.

Правовая эффективность УР — это степень достиже­ния правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или мень­ шими финансовыми затратами. Правовые цели реали­зуют следующие потребности человека: потребность в безопасности и порядке.

Экологическая эффективность УР — это факт дости­жения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. Экологические цели реализуют следующие потребности человека: потребность в безопасности, здоровье, в организации устойчивого раз­вития жизни, физиологические.

Этическая эффективность УР — это факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или мень­шими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравст­венных норм поведения окружающими людьми.

Политическая эффективность УР — это факт достиже­ния политических целей организации и персонала за бо­лее короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют следующие потребности человека: потребность в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении управлении.

Эффективность УР определяется по уровням ее раз­работки, охватом людей и компаний. Выделяют эффек­тивность УР на уровне производства и управления ком­пании, группы компаний, отрасли, региона, страны.

В деятельности компании необходимым условием эф­фективного функционирования является баланс интере­сов всех участников бизнеса (собственников, менеджеров, персонала, контрагентов, клиентов и др.).

Методы для измерения (оценки) экономической эф­фективности:

— сравнение различных вариантов;

— косвенный, по конечным результатам;

— прямой, по непосредственным результатам дея­тельности.

Метод сравнения различных вариантов предполагает анализ рыночной стоимости УР и затрат на УР путем анализа вариантов УР для одного и того же типа объекта, разработанных и реализованных примерно в одинаковых условиях. Необходимо отделить влияние субъективного фактора, тормозящего или ускоряющего данный процесс.

При подготовке курса лекций использовалось учебное пособие Е.И. Бражко, Г.В. Серебряковой, Э.А. Смирнова «Управленческие решения» - М., Риор, 2008. – 126 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.