КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности подросткового возраста
Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА: – перестройка познавательных процессов, направленная на формирование произвольности, продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте; – развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли (ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени управлять своим поведением); – развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты); – формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия); – развитие саморегуляции поведения, воли; – усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта; – овладение навыками самообслуживания и домашнего труда; – расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе; – включенность в развивающие игры, которые занимают второе место после учебы; – формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки; – формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, появляются неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы.
(11-14 лет) - ведущая деятельность – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе: - интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма; - неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями; - самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми; - формирование самооценки, характера; - возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения; - формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы; - отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам; - развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями; - самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны; - склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения; - появление сексуальных влечений и интересов; - формирование самосознания своего «Я», эгоистичности; - избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей; – возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они); – формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).
Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет) Ведущая деятельность – учебно-профессиональная: - формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств; - соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию; - возрастание волевой саморегуляции; - усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления; - развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения; - формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии; - увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений; - стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности; - пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия; - проявление рационализма, практицизма; - готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости; - стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности; - отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам; - завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям; - появление первого чувства любви, дружбы; - существенная перестройка эмоциональной сферы; - недостаточное осознание последствий своих поступков. Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
- зрелость в умственном, нравственном отношении; - убежденность, сложившееся мировоззрение; - чувство нового – смелость, решительность; - самостоятельность, прямолинейность; - критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью; - сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших; - скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения; - неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком; - принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни); - выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |