Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности подросткового возраста




Психологические особенности младшего школьного возраста

(6–11 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА:

– перестройка познавательных процессов, направленная на формирование произвольности, продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте;

развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли (ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени управлять своим поведением);

– развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты);

– формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия);

– развитие саморегуляции поведения, воли;

– усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта;

– овладение навыками самообслуживания и домашнего труда;

– расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе;

– включенность в развивающие игры, которые занимают второе место после учебы;

– формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;

– формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, появляются неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы.

 

(11-14 лет)

- ведущая деятельность – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе:

- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями;

- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;

- формирование самооценки, характера;

- возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения;

- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;

- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны;

- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

- появление сексуальных влечений и интересов;

- формирование самосознания своего «Я», эгоистичности;

- избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;

– возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);

– формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

 

Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная:

- формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;

- соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;

- возрастание волевой саморегуляции;

- усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;

- развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;

- формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

- увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;

- стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;

- пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;

- проявление рационализма, практицизма;

- готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости;

- стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности;

- отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;

- завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям;

- появление первого чувства любви, дружбы;

- существенная перестройка эмоциональной сферы;

- недостаточное осознание последствий своих поступков.

Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)

 

- зрелость в умственном, нравственном отношении;

- убежденность, сложившееся мировоззрение;

- чувство нового – смелость, решительность;

- самостоятельность, прямолинейность;

- критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;

- сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших;

- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;

- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;

- принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни);

- выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.