Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства

Читайте также:
  1. I I I Основы теории механизмов и машин (ТММ)
  2. II. Традиционные теории международного движения капитала.
  3. VI. 2. Система органов государства, их структура и компетенция.
  4. А. Основные понятия теории эффективности: результаты, затраты, эффект, эффективность.
  5. Аксиоматическое построение теории вероятностей.
  6. Анализ методологических принципов в теории С. Л. Рубинштейна
  7. Анализ основной формулы теории упругого режима
  8. Антиинфляционная политика государства
  9. Антиинфляционная политика государства
  10. Антиинфляционная политика государства.
  11. Антимонопольная политика государства
  12. Антициклическая политика государства.

В разное время у разных народов, ученых и мыслителей су­ществовало различное понимание причин и процесса образо­вания государства.

Одним из наиболее древних признается божественное проис­хождение государства. Такое понимание было широко распрост­ранено среди народов, у которых государственное и божествен­ное идентифицировалось, когда все сущее на земле признавалось созданием Бога.

Однако в зависимости от конкретных исторических условий развития страны, государство признавалось и порождением сил зла. Так, святой Августин, полагая, что появление государства на земле есть результат грехопадения людей и созданием сил зла, считал, что впоследствии, в конце существования мира го­сударство понесет возмездие за грехи.

Одновременно святой Августин признавал, что если государ­ство служит Богу, то его существование оправдано и носит по­ложительный характер.

Теолог Фома Аквинский создал теологическую теорию проис­хождения государства. Он полагал, что государство есть отраже­ние идей Бога на земле, в делах и поступках людей.

В XII—XIII вв. в Западной Европе существовала теория «двух мечей». Она также связывала происхождение государства с Бо­гом, а точнее с религией. По мнению сторонников этой теории основатели религии и церкви имели два меча, данные им Бо­гом. Один меч они вложили в ножны и оставили себе, посколь­ку церковь не должна орудовать мечом. Второй меч они переда­ли князьям, государям и тем самым создали светскую власть, символом и орудием этой власти стал меч. В результате госу­дарь приобрел право повелевать людьми. Смысл этой теории заключается в том, чтобы утвердить зависимость светской влас­ти от церковной.

Некоторые мыслители предпочитали рассматривать государ­ство как результат силы одних по отношению к слабостям дру­гих, которых первые подчиняли своей власти и руководили их жизнью и деятельностью. Такой точки зрения придерживались Платон, Т.Гоббс, Б.Спиноза и некоторые другие.

Широкое распространение среди мыслителей разных времен имели правовые теории происхождения государства. Государство рассматривалось как институт права семейного, вещного, дого­ворного. Теории назывались соответственно патриархальной, патримониальной и договорной.

Патриархальная теория государства связывала его проис­хождение с семьей. Она признавала, что государство предс­тавляет собой расширенную, разросшуюся семью. Такого мнения придерживались древние греки. Во главе такой семьи стоял ее родоначальник — патриарх, который в последующем превратился в князя, царя, монарха и повелевал подданными также, как патриарх повелевал своими сородичами. К монар­ху это право перешло как бы по наследству, в силу правопре­емства.



Существовала также теория, согласно которой Адам был ко­ролем человеческого рода. Монархи являются преемниками Адама и им поэтому принадлежит право осуществления отечес­кой власти над их подданными.

Согласно патримониальной теории государственному поряд­ку, т. е. образованию государства, предшествует порядок собственности. Цицерон, например, утверждал, что мотивом создания государства была защита собственности.

Сторонником патримониальной теории был немецкий уче­ный Л.Геллер, который значительно развил ее. Он считал, что творцами государства являются богатые люди князья. И как только человек становится богатым, он приобретает силу влас­ти, вступает в класс князей и начинает повелевать другими.

К числу сторонников патримониальной теории могут быть отнесены К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин и все марксисты. Их теория происхождения государства носит более широкий ха­рактер и включает в себя не только экономические, но и классовые, и некоторые другие причины. Они основой про­исхождения государства и права признают экономические отношения, которые, в конечном счете, определяют не толь­ко появление государства и права, но и все последующие их изменения и развитие.

Согласно марксистски-ленинской теории появление частной собственности привело к разделению общества на классы бога­тых и бедных и экономической власти первых над вторыми. Эта экономическая власть обусловила появление и политической власти в форме государства, представляющего собой организо­ванное насилие экономически господствующего класса над уг­нетенными и эксплуатируемыми неимущими классами и слоя­ми общества.

Среди правовых теорий происхождения государства важную роль играет договорная, согласно которой правовой основой го­сударства является договор. Наиболее известными сторонника­ми этой теории были Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.Руссо.

Идеи этой теории возникли еще в глубокой древности. Так, древнегреческий философ Протагор усматривал происхождение государства в том, что люди, собираясь вместе, договарива­лись о сосуществовании. Его последователи — софисты разви­ли эту точку зрения. Они считали, что люди путем соглашения решили взаимно обеспечить свое существование на основе справедливости. В последующем эта теория использовалась различными политическими силами с целью доказать незави­симость государственной власти от Бога, обосновать необходи­мость подчинения людей власти императора. Последнюю точ­ку зрения высказывал Т.Гоббс, обосновывая право властителя повелевать народом. Дальнейшее развитие договорная теория получила в работах Ж.Руссо. По его мнению, человек рожден свободным и свобода неотделима от индивида. В результате заключение договора, подчинение общей воле есть подчинение самому себе, а значит и в государстве человек сохраняет свою свободу.

Психологическая теория связывает происхождение государ­ства с проявлением народного духа. Родоначальником этой теории был Аристотель, который признавал у людей государ­ственный инстинкт, их стремление к взаимопониманию, по­буждающему народы к созданию высших социальных образо­ваний. Эта теория связана с теорией общественного договора, побуждающим фактором заключения которого служит мне­ние и определенные душевные движения людей. Наиболее за­конченное развитие психологическая теория происхождения государства получила в трудах русского ученого Л.И.Петра-жицкого. Причины возникновения государства он усматривал не в экономических, социальных, классовых, или иных усло­виях существования общества, а в психике человека, его эмо­циональном состоянии, которые играют главную роль в отно­шениях людей друг к другу и организации этих отношений в форме государства.

Г.Иеллинек считал, что государство прежде всего представля­ет собой принудительную власть по отношению к индивидам. Однако это насилие не может быть оправдано ни общественным договором, ни психологией людей, ни волей Бога. Единствен­ная разумная основа существования государства это цель, ради которой оно действует в обществе и регулирует жизнь людей.

Г.Иеллинек различал субъективную и объективную цель го­сударства. Под субъективной целью он понимал особую цель, к которой стремится государство в каждый данный момент ис­тории во имя собственных интересов и интересов своих членов. Объективная цель представляет собой великую общую цель сохранение индивидуального существования и индивидуально­го благосостояния.

Одной из довольно известных теорий происхождения госу­дарства является теория насилия или завоевания. Один из глав­ных ее основателей австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович писал, что в истории нет случаев, «где бы госуда­рство возникло не при помощи насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда является насилием одного племени над другим, оно выражается в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого насе­ления». При этом «главные основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые ма­ло-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют госу­дарству» ( Гумплович Л. Основы социологии.СПб., 1899. С. 184.).

Близкой к теории насилия является расовая теория, согласно которой все население делится на высшие и низшие расы. Выс­шие расы призваны господствовать над низшими и с целью уп­равления или создают государство, которое могут создать толь­ко высшие расы. Удел низших рас жить в таком государстве и подчиняться ему

Изложенные выше учения о происхождении государства выражали представления людей, в первую очередь мыслите­лей, ученых той эпохи и тех стран в которых они жили и тво­рили. Большое влияние на взгляды ученых оказывала идео­логия общества. Следует также отметить, что их взгляды и теории отражали, как правило, только какую-то одну черту государства. Как известно, государство очень сложное соци­альное явление. Его становление и развитие сопровождалось соответствующими социально-политическими, экономичес­кими, морально-нравственными, национальными, культур­ными и другими процессами, которые учитывались недоста­точно, либо вообще не принимались во внимание в рассмот­ренных теориях.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разложение первобытнообщинного строя и образование государства | Отличие ферментов от катализаторов небелковой (неорганической) природы

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 34.204.11.236
Генерация страницы за: 0.002 сек.