Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Барокко

02.03.13.

 

В 17 веке – начало Нового времени. Происходит становление новой культурной картины мира. Меняются внешние обстоятельства жизни, а также формы мышления. Меняются представления человека о мире и о самом себе. В число столовых приборов входит вилка. В женскую обувь входит каблук вместо плоской подошвы. Появляются в широком обиходе чай и кофе. В продаже появляется водка. Тем не менее, это век весьма драматический. Войны, революции.

1600 – сожжен на костре Джордано Бруно. Галилей отрекается от своих открытий.

Человек есть второй Бог – это суть ренессансного мышления о человеке. В 17 же веке становится понятно, что человек совсем не бог. «Человек – мыслящий тростник» - Паскаль. Человек живет в огромной и непознаваемой вселенной, он мало знает о мире и о себе. Это период научной революции, когда рациональное знание, проверенное и доказанное, приобретает немыслимое значение. Наука распространяется, появляются научные институты и т.д. Начинается накопление научных знаний. Человек Нового времени смотрит на мир вооруженным взглядом, в том числе, через телескоп. Коперник, Галилей. Человек чувствует, что вселенная непостижима и таинственна, а человек в ней всего лишь песчинка, молчаливый тростник. Новое мироощущение требовало нового выражения. Меняются его очертания. Активно развивается не только литература, но и литературная критика. В большом количестве появляются литературные клубы, кружки и т.д. Очень быстро распространяется печать. Развиваются различные варианты литературы. До этого литература делилась только на периоды – средневековая и т.п. У представителя каждого направления вырабатывается своя собственная тактика. Два важнейших направления – барокко и классицизм. Их объединяет одна общая установка – крах ренессансных иллюзий.

 

 

Само слово означало «неправильный», «не такой как надо». Употреблялось для описания, например, жемчуга с дефектом. Далее это слово приобрело значение чего-то неправильного, вычурного, уродливого. Первоначально это слово имело негативное, уничижительное значение. Со временем термин утратил негативный подтекст и им стало называться просто направление в литературе. Литература барокко – трагическая литература. На смену ренессансной литературы, состоящей из гармонии, приходит дисгармония, идея о мыслящем тростнике, что человек не способен побороть зло, присутствующее в мире.

Господствующим понятием является «vanitas» - бренность. Все земное бренно, мир – обитель бед и страданий. Пепел, прах, дым, цветок, теряющий лепестки, догорающая свеча.

Мир театров, мир сцен. Весь мир – театр. Идея мира и театра становится чрезвычайно важной в барокко. Жизнь – такая же драматичная.

Италия, Испания, Германия. Родина барокко – Италия.

Жан Батист Марино – основатель барокко, живший на рубеже 16-17 веков. Его поэзия оказала сильное влияние. Далее его мировоззрение и творческая практика распространилась в Италии, Испании, Франции.

Человек обречен на страдание и боль. Мир соткан из противоречий и контрастов. Трагическое и комическое, прекрасное и безобразное. Поэтика барокко не стремится сгладить эти различия, а наоборот подчеркивает. В своих заметках о собственном творчестве он говорил «если ты не можешь ничем удивить, иди на конюшню и найди себе практическое занятие». Искусство должно удивлять, поражать. Все искусства родственны. Живопись – немая поэзия, поэзия – говорящая живопись. Синтез, сочетание разных видов искусства в едином художественном тексте. Опера, вокальное искусство, литература – синтетический жанр.

Визуальная поэзия – текст стихотворения представляет собой рисунок. Роза, крест, бокал, корона – текст воздействует синтетически и как визуальный образ, и как текст. Искусство должно удивлять, и это пораждает декоративность, любовь ко всему причудливому, вычурному, любовь к гротеску, любовь к метафоре (особенно).

Метафора – сближение далеких друг от друга явлений по принципу сходства. Метафора – это не способ украсить повествование, но это само ядро художественного текста. Это бутон, который, развертываясь, обнаруживает непостижимую сущность мироздания. Теоретики в области барокко пишут об этом особенно часто. Два человека: Бальтасар Грасиан, испанский поэт и критик; Эмануэле Тезауро, итальянец. Они составляют фундамент критики барокко.

 

Бальтасар Грасиан:

Искусство должно создаваться для немногих, ориентировано на узкий круг ценителей. Оно элитарно. Оно не должно быть общедоступным. Общедоступность – это синоним вульгарности. Оно требует усложненной формы, которая и исключит общедоступность. Остромыслие – умение сводить несхожее, уметь создавать поражающий воображение художественный текст.

 

Эмануэле Тезауро:

Более подробно характеризует метафору как главное художественное средство. Защищает мысль Грасиана о том, что искусство должно быть сложным. Ибо только сложное произведение искусства способно доставить интеллектуально наслаждение. Он призывает писателей и поэтов избегать всякой общедоступности и вульгарности.

 

Классицизм

 

Доктрина классицизма – противоположная доктрина. Классицизм – образцовый, классический. Рационалистическая философия нового времени Рене Декарта – его мысли легли в основу классицизма. Основывается на рационализме, от слова разум. То есть классицизм апеллирует к разуму в отличие от барокко, апеллирующего к воображению. Идея двойственности человеческой личности. Материальная и духовная субстанции – как они взаимодействуют, как они сочетаются? Эта двойственность неустранима, два начала: телесное (разумное, рациональное) и духовное (чувственное). Определяющим конфликтом становится конфликт между разумом и страстью. Рационализм классицизма – дисциплина ума, дисциплина творчества. Главное в искусстве – разум, мысль. Предметом изображения в искусстве должен быть разум. Преобладание жанров объективных над субъективным. Лирика пребывает на заднем плане. Из лирических жанров развитие получают только те, где личное начало не очень значимо. Например, ода, сатира (ориентируется на изображение объективных пороков и добродетелей), басня (жанр иносказательного стихотворения). Античные классики – Гораций с его искусством поэзии. Главное в искусстве – логическая стройность, ясность мысли, ясность выражения. Искусство должно быть понятным всем, ясным, общедоступным. Должна быть мера во всем, Грасианская золотая середина. Понятие золотой меры, дисциплины, симметрии, присущие всей эпохе классицизма – это можно наблюдать везде. Симметрично подстриженные деревья и т.д.

Нормативность поэтики – соответствие законам разума, ясность мысли. Только ясность мысли и разума есть признак хорошего вкуса. Правило хорошего вкуса одинаково во все времена, раз разум неизменен. Идеал хорошего вкуса – античное искусство, античная классика (искусство Древней Греции и Рима). К такому идеалу нужно стремиться, но превзойти нельзя. Хорошее произведение искусства – подражание античным образцам. Отсюда вытекали конкретные требования к искусству, наиболее полно сформулированые Никола Буало в его работе под названием «Трактат поэтического искусства» - это о том, как надо писать стихи. Буало – это голос классицизма. Главное требование к поэту – разумное отношение ко всему – к своему дару, к материалу и т.д. Он призывает поэтов не увлекаться сложными формами, внешними предметами. Он упрекает барокко за неясность и вычурность. Буало развивает наиболее ясные и чеканные формулировки. Искусство должно быть правдоподобным, но не таким, какое оно есть, а каким оно должно быть с точки зрения разума, разумной нормы. Невероятное растрогать неспособно. Безобразные стороны жизни в искусстве должны быть облагорожены. Не подражание природе, а искусство облагораживания природы. Главные приметы классицизма – логическая стройность, простота сюжета и формы, ясность, четкость. Мысль о необходимости очень строго ограничить фантастический элемент, кроме античной мифологии (в отличие от барокко, обожающего фантастику).

Таким образом, классицизм и барокко абсолютно противопоставляются друг другу. Но это оба трагические направления.

В классицизме человек способен силой разума одерживать победу над хаосом.

Это разные жанры, разные литературные миры. С этим связана иерархия жанров. Вычленяются ведущие жанры. Делятся на высокие и низкие. Их смешение не допустимо

 

Высокие:

Эпопея, трагедия, ода – эти жанры призваны воплотить государственные или исторические события. В них действуют высокие герои, например, полководцы, монархи, мифологические персонажи.

Низкие:

Сатира, комедия и басня – изображают обычную жизнь обычных смертных, как правило, в комическом ключе.

Высокий стиль для высоких жанров, низкий для низких.

Родина классицизма - Франция. То есть для Италии 17 век – это век барокко, для Франции – век классицизма.

В классификацию жанров не попадает роман. Считалось, что это вульгарный жанр. Это потому что в античной классике не было романа.

 

Соотношение и формы взаимодействия барокко и классицизма были различны в разных странах.

Поэтика – это устройство художественного текста, пространственно-временная система, определенные комбинации и т.д.

Испанская литература 17 века

17 век для Испании – это время упадка во всех сферах жизни. Исчезли целые отрасли производства, упало сельское хозяйство. Был провал и во внешней политике (разорительные долгие войны с протестантскими странами). Испания лишилась значительной части территорий. Теряла территории, теряла влияние. Перестала быть главным игроком на мировой арене. Мрачное, дисгармоническое искусство барокко очень соответствовало состоянию Испании.

В испанской поэзии сформировались две главенствующих формы: культизм (гонгоризм) и консептизм. В действительности это две стороны барокко. Задача художника – противопоставить хаотичной, уродливой реальности миру совершенной красоты искусства. Однако постижение этой красоты доступно немногим, лишь избранным. Так называемый темный стиль культизма – нарочито затемненный стиль: искусственно усложненная грамматика, неологизмы, сложные метафоры (иносказания).

Школа консептизм – задача не усложнять искусство, но попытать в литературной форме раскрыть сущность самой мысли, сложность каждого понятия, всего сущего, сущность мироздания. То есть вводились сложные понятия, которые сами по себе уже были сложными (особенно метафоры). Желанием было не зашифровать свою мысль, но в непростой форме выразить идею. Характерные прием консептизма – игра со смыслом одного и того же характера, разного рода каламбуры, разрушение привычных выражений. Франсиско де Кеведо – у него наиболее ярко выражался консептизм.

На практике литературные приемы обеих школ были очень схожи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правоотношений | Луис де Гонгора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.