Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Математика




Первый признак, указывающий на монополизацию отраслевого рынка, это получение в долгосрочном периоде «экономической» прибыли, то есть такой, которая превышает минимально допустимую или «нормальную» для данной отрасли при условии сохранения конкуренции.

Все эти средства легче применять крупным предприятиям, с большими финансовыми возможностями. Относительно реже в России используются технологические инновации (ноу-хау), глубокая дифференциация продукции.

Модуль 7. Стремление к монополизации рынка как фактор концентрации производства

 

Возможности предприятия повышать свою доходность зависят не только от снижения производственных издержек, но также от уровня имеющейся у них рыночной власти, т.е. от возможности прямо влиять на уровень цен отраслевого рынка. Самые распространенные средства монополизации отраслевых рынков в России:

· создание административных барьеров для входа в отрасль новых фирм («административный ресурс», коррупция);

· захват в собственность источников дефицитного сырья;

· криминальные акции в отношении руководителей конкурирующих мероприятий.

На верхнем рисунке показана ситуация, при которой в условиях свободной конкуренции за счет беспрепятственного создания в отрасли новых предприятий рост предложения в долгосрочном периоде ведет к снижению цены до уровня, соответствующего минимально приемлемой для инвесторов рентабельности.

В условиях закрытого рынка в долгосрочном периоде объем производства не достигает уровня максимальной выручки, цена превышает уровень минимально приемлемой для инвесторов рентабельности, обеспечивая получение экономической прибыли («сверхприбыли»)

 

         
    выручка      
           
      нормальная прибыль
           
затраты          
           
           
      Nopt Мopt  

 

             
        выручка  
             
        экономическая прибыль
     
             
      затраты      
             
             
        Nopt Мopt  
             

 

На этом явлении основан расчет показателя степени монополизации рынка, в зарубежной литературе называемый «индексом Лернера». Он рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от продаж (рентабельность оборота). Однако в разных отраслях в силу их специфики капиталоемкость бизнеса различна и нет прямого соответствия между рентабельностью инвестиций и рентабельностью оборота.

Кроме того, «нормальная» прибыль складывается в зависимости от степени риска в отраслевом бизнесе. Это значит, что в наукоемких отраслях с высокой степенью технических рисков высокая рентабельность не является бесспорным свидетельством монополизации рынка, она может обеспечивать лишь приток минимально необходимого венчурного капитала.

Другой показатель – индекс Герфиндаля (Н) – основан на соизмерении рыночных долей входящих в отрасль предприятий.

 

H = S12+ S22+ S32+…+ Si2+ Sn2

 

где Si - доля i фирмы на отраслевом рынке, %

Для чистой монополии S1= 100% и Н = 10 000; для отрасли с высокой конкуренцией, где присутствует 100 фирм Si= 1% и Н = 100; для олигополии с 10 одинаковыми по размеру фирмами Si= 10% и Н = 1000.

Пусть в отрасли 11 фирм, но доля крупнейшей из них составляет S1=50%, а остальные мелкие фирмы занимают по 5% рынка каждая. Тогда индекс Н = 2750, что свидетельствует о значительной монополизации рынка, хотя число фирм даже больше, чем в 3-м примере с равной олигополией.

 

 

Приложения производной. Функции нескольких




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.