КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальность педагогики как науки о человеке и образовании
История жизни многих поколений свидетельствует, что нет более трудных проблем, чем человеческие, и не существует более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека, воспитание личности, организация совместной деятельности и общения людей. Опыт показывает, что попытка решения вопросов человеческой жизнедеятельности на основании только обывательских житейских знаний, интуиции или догадок равносильна знахарству в медицине. Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду, что послужило основанием к возникновению педагогической науки. Педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности. Немецкий философ И. Кант (1747—1804) в свое время писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та..., из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Педагогика — это наука о человеке, изучение который дает ответы на ряд вопросов, считающихся сложными и актуальными во все времена: как успешно и продуктивно работать и общаться с людьми? Как совершенствовать себя, чтобы разумно реализовать собственный внутренний потенциал и добиться поставленных целей на благо себя и окружающих людей? Как достичь успеха в семейной, профессиональной, гражданской сферах жизнедеятельности? В условиях быстрого развития всех сфер общества, когда жизнь резко изменяется и усложняется, расширяются и возрастают требования к личностному и профессиональному уровням развития людей. Эти вопросы стали еще актуальнее и требуют разработки и применения новых социальных технологий их разрешения. Знания о сущности социальных технологий и способах их использования раньше необходимы были только педагогическим работникам, сейчас же — каждому образованному человеку, а тем более — молодому специалисту, входящему в самостоятельную жизнь и жаждущему успеха в ней. Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, знает ли он сущность окружающей его педагогической действительности, психологические, возрастные, тендерные особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений и факторов на жизнедеятельность человека, его личностное и профессиональное развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни и трудовой деятельности при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций. Эти знания и умения отражают сущность психолого-педагогической культуры молодого специалиста — выпускника высшей школы. Психолого-педагогическая культура личности — это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя; организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие: психологическая и педагогическая, которые реализуются на двух уровнях: общем, обеспечивающем человеку достойное бытие в социуме, и профессиональном, способствующем достижению успеха в избранной трудовой деятельности. Общая педагогическая культура выполняет следующие функции в жизнедеятельности личности: • является основой самосовершенствования; • механизмом преемственности и сохранения положительного в опыте прошлых поколений, других культур; • барьером деструктивности, экспансии дидактических нововведений; • барьером гиперболизации односторонних, однотипных средств взаимодействия с людьми, окружающим миром; • средством гармонизации отношений человека с социумом, природой, самим собой; • средством внегенетического наследования и освоения поведенческих программ социального наследия.
2. Цели изучения курса «Основы педагогики». В системе подготовки кадров высшей квалификации непедагогических специальностей курс «Основы педагогики» относится к базовым социально-гуманитарным дисциплинам и способствует повышению общекультурного и профессионального уровня будущих специалистов. Курс «Основы педагогики» нацелен на овладение студентами основами педагогических знаний, необходимых для развития их гуманитарного мышления и творческого потенциала, организации их профессиональной деятельности, самообразования, а также личной и семейной жизни. Задачами курса являются: 1) ознакомление будущих специалистов с основными педагогическими категориями, системами, процессами и их проявлениями в жизни современного общества; 2) формирование у студентов ценностного отношения к образованию и положительной установки на самообразование и самовоспитание; 3) приобретение будущими специалистами практических умений и навыков по анализу образовательных ситуаций, рефлексии индивидуальной и коллективной деятельности, организации продуктивного взаимодействия и общения, проектированию личностного и профессионального самосовершенствования. В результате изучения курса «Основы педагогики» студент должен знать: — основные категории педагогики, их общекультурное значение и место в системе наук о человеке и обществе; — направления и способы практического применения педагогических знаний в процессе становления личности и ее профессиональной деятельности; — сущность образования как педагогического процесса и системы, основные способы его организации и тенденции развития в современном мире; — сущность обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов; — основные принципы, содержание и методы семейного воспитания; — закономерности, принципы, способы личностного и профессионального самосовершенствования, а также развития творческого потенциала личности. В результате изучения курса «Основы педагогики» студент должен уметь: — анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения; — рефлексировать процесс и результат деятельности; — организовывать продуктивное личностное и профессиональное взаимодействие и общение; — учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; — использовать методы и приемы воспитания в группах и коллективах; — осуществлять воспитание и развитие детей в семье; — самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и "реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |