КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории происхождения государства
В разное время у разных народов, ученых и мыслителей существовало различное понимание причин и процесса образования государства. Одним из наиболее древних признается божественное происхождение государства. Такое понимание было широко распространено среди народов, у которых государственное и божественное идентифицировалось, когда все сущее на земле признавалось созданием Бога. Однако в зависимости от конкретных исторических условий развития страны, государство признавалось и порождением сил зла. Так, святой Августин, полагая, что появление государства на земле есть результат грехопадения людей и созданием сил зла, считал, что впоследствии, в конце существования мира государство понесет возмездие за грехи. Одновременно святой Августин признавал, что если государство служит Богу, то его существование оправдано и носит положительный характер. Теолог Фома Аквинский создал теологическую теорию происхождения государства. Он полагал, что государство есть отражение идей Бога на земле, в делах и поступках людей. В XII—XIII вв. в Западной Европе существовала теория «двух мечей». Она также связывала происхождение государства с Богом, а точнее с религией. По мнению сторонников этой теории основатели религии и церкви имели два меча, данные им Богом. Один меч они вложили в ножны и оставили себе, поскольку церковь не должна орудовать мечом. Второй меч они передали князьям, государям и тем самым создали светскую власть, символом и орудием этой власти стал меч. В результате государь приобрел право повелевать людьми. Смысл этой теории заключается в том, чтобы утвердить зависимость светской власти от церковной. Некоторые мыслители предпочитали рассматривать государство как результат силы одних по отношению к слабостям других, которых первые подчиняли своей власти и руководили их жизнью и деятельностью. Такой точки зрения придерживались Платон, Т.Гоббс, Б.Спиноза и некоторые другие. Широкое распространение среди мыслителей разных времен имели правовые теории происхождения государства. Государство рассматривалось как институт права семейного, вещного, договорного. Теории назывались соответственно патриархальной, патримониальной и договорной. Патриархальная теория государства связывала его происхождение с семьей. Она признавала, что государство представляет собой расширенную, разросшуюся семью. Такого мнения придерживались древние греки. Во главе такой семьи стоял ее родоначальник — патриарх, который в последующем превратился в князя, царя, монарха и повелевал подданными также, как патриарх повелевал своими сородичами. К монарху это право перешло как бы по наследству, в силу правопреемства. Существовала также теория, согласно которой Адам был королем человеческого рода. Монархи являются преемниками Адама и им поэтому принадлежит право осуществления отеческой власти над их подданными. Согласно патримониальной теории государственному порядку, т. е. образованию государства, предшествует порядок собственности. Цицерон, например, утверждал, что мотивом создания государства была защита собственности. Сторонником патримониальной теории был немецкий ученый Л.Геллер, который значительно развил ее. Он считал, что творцами государства являются богатые люди князья. И как только человек становится богатым, он приобретает силу власти, вступает в класс князей и начинает повелевать другими. К числу сторонников патримониальной теории могут быть отнесены К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин и все марксисты. Их теория происхождения государства носит более широкий характер и включает в себя не только экономические, но и классовые, и некоторые другие причины. Они основой происхождения государства и права признают экономические отношения, которые, в конечном счете, определяют не только появление государства и права, но и все последующие их изменения и развитие. Согласно марксистски-ленинской теории появление частной собственности привело к разделению общества на классы богатых и бедных и экономической власти первых над вторыми. Эта экономическая власть обусловила появление и политической власти в форме государства, представляющего собой организованное насилие экономически господствующего класса над угнетенными и эксплуатируемыми неимущими классами и слоями общества. Среди правовых теорий происхождения государства важную роль играет договорная, согласно которой правовой основой государства является договор. Наиболее известными сторонниками этой теории были Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.Руссо. Идеи этой теории возникли еще в глубокой древности. Так, древнегреческий философ Протагор усматривал происхождение государства в том, что люди, собираясь вместе, договаривались о сосуществовании. Его последователи — софисты развили эту точку зрения. Они считали, что люди путем соглашения решили взаимно обеспечить свое существование на основе справедливости. В последующем эта теория использовалась различными политическими силами с целью доказать независимость государственной власти от Бога, обосновать необходимость подчинения людей власти императора. Последнюю точку зрения высказывал Т.Гоббс, обосновывая право властителя повелевать народом. Дальнейшее развитие договорная теория получила в работах Ж.Руссо. По его мнению, человек рожден свободным и свобода неотделима от индивида. В результате заключение договора, подчинение общей воле есть подчинение самому себе, а значит и в государстве человек сохраняет свою свободу. Психологическая теория связывает происхождение государства с проявлением народного духа. Родоначальником этой теории был Аристотель, который признавал у людей государственный инстинкт, их стремление к взаимопониманию, побуждающему народы к созданию высших социальных образований. Эта теория связана с теорией общественного договора, побуждающим фактором заключения которого служит мнение и определенные душевные движения людей. Наиболее законченное развитие психологическая теория происхождения государства получила в трудах русского ученого Л.И.Петра-жицкого. Причины возникновения государства он усматривал не в экономических, социальных, классовых, или иных условиях существования общества, а в психике человека, его эмоциональном состоянии, которые играют главную роль в отношениях людей друг к другу и организации этих отношений в форме государства. Г.Иеллинек считал, что государство прежде всего представляет собой принудительную власть по отношению к индивидам. Однако это насилие не может быть оправдано ни общественным договором, ни психологией людей, ни волей Бога. Единственная разумная основа существования государства это цель, ради которой оно действует в обществе и регулирует жизнь людей. Г.Иеллинек различал субъективную и объективную цель государства. Под субъективной целью он понимал особую цель, к которой стремится государство в каждый данный момент истории во имя собственных интересов и интересов своих членов. Объективная цель представляет собой великую общую цель сохранение индивидуального существования и индивидуального благосостояния. Одной из довольно известных теорий происхождения государства является теория насилия или завоевания. Один из главных ее основателей австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович писал, что в истории нет случаев, «где бы государство возникло не при помощи насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда является насилием одного племени над другим, оно выражается в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». При этом «главные основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству» (Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899. С. 184.). Близкой к теории насилия является расовая теория, согласно которой все население делится на высшие и низшие расы. Высшие расы призваны господствовать над низшими и с целью управления или создают государство, которое могут создать только высшие расы. Удел низших рас жить в таком государстве и подчиняться ему Изложенные выше учения о происхождении государства выражали представления людей, в первую очередь мыслителей, ученых той эпохи и тех стран в которых они жили и творили. Большое влияние на взгляды ученых оказывала идеология общества. Следует также отметить, что их взгляды и теории отражали, как правило, только какую-то одну черту государства. Как известно, государство очень сложное социальное явление. Его становление и развитие сопровождалось соответствующими социально-политическими, экономическими, морально-нравственными, национальными, культурными и другими процессами, которые учитывались недостаточно, либо вообще не принимались во внимание в рассмотренных теориях.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |