Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод контрольных вопросов




Метод целевых обсуждений

Метод Гордона

Метод сценариев

 

Сценариями называют гипотетические альтернатив­ные описания того, что может произойти в будущем. Сценарии не просто плод фантазии, а логически обосно­ванные модели будущего, своеобразный рассказ о том, «что случится, если...». Обычно разрабатывают несколько сценариев: оптимистический, пессимистический и про­межуточный. Перед разработкой сценария составляют перечни факторов, влияющих на ход событий и налич­ных ресурсов.

Поиск нестандартных решений вновь возникшей проблемы осуществляется методами генерирования аль­тернатив. Сравнительная предпочтительность различных альтернатив оценивается методом определения рейтин­гов или методами формирования оценочных систем, в состав которых входят критерии оценки, шкалы измере­ния критериев, правила выбора наиболее предпочтитель­ной альтернативы. Этот метод применяется в том случае, когда цель неясна, а есть только исходное состояние системы.

События нижнего уровня декомпозиции ранжи­руются по предпочтительности и вероятности наступ­ления. Наиболее предпочтительный вариант и есть цель системы.

 

Метод предполагает, что участники групповой работы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться, поэтому они не скованы привычными шаблонами. Ведущий в самых общих словах излагает некоторую концепцию, связанную с рассматриваемой про­блемой. Участники высказывают свои идеи для «разго­на», затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция. После этого вскрывается та самая про­блема, ради которой и затевалось обсуждение. В резуль­тате уже «разогретые» участники начинают высказывать совершенно конкретные предложения и думают, как их реализовать.

 

Суть метода заключается в проведении совещания, направляемого ведущим, с тем чтобы вовлечь всех участ­ников в открытую и заинтересованную дискуссию и не дать совещанию вылиться в серию пассивных ответов на вопросы. Отличие от метода «мозговой атаки» и метода Гордона в том, что участники предварительно готовят свою точку зрения по решаемой проблеме. Это одновременно и хорошо, и плохо.

Хорошо потому, что каждый может серьезно подго­товиться к обсуждению, неторопливо взвесить все «за» и «против», если надо, применить индивидуальные эвристи­ческие методы выработки идей. Плохо потому, что при­шедшему к какому-либо решению потом будет трудно отбросить его.

 

Суть метода состоит в том, что генерация вариан­тов решения как бы «направляется» списками контрольных (наводящих) вопросов, которые составляются разными участниками или экспертами. Это обычно вопросы об­щего вида: «А если сделать все наоборот?; А если изме­нить постановку задачи?; А если взять другой материал или изменить форму объекта?» Участники обсуждения отвечают на эти вопросы письменно (очень коротко) и передают друг другу по кругу. Таким образом, каждый знакомится с вариантами решения каждого и дает свои соображения на этот счет. При этом решения как бы акку­мулируются на одном листе каждого из участников об­суждения. Повторяться при этом не нужно.

 

Интегральный метод «Метра»

 

Этот метод сочетает в себе отдельные приемы моз­гового штурма, синектики, морфологических таблиц и метод аналогий. Аналоговая методика «Метра» состоит из шести фаз.

1. Задача ставится в искомой формулировке, а веду­щий призывает участников к свободному обсуждению проблемы (главная цель — ознакомить участников с су­ществом проблемы).

2. Происходит «дробление» исходного представле­ния о проблеме в самых различных аспектах: об объекте, предмете, субъекте, связях (проблема «разжевывается»).

3. Пересмотр исходной формулировки проблемы и попытка новой постановки проблемы, к которой приме­няется мозговой штурм (происходит расширение задачи и упрощение ее постановки).

4. Развитие аналогий в новой постановке пробле­мы, позволяющих разделить ее на ряд подпроблем (при­менение ассоциативных методов к решению расширен­ной задачи, предварительно раздробив ее на ряд подпроблем).

5. Свободный поиск аналогий и ассоциаций, как можно более фантастичных и раскрепощенных (фаза «сво­бодного полета»).

6. Возврат к исходной проблеме, а выдвинутые ана­логии «переводятся» на язык деловых терминов.

Блок-схема метода «Метра» состоит из трех этапов.

Первый этап: формулировка проблемы и ее ана­лиз. Постановка проблемы, генерация исходных идей решения.

Второй этап: «выбор». Он разветвляется на три од­новременные процедуры: «дробление» проблемы с помо­щью аналогий и ассоциаций; комбинаторное построение морфологических таблиц и соотнесение целей и средств для их удовлетворения.

Третий этап: проведение анализа первых результа­тов, формулировка «новой» проблемы и поиск ее реше­ния мозговым штурмом, Различные методы решения сравниваются с исходными критериями поставленной проблемы, проводится сопоставление исходных и полу­ченных результатов. Принимается решение о продолже­нии или прекращении работы, производится возврат к исходной проблеме. Осуществляется повторный анализ полученного решения и сопоставление его с целью ис­ходной проблемы, после чего происходит утверждение одного из вариантов решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.