Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические технологии в образовательном процессе




1. Особенности традиционного и технологического подходов к организации обучения.

2. Сущность и основные виды образовательных технологий.

3. Критерии эффективности педагогических технологий.

4. Характеристика основных личностно ориентированных (развивающих) технологий.

 

 

  1. Особенности традиционного и технологического подходов к организации обучения.

 

 

«Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, ремесло, умение и logos – учение, наука) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» (Советский энциклопедический словарь, -- М., 1994. – С. 1329). В Словаре русского языка С.И. Ожегова (М., 1994. – С. 692) отмечается: «Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».

Технология – термин производственный. Однако распространение достижений научно-технического прогресса в различные области знаний и практики, проникновение технологического подхода в непроизводственную сферу жизнедеятельности общества выступают важнейшими общемировыми тенденциями социального развития.

Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации образовательного процесса и управления им позволяет выделить этапы формирования понятия педагогической технологии: педагогическая техника, аудивизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, научная организация труда учителя и школьника, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, информационная технология, модульное обучение, педагогическая технология (в безмашинном и автоматизированном вариантах).

Причины технологизации образовательного процесса школы:

1) недостаточный уровень готовности выпускников школ жить и работать в динамично меняющемся обществе. Действительно, традиционные методики обучения и воспитания, направленные на усвоение учащимися готовых ЗУНов, не создают условия для формирования у них коммуникативных, проектировочных, оценочных, рефлексивных умений, которые и составляют суть так называемых универсальных способностей или компетенций личности. Именно интеллектуальные, коммуникативные, информационные и другие виды компетенций личности позволяют ей успешно разрешать нестандартные ситуации в новых условиях;

2) недостаточно высокий уровень результативности учебно-воспитательного процесса современной школы свидетельствует о том, что традиционные методики себя исчерпали. Следовательно, повышение качества и эффективности образовательного процесса школы может произойти только за счет реализации новых подходов к способам и содержанию обучения;

3) потребности повышения мотивации и активизации учебно-познавательной, поисковой деятельности школьников; замены малоэффективного вербального способа передачи знаний (по данным психологов, ученик усваивает не более 36% информации «со слов»);

4) возможности экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя, обеспечивающих гарантированные результаты обучения и снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

Необходимо отметить, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники. Во всемирно известной «Педагогической поэме» (1933-1935) он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди … Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка».

И все же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. Наиболее известные авторы современных педагогических технологий за рубежом: Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др. В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента (Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992. - 144 с.).

В современной педагогической теории нет единой, общепринятой позиции в отношении сущности слагаемых характеристик понятия педагогической технологии. Это связано с продолжающимся спором о том, является ли педагогика, педагогическая деятельность наукой или искусством. Академик РАО В.П. Беспалько считает, что «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы все началось сначала» (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – С.5.).

Сегодня понятие «педагогическая технология» вошло в педагогическую науку и практику, однако пока остаётся неясным его место и взаимосвязи в тезаурусе педагогики. Используется целый ряд определений.

1. В российском учебном пособии по педагогике под ред. П.И. Пидкасистого (Изд. 2-е, М., 1996. - 168 с.) технология рассматривается как направление в педагогической науке, как средство научного исследования процесса обучения. «Технология обучения (педагогическая технология) – это новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов».

2. В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система является основой для разработки технологии. Основное внимание сосредоточено на предварительной разработке учебно-педагогического проекта. Перевод осуществляется на языке дидактики – «дидактическая задача» и «технология обучения». Технология обучения определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989).

3. «Педагогическая технология – это проект системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся» (Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. – Мн., 1996).

4. «Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов» (Митчел П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. – Лондон, 1978).

5. «Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивая всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (ЮНЕСКО, 1986).

В каждом из вышеприведенных определений технологий выделяются общие признаки технологизации образовательного процесса.

  1. Критерии эффективности педагогических технологий.

Критерии технологичности учебного процесса школы (по Г.К.Селевко):

1) концептуальность. Каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на теории поэтапного формирования умственных действий, теории проблемного обучения, идее укрупнения дидактических единиц и т.д.;

2) системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов учебного процесса, завершенностью и структурированностью учебного материала;

3) управляемость, то есть возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностичной постановки целей; проектирования процесса обучения; «встроенного» контроля, который позволяет корректировать результаты и сам процесс; отбора средств и методов обучения;

4) эффективность. Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение;

5) воспроизводимость, то есть тиражирование, передача и заимствование технологий другими педагогами.

Сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к процессу обучения**

Таблица 22

Позиции для сравнения Традиционная практика обучения Технологии обучения
     
Возможность предварительного проектирования Нет возможностей, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз Есть. Заметим, что педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовым проектом урока
Основания для построения Традиция, интуиция педагога, метод проб и ошибок; личностные качества и профессионализм педагога Научные (в основе каждой их технологий обучения лежит одна или несколько научно-педагогических теорий)
Возможности передачи и заимствования другими педагогами Ограничены. При изучении педагогического опыта перенимаются, в лучшем случае, отдельные приемы работы педагога Большие, поскольку наука универсальна и объективна. В технологиях практически не проявляются личностные качества педагога
Способ целеполагания Через деятельность учителя или изучаемое содержание Через действия учащихся, которые участвуют в разработке целей урока, учебной деятельности
Контроль Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни); итоговый «Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам
Достижение запланированного результата Результат достигается не всегда Результат достигается. Если нет, то технология пока не освоена или для ее применения нет соответствующих условий

 

  1. Сущность и основные виды образовательных технологий.

 

Существуют различные классификации технологий. Например, М.В. Кларин на основе анализа инновационных моделей обучения в зарубежной педагогической практике выделяет четыре модели учебно-воспитательного процесса:

§ обучение как усвоение заданных образцов;

§ обучение как дискуссия;

§ обучение как игра;

§ обучение как исследование.

Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

Г.К. Селевко выделил классы педагогических технологий, которые имеют различную концептуальную основу:

§ личностную ориентацию педагогического процесса;

§ активизацию и интенсификацию деятельности учащихся;

§ эффективное управление и организацию учебного процесса;

§ дидактическое совершенствование и реконструирование материала;

а также следующие виды технологий:

§ технологии современного традиционного обучения;

§ частнопредметные;

§ альтернативные;

§ природосообразные;

§ развивающего обучения;

§ авторских школ.

В современной образовательной практике выделяются две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса: 1) реализация технологического подхода к его проектированию и осуществлению; 2) гуманизация отношений учителя и учащихся (преподавателя и студентов или слушателей). В соответствии с этим Д.Г. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Предметно-ориентированные технологии еще называют знаниевыми или обучения, а личностно-ориентированные – способностными, развивающими, гуманитарными. Можно назвать несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – преподавание или познание, б) по содержанию образования – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и опыт мышления и деятельности, в) по «продуктам» применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для ответственного выбора и т.д. Вполне очевидно, что в каждой из технологий заключен как знаниевый, так и развивающий потенциалы.

Если рассматривать понятие «технология» как деятельностную категорию, как инструментарий упорядочения и повышения эффективности деятельности педагога, а саму педагогическую деятельность определять как целостную, полифункциональную, полиструктурную, которая в динамике представляется как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, то целесообразнее всего вести речь не о педагогических (образовательных) технологиях или технологиях обучения, а о более широком понятии – технологиях профессиональной деятельности педагога. В связи с этим выделяются 3 основания, по которым можно классифицировать технологии педагогической деятельности:

  • по основанию реализации базовых процессов образования;
  • по основанию управления деятельностью;
  • по основанию профессиональных функций педагога.

 

  1. Характеристика основных личностно ориентированных (развивающих) технологий.

 

Схема 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.